4. Заключение
В данной работе показано, что в стандартных металлах, обладающих малым параметром адиабатичности (D/F)1/2, проблема ЭФВ в рамках многочастичной теории Мигдала-Элиашберга может быть решена практически точно как для нормального, так и для сверхпроводящего состояния. В самом этом факте нет, конечно, ничего нового. Это обстоятельство известно, фактически, из самых ранних работ Мигдала и Элиашберга.
Как неоднократно подчеркивалось в работах Райнера, в рамках теории ферми-жидкости Ландау ЭФВ и его вклад в физические свойства металлов полностью выражается с помощью нескольких спектральных плотностей, в частности, функции Элиашберга 2()F(). В рамках самой теории ферми-жидкости эти плотности остаются неопределенными материальными параметрами (точнее функциями) данного конкретного металла. Развитые недавно методы расчета ЭФВ в рамках МФП (метод функционала плотности), позволяют с достаточно хорошей степенью точности рассчитать и сами спектральные плотности. Развитые гибридные методы расчета, основанные на подстановке величины матричного элемента ЭФВ, полученного в рамках МФП, в формулы многочастичной теории, применимы для стандартных металлов. Возникает вопрос, как установить стандартность того или иного металла, и что представляют собой нестандартные металлы. Прежде всего, стандартными металлами, в некотором смысле по определению, можно считать металлы, в которых заведомо выполнен критерий адиабатичности. Возможны достаточно тривиальные причины нарушения адиабатичности. Например, в случае вырожденных полупроводников энергия Ферми электронов проводимости может оказаться сравнимой с характерными фононными частотами. Это может привести к появлению различного рода гибридных электрон-фононных возбуждений и целому ряду других неадиабатических явлений. Другой, также достаточно тривиальной, причиной неадиабатичности может явиться наличие интенсивных межзонных переходов с энергиями, сравнимыми с фононными частотами. Ясно, что количественный расчет из первых принципов явлений, возникающих даже в этих простых случаях, в данный момент невозможен. Более того, представляется не вполне ясной возможность использования гамильтониана Фрелиха с некоторыми заданными значениями матричного элемента ЭФВ даже для качественного изучения этих неадиабатических явлений.
Еще более неопределенной с точки зрения изучения ЭФВ является ситуация в системах с сильными обменно-корреляционными эффектами. Имеющиеся к настоящему времени работы в этом направлении выполнены в рамках полуфеноменологического подхода, использующего для описания межэлектронных взаимодействий модель Хаббарда. В этих условиях достаточно затруднительно установить взаимосвязь между результатами зонного подхода в рамках МФП и результатами модельных расчетов. Затруднительно также установить реальное отличие между результатами расчетов ЭФВ в рамках МФП и экспериментом в таких системах.