Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 9 / Пушкарев С.Г._ Россия 1801 – 1917.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
234.5 Кб
Скачать

7. Просвещение и печать.

Царствование Александра II было временем быстрого и широкого развития повременной печати и значительного роста ее общественного влияния. В 1863 году в России выходило (или было разрешено к выпуску) 195 повременных изданий, в 1880 г . — 531. (Татищев, II, 262). Суровая цензурная практика николаевского времени была значительно смягчена в конце 50-х годов, и печать получила такую широкую возможность обсуждения культурных, социальных и даже политических вопросов, которой она никогда не имела прежде, и которую она использовала в полной мере.

Духовными вождями чрезвычайно возросшей количественно разночинной русской интеллигенции в 60-х годах становятся два журнала — «Современник» Чернышевского и Добролюбова и «Русское Слово» Писарева; первый сосредоточивал свое внимание на вопросах социально-политических и вел пропаганду «народнических» и социалистических идей; в «Русском Слове» «нигилисты», во главе с Писаревым, проповедывали полное освобождение личности от всяких авторитетов, традиций и «предрассудков» (в самом широком понимании этого слова).

После закрытия в 1868 году «Современника» и «Русского Слова», журнал Некрасова и Салтыкова «Отечественные Записки» (выходивший до середины 80-х годов) становится наиболее популярным и влиятельным органом русской радикально-народнической интеллигенции. В 1866 году возникает орган русского либерализма «Вестник Европы» (М. М. Стасю-левича). Направо стоят журнал «Русский Вестник» и газета «Московские Ведомости» Каткова и Леонтьева. Органы славянофилов («Русская Беседа», «День», «Москва», «Парус») не пользуются ни симпатиями широкой публики, ни благоволением начальства, и один за другим прекращаются (добровольно или принудительно).

Правительство, встревоженное радикальным и оппозиционным направлением повременной печати, то и дело применяло к отдельным органам печати карательные {252} меры и то ослабляло, то снова усиливало цензуру. В январе 1863 г . цензурное дело было изъято из ведения министерства народного просвещения и передано в ведение министерства внутренних дел. — 6 апреля 1865 г . был издан закон «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати». Согласно новым («временным») правилам, в столицах все повременные издания («коих издатели сами изъявят на то желание») освобождались от предварительной цензуры; от предварительной цензуры освобождались также все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов (т. е. 160 страниц) и переводы объемом не менее 20 печатных листов.

Повсеместно освобождались от цензуры «все издания академий, университетов и ученых обществ и установлений» (Конечно, отмена предварительной цензуры не означала отмены власти наблюдательной и карательной. Министр внутренних дел мог налагать на издателей газет и журналов денежные штрафы, мог запрещать печатание частных объявлений, а также объявлять «предостережения», и после третьего предостережения приостанавливать издание на срок до 6 месяцев (для прекращения издания он должен был «входить о сем с представлением» в Сенат). И «либеральный» министр внутр. дел Валуев и его преемники широко пользовались правом «обуздания» периодической печати: с 1865 до 1880 г . имели место 177 «предостережений» и 52 приостановки (Джаншиев, 374).) .

По вступлении на престол Александра II были отменены введенные в конце николаевского царствования стеснения и ограничения университетской жизни. Университетские аудитории и коридоры стали доступны для всех и наполнились пестрой и шумной толпой «разночинной» молодежи. Жизнь в университетах забила ключом: общественные собрания, публичные лекции, вечера, диспуты сменялись одни другими и привлекали толпы студентов и посторонних лиц. Студенты устраивали кассы взаимопомощи, библиотеки, читальни, литературные предприятия.

«Властителями дум» молодежи являются в эту эпоху Герцен, Чернышевский, Добролюбов и Писарев. Политическое направление молодежи становится радикальным, а ее нервное состояние — повышенным и {253} возбужденным. То и дело происходят конфликты с университетским начальством и столкновения с полицией. В 1861 г . министр народного просвещения адм. Путятин решил «навести порядок» в университете. Он запретил сходки и ввел «матрикулы» и билеты для студентов. Эти мероприятия повели к серьезным волнениям и беспорядкам в Петербургском университете и к его временному закрытию. Волнения распространились и на другие университеты.

В конце 1861 года адмирал Путятин был уволен от должности министра народного просвещения и его место занял либеральный министр А. В. Головнин. Он подготовил и провел новый университетский устав, утвержденный 18-го июня 1863 года. Устав этот установил автономию университетов: ректор, проректор и профессора избираются университетским Советом (в который входят все ординарные и экстраординарные профессора), деканы — собраниями факультетов (деканы подлежат утверждению министра народного просвещения, ректор утверждается «высочайшею» властью). Профессорские коллегии ведут всё дело преподавания; студенческие дела ведет избираемый советом «проректор»; образуется «университетский суд» в составе трех судей из профессоров. — «Сверх студентов, допускаются к слушанию лекций и посторонние лица» (ст. 90). Однако студенческие организации и студенческое представительство не были легализованы новым уставом, — студенты рассматривались как отдельные посетители университета.

