Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ответы на вопросы

.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
45.99 Кб
Скачать

Крупнейшие драматические произведения Полоцкого («Трагедия о Навхудоносоре» и «Комидия притчи о блудном сыне») написаны им уже в Москве. Симеон стремился сделать свои пьесы «уроками» не только для блудных сыновей, но и для отцов. Не случайно из обширного фонда ветхозаветных и новозаветных сюжетов писатель выбрал именно те, главными действующими лицами в которых являются молодые люди.

Интерес к человеку, ярко выраженный гуманизм были воспитаны в Полоцком такими талантливыми педагогами Виленской иезуитской академии, как Ленчицкий, Лауксмин, Залусский. Симеон, очевидно, был знаком с двухтомными «Духовными сочинениями» (1650) Николая Ленчицкого. Особенно близок Полоцкому должен был быть трактат «О власти над человеческими страстями», в котором философ идеал практической жизни ставил выше созерцательного идеала и рассуждал о разуме, направляющем волю к власти над чувствами, о цели человеческой жизни — земном счастье. В одной из проповедей Симеон давал человеку следующую оценку: «Кого ради солнце день творит, луна со звездами тму нощную озаряет? Ради человека. Кого ради сокровища злата и сребра, и каменей честных В недрах земных, и бисеры драгия в пучинах водных соблюдаются? Человека для. Паче же и ангелы, честнейши естеством от человека, человеку на!йпужбу богом установишася, по свидетельству язык учителя...»:

Очевидно, большое влияние на Полоцкого-пропове)).ника оказал и виленский доктор философии и теологии Сигизмунд Лауксмин (1597—1670), преподававший в академии риторику. Энциклопедист Симеон разделяет взгляды Лауксмина на красноречие как «Говорящую мудрость». Красноречие должно обладать содержательной полнотой, которую оно обретает в философии и других науках. Эти мысли созвучны взглядам Полоцкого на искусство проповеди: рассматривая проповедь как.средство обучения и воспитания, Симеон уделял особое внимание риторической стороне своих выступлений. Он считал, что оратор (или проповедник), прежде чем обратиться к слушателям, сам должен познать истину, сам обязан обрести познание «природы вещей», воплотить в своем знании все имеющиеся сведения, добытые наукой. Красноречие — искусство, которое «знание в себе» делает «знанием для всех». Именно вера в то, что красноречие может выполнять педагогическую функцию нравственного преобразования человека, вдохновляла Полоцкого на напряженную проповедническую деятельность, которая позволила ему значительно увеличить аудиторию просвещаемых. С 1666 Полоцкий написал более 200 проповедей и поучений. В проповедях и виршах Полоцкого звучат мысли о том, что философия — «наставница в нравах», призванная служить усовершенствованию человеческой нравственности:

Естество дает токмо еже жити,

Философия учит благо жити....

Недаром московские богословы все время подозревали Симеона в сознательном стремлении «исправить православие» (на церковном соборе 1690 г. книги Полоцкого были преданы анафеме). В православной ортодоксии утверждалось, что смертный должен постоянно осознавать qвoю греховную природу, отрекаться от собственной греховной личности. Поэтому древнерусские авторы призывали к активному труду лишь в «строго определенных областях деятельности, которые служили практическим воплощением норм христианского благочестия». Полоцкому ближе доктрина западного богословия об оправдании человека делами. Согласно этой доктрине, человек может победить плотское начало и оправдать себя перед богом своими делами, трудом. «И старость измеряется не годами и часами, а делами»,— утверждал в одной из проповедей Симеон. Во вдохновенном гимне Симеона Полоцкого всякому труду, труду вообще можно видеть «католическую» подоплеку. Труд у Симеона становится одним из важнейших средств воспитания: «...да обучают дети своя или рукоделию некоему или иному честному коему упражнению». Если человек не будет трудиться, оправдывая себя делами, его ожидает нравственная гибель. «Праздность есть питательница всем злобам, всем порокам». Советуя родителям тщательно оберегать ребенка от дурного влияния, Симеон подчеркивал значение родительского примера, «благих дел» отца и матери, наставляющих свое потомство.

