Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Толкиен и его мир. Энциклопедия

.pdf
Скачиваний:
199
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
14.98 Mб
Скачать

Г

К. Экерсберг. Смерть Бальдра. Ок. 1840 г.

Выглядел он как седобородый старец

всером (позднее — белом) плаще. До гибели в пещерах Мории его тело, бе зусловно, было смертным, однако пос ле воскрешения он сделался практи чески неуязвимым для любого оружия. В Алой книге неоднократно упоми нается магический посох Гэндальфа (именно с помощью посоха он разру шил чары, окутавшие Тейодена, коро ля Рохана). Кроме того, Гэндальф носил меч Гламдринг, выкованный в незапа мятные времена эльфами Гондолина и принадлежавший князю Тургону (маг отыскал этот клинок в тролльем кладе

в2941 году Третьей эпохи).

Истинное имя Гэндальфа, данное ему в Валиноре, — Олорин. (Трудно удержать

Х. Хендрих. Один с копьем Гунгнир. Ок. 1906 г.

123

Г

Один с воронами Хугином и Мунином. Иллюстрация к «Старшей Эдде». 1760 г.

ся от того, чтобы не сопоставить Олорина Гэндальфа с другим Олорином, муд рейшим из майаров, учеником Ниэнны, наставлявшей его жалости и терпе нию. Вполне возможно, что это и вправду одно и то же историческое лицо.) Гэндальфом его называли Следопыты Севера, эльфы величали Митрандиром, гномы — Таркуном, харадримы — Инканусом. Еще он удостоился многих прозвищ: Серый Скиталец, Зловещий Ворон, Горевестник, Серый Глупец и Белый Всадник.

Ближайшим другом Гэндальфа был Арагорн Второй, впоследствии государь Элессар Телконтар.

Комментарий. Имя восходит к древнеисландскому Gandalf – Гандальв. Это имя присутствует в знаменитом «перечне цвергов» из «Прорицания вельвы» — одной из мифологических песней «Старшей Эдды».

124

Г

В «Хоббите», предваряющем «Властелина Колец» как по времени написания, так и по «внутренней хронологии» Средиземья, Гэндальф выступает в образе тради ционного для средневекового европейского фольклора бродячего чародея, этакого «мага расстриги», авантюриста с чародейским талантом, отлученного от коро левского двора и скитающегося по свету в поисках приключений. Ближайшие фольклорные параллели этого образа – известные из ирландских саг бродячие мудрецы сказители, перемещавшиеся от двора одного вождя ко двору другого, охотно ввязывавшиеся во всякого рода авантюры и окруженные, благодаря своим несомненным магическим дарованиям, ореолом таинственности.

Гэндальф «Властелина Колец» — образ куда более внушительный и гораздо бо лее драматический, если не сказать трагический. Вдобавок у него появился кон кретный «прототип» — предводитель пантеона скандинавских богов асов Все отец Один.

Несомненное сходство Гэндальфа с Одином обнаруживается уже в самом их об лике. Гэндальф до своего преображения (до того, как его вернули в Средиземье после схватки с балрогом) носил бесформен ный серый плащ и широкополую шляпу, обык новенно надвинутую столь низко на лоб, что лица его было не разглядеть. Когда же он сни мал эту шляпу, в глаза сразу бросались густые, почти сросшиеся брови. Если мы обратимся к мифологическим текстам европейского Севе ра, то узнаем, что Один появлялся среди лю дей в бесформенном плаще и широкополой, низко надвинутой шляпе, а брови у него были кустистые и почти сросшиеся. Различие в облике Гэндальфа и Одина лишь одно – вер ховный ас, как известно, был одноглазым: свой глаз он отдал за обретение мудрости.

Впрочем, намного более значимо не внешнее сходство Гэндальфа и Одина, а их «духовная идентичность».

Оба мудры, но не всеведущи; их мудрость при ближается к всеведению (в особенности, ра зумеется, у Одина, но и Гэндальф в этом от ношении немногим уступает богу), однако не переходит рубежа между многознанием и всеведением. Оба склонны к авторитарнос ти и «лжи ради спасения», причем к после дней прибегают довольно часто. Оба испы тывают почти не скрываемую жажду вла сти, но находят в себе силы от этой власти

Э. Берн Джонс. Один. Ок. 1870 г.