В 1863 г . Петербургский университет был открыт, и университетская жизнь во всей России начала развиваться нормально, хотя ход ее не раз прерывался в 60-х и 70-х гг. вспышками «студенческих беспорядков», ставших своеобразной «традицией» в жизни русской высшей школы. (В царствование Александра II было открыто несколько новых высших учебных заведений: в 1864 г . — «Новороссийский» университет в Одессе; в 1869 г . — университет в Варшаве (с русским языком преподавания) и институт сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии (под Варшавой) ; в 1867 г . — историко-филологический институт в Петербурге;

в 1877 — Археологический институт.).

{254} Организацию среднего образования при Александре II регулировал сначала изданный в 1864 году Устав гимназий и прогимназий, согласно которому существовали два рода гимназий: классические (с одним обязательным древним языком) и реальные.

— Напуганное общественным брожением и студенческими беспорядками правительство решило произвести реформу средней школы, чтобы обеспечить для университетов более спокойный и более «благонадежный» контингент слушателей. Сменивший в 1866 году Головнина на посту министра народного просвещения гр. Д. А. Толстой пришел к тому заключению, что изучение естественных наук ведет к материализму и нигилизму, и потому решил изгнать естествознание из гимназий и сделать все гимназии «классическими», с латинским и греческим языками в качестве главных предметов.

При обсуждении проекта Толстого в Государственном Совете он был отвергнут большинством (29-ти против 19-ти), но государь утвердил мнение меньшинства, и толстовский проект стал законом 30-го июля 1871г. Отныне время и силы учащихся, в школе и дома, были загружены «зубрежкой» слов и грамматики, переводами и письменными упражнениями, что, по мнению Толстого, должно было воспрепятствовать проникновению вольнодумных мыслей в головы «классиков» и сделать из них благонравных и послушных студентов (согласно закону 1871 г . только лица с гимназическим образованием могут поступать в студенты университетов). Поведение гимназистов в школе и вне ее подробно регулировалось особыми правилами, за исполнением которых должны были следить классные наставники и их помощники.

В 1872 г . был издан устав реальных училищ, каковые «имеют целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». Курс учения в гимназиях был 8-милетний, в реальных училищах 6-ти или 7-милетний.

Уездные училища были в 1872 году переименованы в городские училища; для подготовки учителей для городских училищ было открыто несколько учительских институтов. — Организацию и ведение дела собственно {255} народного образования должно было регулировать «Положение о начальных народных училищах», изданное 14 июля 1864 года. Для заведывания делом народного образования были учреждены губернские и уездные «училищные советы», составленные из чиновников и представителей общественных организаций.

Народные школы находились или в ведомстве министерства народного просвещения или в духовном ведомстве (церковно-приходские школы).

Со вступлением в управление министерством просвещения

гр. Д. А. Толстого, правительство обнаружило двоякую тенденцию в своем отношении к школьному делу: во-первых, усилить собственный контроль и надзор, а во-вторых, привлечь к руководству делом народного образования представителей дворянского сословия. В 1869 году была учреждена должность инспекторов народных училищ. Согласно данной им (в 1871 г .) инструкции, училища находятся «под постоянным ближайшим наблюдением» правительственных инспекторов, которые в действительности больше наблюдали за «благонадежностью» учителей, чем за собственно педагогической их работой.

— В 1874 г . было издано новое «Положение о начальных народных училищах». В уездном училищном совете председательствует теперь уездный предводитель дворянства, в губернском— губернский предводитель. Учебной частью заведует директор и инспекторы народных училищ. «В случае беспорядка и вредного направления» школа закрывается (по решению уездного училищного совета). «Губернатору принадлежит общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии».

В эпоху Толстого и Победоносцева (обер-прокурора св. Синода с 1880 г .) правительство обнаруживало большую симпатию к церковно-приходским школам и всячески поощряло приходское духовенство к заведению школ, но дело это подвигалось вперед довольно туго, и деятельность земских учреждений на ниве народного образования оказалась более успешной.

Эпоха Александра II впервые принесла в Россию широкое развитие женского образования. В первой {256} половине XIX в. существовало лишь несколько институтов для девиц дворянского звания, да несколько десятков полу-школ полу-приютов «Мариинского ведомства». В 1864 г . и затем в 1870 г . было издано Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Гимназии состояли из 7-ми классов, но для приготовляющихся к педагогической деятельности учреждался 8-й, дополнительный класс. Прогимназии состояли из 3-х или 4-х классов. При гимназии состояли советы попечительный (который избирал начальницу гимназии) и педагогический; председателем последнего был директор мужской гимназии, который «избирал» преподавателей. Помимо министерских женских гимназий существовали гимназии Мариинского ведомства

(К 1880 г . в ведомстве Министерства народного просвещения было 79 женских гимназий и 164 прогимназии; в Мариинском ведомстве — 30 гимназий и 1 прогимназия. Число учащихся в женских гимназиях, составлявшее в 1864 г . около 4 тысяч, через десять лет (в 1875 г .) поднялось до 27 тысяч.) .

Наконец, 70-е годы XIX века ознаменовались в России началом высшего женского образования (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). Средние женские школы дали уже достаточный контингент лиц, стремящихся к высшему образованию, и в 70-х гг. в столицах возникают «высшие женские курсы» с программами университетского преподавания: курсы проф. Герье в Москве (с 1871 г .), проф. Бестужева-Рюмина в Петербурге (с 1878 г .), высшие женские медицинские курсы в Петербурге (превратившиеся впоследствии в женский медицинский институт).