Педагогические взгляды Полоцкого испытали на себе влияние философии Фомы Аквинского. Пять книг великого схоласта сохранились в московской библиотеке Симеона. Недаром сам патриарх Иоаким находил в книге

Полоцкого «Венец веры» «вымышления Аквиновы». Умение Фомы примирить науку и религию было близко Полоцкому. В своем раннем педагогическом сочинении «Книжица вопросом и ответом, иже в юности сущим зело потребны суть» (1669) Симеон отстаивает науку, указывая, что она не только не колеблет веры в бога, но даже утверждает ее. Позже он писал: «Не порицаются зде художества свободная, Грамматика, Риторика, Философия и прочая, иже зело суть полезна вбгражданстве и к духовней премудрости пособственно». Усвоил Полоцкий и теорию Фомы Аквинского о пяти человеческих чувствах.

Проблеме учительства Фома уделял большое значение. Он писал об учительстве как форме служения людям, ибо, по его словам «лучше передать другим полученное в созерцании, чем созерцать одному». Об этом говорил и Полоцкий во втором предисловии к «Псалтыри рифмотворной», утверждая, что долг человека просвещенного — делиться своими знаниями с другими, воспитывать в них мудрость. По мнению Симеона, тот, кто утаивает в себе мудрость, не делится ею с окружающими,— тот подобен человеку, закапывающему в землю чистое золото. Как не вспомнить тут слова Фомы: «Милости дарованные даны на пользу другим».

Заслуживают внимания взгляды Фомы на природу познания, на системность при обучении, также усвоенные Полоцким.

Одним из критериев значимости прожитой жизни для Аквинского служило количество прочитанных и написанных книг. Симеон последовательно воплощал в жизнь этот идеал: он собрал и прочитал (судя по ссылкам и цитатам в его сочинениях) огромную библиотеку, оставил обширнейшее рукописное наследие.

Полоцкий, обучавшийся в двух высших учебных заведениях, преподававший в братской школе в Полоцке, прибыл в Москву 33 лет от роду, в 1663 г., уже познакомившись с рядом философских и педагогических систем, обладая практическим опытом. В своей педагогической практике и теории он синтезировал элементы различных педагогических систем.

Одаренность Полоцкого-педагога не вызывает сомнений. При дворе царя Алексея Михайловича Симеон сумел выделиться именно благодаря своему педагогическому таланту. В 1664 г. Полоцкий по царскому указу обучает несколько человек по учебнику латинской грамматики португальского иезуита Альвареца. В 1665 г. он преподает в одной из первых греко-латинских школ в Москве. Греческий язык Полоцкий знал, возможно, недостаточно, но мог успешно преподавать латинский язык, грамматику, риторику, пиитику, логику, философию и богословие.

В 1667 г. Полоцкий был приглашен в наставники к царевичу Алексею, затем его учеником становится царевич Федор. Позже Полоцкому был поручен надзор за обучением царевны Софьи и малолетнего Петра (здесь он больше выступал в роли методиста — непосредственно обучал Петра грамоте Никита Зотов). Умелый дидаскал преподает во дворце те же предметы, что и в Заиконопасской школе. Обучение идет успешно: Алексей легко овладевает латынью, Федор проявляет себя в стихосложении.

Стремление к широкой просветительской деятельности привело Полоцкого к подготовке ряда учебников и книг для чтения. Букварь 1679 г., подготовленный просветителем к семилетию юного Петра Алексеевича, открывался стихотворным предисловием, обращенным «к юношам, учитися хотящим». В нем Полоцкий произносит настоящий гимн чтению, вслед за Франциском Скориной уподобляя книгу «зерцалу души» и самого человека: Яко зерцало зрящему являет, каково лице его пребывает...