125

Г

отказаться. Примечательно, что и в том, и в другом случае это испытание связано с обладанием золотым кольцом: Один отказывается от кольца Хрейд мара, а Гэндальф отвергает предложенное ему Фродо Торбинсом Единое Коль цо (подробнее см. Кольцо Всевластья).

Обретение «божественной» мудрости, превосходящей мудрость обыкновенных «сведущих», и у Одина, и у Гэндальфа происходит через инициацию – посвяще ние в тайны мироздания. Причем в обоих случаях эта инициация носит шама нический характер. Один, как гласит миф, обрел мудрость, принеся самого себя в жертву и провисев девять дней, пронзенный собственным копьем Гунгнир (ко торому в облике Гэндальфа соответствует чародейский посох), на мировом древе ясене Иггдрасиль. Что касается Гэндальфа, маг также пожертвовал собой во время перехода через подземелья Мории; в схватке с балрогом — хто ническим чудовищем, порождением хаоса — он выступал олицетворением кос мического порядка. Да, его жертвоприношение было непреднамеренным, про диктованным обстоятельствами и поначалу было воспринято окружающими как гибель (кстати сказать, любой обряд инициации подразумевает мнимую смерть посвящаемого, которая знаменует собой очищение от прежней жизни и переход в новое качество). Однако скандинавский миф о жертвоприношении Одина сохранился лишь в отрывках; мы можем только догадываться, что имен но вынудило Одина принести себя в жертву; вполне возможно, и его подтолк нули к этому действию обстоятельства. Но вернемся к жертвоприношению Гэндальфа: маг рухнул в бездну вместе с балрогом и падал в нее бесконечное ко личество времени, пока не достиг самых «корней земли», после чего потерял сознание, а очнулся на вершине одной из Мглистых гор.

Инициация Одина завершилась получением от инеистого великана Бельторна магических рун, содержавших в себе сокровенные тайны Вселенной. Инициация Гэндальфа привела к преображению мага – из Серого он стал Белым и обрел знания и могущество, о каких ранее не дерзал и мечтать.

И наконец, оба, и Один, и Гэндальф, остро ощущают свою сопричастность судь бе мироздания и свою подчиненность оной судьбе. От пророчицы вельвы Один знает о грядущей смерти своего сына, светлого бога Бальдра, о том, что сам станет соучастником сыновней гибели, о том, что за смертью Бальдра на ступит Рагнарек — конец света; однако он не в силах, несмотря на многочис ленные попытки, что либо изменить. Гэндальф знает (как ему открылось пос ле преображения), что послан в Средиземье, дабы остановить Саурона и унич тожить Темного властелина; знает, что истребить Кольцо Всевластья мо гут только хоббиты, менее других подвластные его чарам; знает, что, если Кольцо попадет к Саурону, мир уже не спасти, однако и он не в силах перебо роть судьбу: все идет, как было предписано, — исход борьбы с Сауроном ре шится не на полях сражений, а в противостоянии могучего майара с крошечным хоббитом, помочь которому непосредственно Гэндальф никак не может.

«Завершающий штрих» к совместному портрету Гэндальфа и Одина — свой ственная им многоименность. У Гэндальфа, как упоминалось выше, имен в раз ных землях и у разных народов насчитывалось около десятка. А что касается

126

Г

Одина, список его nomenes titularium намного длиннее: этот перечень, содержа щийся в эддической песни «Речи Гримнира», насчитывает пятьдесят пять имен. По своему значению эти имена во многом совпадают с именами и прозвищами Гэндальфа, и маг вполне мог бы повторить вслед за богом:

...вовек не ходил я среди человеков, своих не меняя имен…

Один я ныне, доныне — Игг страшный,

Сутуга — допрежде того, Сторожкий и Конунг, Сплетель и Тайный, Гаут и Мерин в богах, Снотворец и Витень —

и все они, знаю, ныне во мне едины!

«Старшая Эдда», «Речи Гримнира» Перевод В. Тихомирова

Киновоплощение: Иэн МакКеллен (Ian McKellen).

127

Д

ДАГНИР ГЛАУРУНГА (DAGNIR GLAURUNGA)

В переводе с синдарина «гибель Глаурунга». Эпитафия на надгробии Турина Турамбара в Кабед Наэрамарт. Именно Турин, как гласят легенды, убил дра кона Глаурунга – величайшего из драконов Моргота.

См. Турин Турамбар.

ДАГОР АГЛАРЕБ (DAGOR AGLAREB)

В переводе с синдарина «достославная битва».

См. Битвы за Белерианд.

ДАГОР БРАГОЛЛАХ (DAGOR BRAGOLLACH)

В переводе с синдарина «битва внезапного пламени».

См. Битвы за Белерианд.

ДАГОРЛАД (DAGORLAD)

В переводе с синдарина «поле брани». Равнина в Средиземье, между Мерт вецкими болотами и Кирит Горгор. В 3434 году Третьей эпохи на этой рав нине состоялась битва между Сауроном и ратями Последнего Союза.

ДАГОР?НУИН?ГИЛИАТ (DAGOR?NUIN?GILIATH)

В переводе с синдарина «битва под звездами».

См. Битвы за Белерианд.

ДАИН ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (DAIN IRONFOOT)

Гном из рода Дарина, в битве при Азанулбизаре сразивший короля гобли нов Азога. В 2805 году Третьей эпохи стал владыкой гномов Железного взго рья. В 2941 году привел войско на помощь Торину Дубовый Щит, участво вал в Битве Пяти Воинств, после смерти Торина стал королем Подгорного королевства. В годы Войны Кольца защищал от полчищ Саурона Эребор и погиб в сражении у Дола.

128

Д

См. Битва Пяти Воинств, Дол, Торин Дубовый Щит, Приложение 2 «Комментарии к Алой книге Западных пределов».

ДАИН ПЕРВЫЙ (DAIN THE FIRST)

Правитель гномов Серых гор, потомок Траина Первого, погиб в 2589 году Третьей эпохи, сраженный драконом, которого привлекли слухи о богат стве гномьих чертогов под Серыми горами. После смерти Даина большин ство гномов покинули Серые горы.

ДАР ИЛУВАТАРА (GIFT OF ILUVATAR)

Считается, что Илуватар при сотворении людей наделил их особым даром — людские желания и стремления простираются за пределы мироздания, со зданного Музыкой айнуров. После смерти каждый человек попадает в Па латы Мандоса, а оттуда уходит в неведомые края за кругами мироздания. По воле Илуватара смерть означает для людей освобождение от тягот зем ного бремени.

Во Вторую и Третью эпохи многие люди, в особенности нуменорцы, усили ями Мелькора стали воспринимать этот дар как проклятие, ибо они не же лали себе иной жизни, чем в Арде, и «загробное существование» вовсе их не привлекало. Отсюда и выражение «проклятие людей», синоним выражения «Дар Илуватара».

Что касается эльфов, их посмертная судьба иная. По эльфийским легендам, любой эльф состоит как бы из двух «частей» — феа, то есть духа, и хроа, то есть тела. Эти части не связаны друг с другом неразрывно, однако без хроа дух беспомощен, а без феа тело остается мертвым. Феа стремится поглотить хроа, и в конечном счете тело превращается в бесплотный, неуничтожимый дух. Живут эльфы бесконечно долго, хотя они вовсе не бессмертны и уми рают лишь от смертельных ран. Тогда феа покидает тело и отправляется в Палаты Мандоса, откуда его могут снова призвать в Средиземье. «Призван ное» феа воплощается в теле младенца, и поначалу возрожденный эльф ни чего не помнит о своей предыдущей жизни; но с годами, обретая зрелость и мудрость, он становится опытнее вдвойне, ибо воспоминания к нему воз вращаются. В отличие от людей, эльфы не могут покинуть пределов Арды, и потому скорее уж им пристало говорить о «проклятии»; неудивительно, что они не понимают страха некоторых людей перед Даром Илуватара.

Комментарий. В одном из своих писем Толкиен писал: «Что касается отноше ний между Творением и Вторичным миром. Я бы сказал, что отказ от “исполь зования средств, уже примененных творцом”, является основополагающим свойством вторичного творения, своего рода благодарственным подношением Творцу. Я не метафизик, однако приведенная выше фраза явно попахивает ме тафизикой, причем весьма любопытной (различных метафизик на свете мно го, скорее всего, и не перечесть).

“Реинкарнация” применительно к роду человеческому означает уже не метафи

129

Д

зику, а дурного толка теологию. В основе же моего легендариума — в особенно сти это относится к “Падению Нуменора”, которое непосредственно примы кает к “Властелину Колец”, — лежит убеждение, что люди смертны, а пото му к ним не следует относиться как к “бессмертным во плоти”. Поскольку Второе Поколение Детей Божьих (Эрухини, “Дети Единого Бога”) получило смерть в дар, а не в наказание, здесь мы тоже, можно сказать, сталкиваемся с дурного толка теологией. В Первичном мире, наверное, так и есть, но тут нас выручает воображение, способное прояснить истину. Однако мне непонятно, каким образом, даже в Первичном мире, любой теолог или философ, если толь ко он не осведомлен лучше других о взаимоотношениях духа и тела, может отрицать возможность реинкарнации как модуса существования, присущего определенным видам разумных существ».

Что касается феа и хроа – любопытно, что в отрывках и фрагментах, при мыкающих к основному «пятикнижию» («Хоббит», «Властелин Колец» в трех книгах, «Сильмариллион»), неоднократно упоминается о том, что люди также обладают и тем и другим, причем феа людей и эльфов наделяет Эру, а хроа — «характеристика» мироздания, физическая оболочка, созданная, как и Арда в целом, валарами.

ДАРИН (DURIN)

Это имя носили несколько гномов, самый известный из которых — Дарин Бессмертный, один из Семерых праотцев, прародитель народа Дарина. При нем гномы начали возводить подземные чертоги Кхазад Дума. Память о Да рине Бессмертном свежа до сих пор; гномы верят, что однажды он вернется к своему народу. Именем Дарина Бессмертного назван один из морийских мостов, переброшенный через пропасть во Втором чертоге.

На этом мосту маг Гэндальф Серый сошелся в схватке с балрогом в 3019 году Третьей эпохи. Хроники упоминают также Столп Дарина — каменный столб, отмечающий то место, где Дарин Бессмертный впервые заглянул в Кхелед Зарам и узрел созвездие Валакирка, — и Башню Дарина — вырубленную в скале башню на верху Бесконечной лестницы в Кхазад Думе.

Дарин Второй правил в Кхазад Думе в начале Второй эпохи; при нем гно мы установили западные ворота Мории. В дни Дарина Третьего эльфы Эре гиона выковали Кольца Власти; сам Дарин получил от Келебримбора стар шее из семи гномьих Колец. Дарин Четвертый (1731—1980 Третьей эпохи) был убит балрогом, которого после этого стали называть Великим Лихом Дарина. Дарин Пятый считается последним королем народа Дарина.

ДАЭРОН ПЕСНОПЕВЕЦ (DAERON THE MINSTREL)

В переводе с синдарина «прячущийся в тени». Эльф из племени синдаров, придворный мудрец князя Тингола, изобретатель алфавита Кирт. Он также славился по всему Средиземью своими песнями, в умении слагать которые с ним никто не мог соперничать (отсюда его прозвище Песнопевец).

130

Д

Даэрон любил дочь Тингола, Лютиэн Тинувиэль; уязвленный тем, что она предпочла ему адана Берена Эрхамиона, он пытался расстроить их союз — именно от него Тингол узнал о любви Лютиэн и Берена и, разгневавшись, посадил дочь под стражу. Когда же Лютиэн бежала из Дориата, Даэрон от правился на ее поиски. Многие годы он скитался по Средиземью, оплаки вая в песнях утраченную любовь. Дальнейшая судьба Даэрона неизвестна, след его теряется на востоке Средиземья.

ДВАЛИН (DWALIN)

Гном из рода Дарина, второй сын Фундина и брат Балина. Участник похода к Одинокой горе в 2941 году Третьей эпохи.

См. Гномы, Торин Дубовый Щит, Торбинс Бильбо.

ДВИМОРБЕРГ (DWIMORBERG)

В переводе с рохирримского «призрачная гора». Пик в горах Эред Нимрайс. От этого пика начинается Стезя Мертвецов.

См. Стезя Мертвецов.

ДВИМОРДИН (DWIMORDENE)

В переводе с рохирримского «призрачная долина». Распространенное в Ро хане название Лориэна.

ДЕАГОЛ (DÉAGOL)

Хоббит из племени струков. В 2463 году Третьей эпохи нашел в реке Гладден Великое Кольцо. Был убит своим другом Смеаголом, которого обуяли за висть и жадность.

См. Голлум.

Киновоплощение: Томас Робинс (Thomas Robins).

ДЕВЯТЬ КОЛЕЦ (NINE RINGS)

Девять Колец Власти, принадлежавшие людям. Владельцы этих Колец под чинились Саурону и могуществу Единого Кольца и приблизительно к 2250 году Второй эпохи преобразились в назгулов. Кольца продлили им жизнь, вдобавок они стали невидимы и полностью зависимы от Саурона. Когда Еди ное Кольцо сгинуло в пламени Ородруина, назгулы устремились за ним в огонь и погибли, а с ними погибли и Девять Колец.

ДЕЛДУВАТ (DELDÚWATH)

В переводе с синдарина «смертоносная ночная тень». Одно из названий Дор тониона, захваченного Морготом после Битвы Внезапного Пламени.

131

Д

ДЕНЬ ДАРИНА (DURIN’S DAY)

Новый год по календарю гномов, первый день последней молодой луны осе ни, день, когда солнце и луна появляются в небе одновременно.

ДИМБАР (DIMBAR)

В переводе с синдарина «печальная обитель». Местность в Белерианде, меж ду реками Сирион и Миндеб.

См. Белерианд.

ДИОР (DIOR)

Полуэльф, сын Берена Эрхамиона и Лютиэн Тинувиэль, отец Эльвинг Бе лой.

Вместе с отцом Диор сражался с гномами Ногрода, разграбившими Менег рот. Впоследствии он с женой и детьми переселился в Менегрот, где и погиб в 509 году Первой эпохи, когда в пещеры Менегрота ворвались сыновья Фе анора, жаждавшие завладеть ожерельем Наугламир, в которое был вделан сильмарил. Перед смертью Диор успел сразить одного из сыновей Феанора, а именно Келегорма.

В жилах Диора текла кровь трех рас — майаров, эльдаров и аданов.

См. Берен Эрхамион, Лютиэн Тинувиэль, Наугламир, Сильмарилы, Феанор.

ДИРХАВЕЛ (DIRHAVEL)

Адан, сложивший, как гласят легенды, знаменитую песнь «Нарн и Хин Ху рин». Погиб во время осады сирионских гаваней сыновьями Феанора.

См. Песни и легенды, Сильмарилы.

ДНИ НУЖДЫ (DAYS OF DEARTH)

В Анналах Шира — другое название Долгой Зимы, пришедшейся на 2758 — 2759 годы Третьей эпохи. Продолжительные заморозки привели к неуро жаю, следствием которого был голод.

ДОЛ (DALE)

Город у подножия Одинокой горы. В 2770 году Третьей эпохи был разрушен драконом Смогом. После смерти Смога Бард Лучник заново отстроил Дол и стал правителем города. В годы Войны Кольца Дол был захвачен вастаками, однако сразу же после низвержения Саурона люди и гномы объединенны ми усилиями освободили город. В Четвертую эпоху Дол стал протекторатом Воссоединенного королевства.

См. Бард, Одинокая гора, Эсгарот.

132