В 1678 г. Симеон открывает Верхнюю типографию, сплотив вокруг нее таких талантливых людей, как художник Симон Ушаков, гравер Афанасий Трухменский, писатель и редактор Сильвестр Медведев. В оформлении титульных листов своих книг Симеон ориентировался на киевлян И. Галятовского и Л. Барановича, стремившихся воспитывать и образовывать читателя с первой страницы, хорошо понимавших силу воздействия зрительных образов. В символико-эмблематическом духе задуманы писателем титульные листы «Вертограда многоцветного», «Обеда душевного», «Вечери душевной». Многие из входящих в них проповедей-наставлений посвящены проблемам воспитания. Полоцкий, как доказали исследователи, популяризирует в них прогрессивные педагогические идеи Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. (Четыре книги Эразма упомянуты в описи библиотеки Полоцкого — Медведева.) Не оставил без внимания Симеон ранний педагогический трактат Роттердамского «Гражданство обычаев детских».

В одной из проповедей он приводит в пример Златоуста, который «от самого детства обратися ко изысканию хитростей учений свободных, еже есть Грамматики, Риторики, Философии и прочих».

При всей широкой европейской образованности преподавателей Киевской коллегии в основе их педагогических взглядов лежал отечественный опыт, нашедший свое отражение в принципах народной педагогики. Многие из сентенций Полоцкого, посвященные вопросам нравственности и воспитания, близки народным поговоркам:

Дерево старое трудно пересаждати,

Такожде нравы старых измеияти...

Дерево младое удобно клонится,

Тако юноша всяческим учится.

(Ср. пословицу: «Гни дерево, пока оно молодое, учи дитя, пока оно малое».)

Близко Полоцкому и присущее народной педагогике признание большого значения домашнего воспитания. В этом он расходится с воспитательной нормой иезуитов, стремившихся полностью оторвать ученика от родительского дома.

Средневековый традиционализм Полоцкого сказался в его отношении к физическим наказаниям, которые он называл в числе основных средств воспитания. Нельзя обойти молчанием противоречивость педагогических взглядов Полоцкого, в которых воспевание человека как венца творения уживалось с подчеркиванием значения розги в воспитании. Схоласт Симеон воспринял немало гуманистических идей, но на формировании его взглядов сказался переходный характер времени.

Сразу после воцарения Федора писатель, видимо, начал работать над проектом устава («Привилегии») первого в Москве высшего учебного заведения. И хотя причастие Полоцкого к авторству «Привилегии» не доказано и серьезно оспаривается, анализ проекта показывает, что многие его пункты близки прогрессивным идеям просветителя. «Привилегия» была преподнесена царевне Софье в январе 1685 г., спустя пять лет после смерти Симеона, его любимым учеником Сильвестром Медведевым, унаследовавшим многие идеи своего учителя. Очевидно, вне зависимости от степени участия Полоцкого в составлении «Привилегии» им в значительной мере была подготовлена почва для создания академии, в известной степени подобной КиевоМогилянской.

  1. Пед. Мастерство: сущьность, структура, критерии, уровни и пути формирования

1. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: Общие основы педагогики: тексты лекций. Учебно-методическое пособие / Сост. И.О.Карелина, Н.Г.Смирнова. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2010. - 68 с.

Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям; педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области; профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.

Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); 2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Таким образом, педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д.Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С.6.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

В целом же, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

2. Определение уровня педагогического мастерства

Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства: Настольная книга преподавателя / Авт.- сост. И.Н.Кузнецов. - Минск: Современное слово, 2005. С.346-347.

1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);

2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);

3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);

4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. По показателям педагогического мастерства можно судить об его уровне.

Показатели педагогического мастерства- то, по чему можно судить об его уровне.

Критерии педагогического мастерства - его отличительные признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического мастерства.

Критерии обучающей деятельности педагога должны быть связаны с самыми главными компонентами учебного процесса, т.е. с компонентами дидактического базиса. Задача заключается в том, чтобы выделить наиболее существенное, что отражается в обучающей деятельности педагога в связи с каждым компонентом дидактического базиса. Это существенное и будет тем отличительным признаком, который можно использовать как одно из мерил оценки мастерства педагога. Очень важно, что в совокупности эти критерии позволяют осуществить всестороннюю оценку обучающей деятельности педагога. Таким образом, перечисленные критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень обучающей деятельности педагога.

2.Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта