Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конспект Физические основы магнитного НК.doc
Скачиваний:
1188
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
6.69 Mб
Скачать

5. Анализ неоднородности магнитного поля над дефектом

Привяжем прямоугольную систему координат к полю дефекта, направив ось z перпендикулярно поверхности ферромагнетика по центру трещины, ось х – параллельно поверхности, ось y – вдоль центрального сечения трещины (рис. 21). Очевидно, что составляющая Ну поля Нд над деталью равна нулю. Рассмотрим изменение поля по осям х и z по отдельно взятой кривой напряженности Hд в точках 1 – 5. Разложим вектор Hд в этих точках на составляющие вдоль линии намагничивающего поля (тангенциальная составляющая Нt) и перпендикулярную к нему (нормальная составляющая Нп).

Н

Рис. 21. Иллюстрация неоднородности магнитного поля над дефектом

еоднородность поля вызывает искажение поля как в тангенциальном, так и в нормальном направлениях. Действительно, в точке 1Hx1= 0;Hz1 = =Hд1max; в точке 2Hz2уменьшилась,Hx2увеличилась; в точке 3Hz3 = 0;Hx3 = =Hд3= +max; в точке 4Hx4уменьшилась, аHz4 поменяла знак; в точке 5Hx5= 0;Hz =Hд5= –max. Аналогичные операции можно выполнить по каждой кривой напряженностиHд из всей совокупности поля рассеяния над дефектом, а затем, сложив тангенциальные и нормальные составляющие в каждой из пяти рассматриваемых по координатам х точках, построить графики изменения Hx(xi) и Hz(xi). Качественный вид зависимостейHx(x) (без постоянной составляющей) иHz(x) показан на рис. 21.

Видно, что тангенциальная состав-ляющая напряженности поля Hхимеет максимум в центральном сечении дефекта, а нормальная составляющаяHz, проходя через нуль в этом сечении, имеет максимальные положительные и отрицательные значения в точках, рас-стояние между которыми несколько превышает ширину (раскрытие) трещины. Таким образом, изменения двух параметров – Нхи Нz– в пределах нескольких миллиметров (обычно 10 – 12 мм) в направлении намагничивания в зоне дефекта дают полную характеристику неоднородности магнитного поля дефекта.

Значения нормальной и тангенциальной составляющих соизмеримы в точках экстремумов. Сканирование деталей при поиске с регистрацией дефектов при их обнаружении приводит к формированию импульсов, форма и длительность которых будет зависеть примерно в равной степени для Нп и Нt от конфигурации, размеров и глубины залегания трещины, а также от напряженности приложенного магнитного поля и магнитной проницаемости ОК. Тем не менее в практике контроля предпочитают иметь дело только с функцией Нz(х), которая за пределами дефекта «быстро» становится равной нулю. Это повышает достоверность контроля, к тому же постоянная составляющая функции Нх(х) является помехой.

Известно, что в слабых магнитных полях, когда дифференциальная проницаемость металла велика (участок крутого подъема основной кривой намагничивания), значительная часть магнитного потока проходит в слое металла под трещиной, вследствие этого уменьшается индукция В0 в зоне трещины, кроме того, само значение индукции мало. Все это приводит к незначительному уровню магнитного поля рассеяния над трещиной. В сильных магнитных полях (область насыщения, ) это приводит к ослаблению магнитной поляризации и, следовательно, к уменьшениюHд. Существуют оптимальные величины намагничивающего поля и магнитной проницаемости металла, когда магнитное поле Нд при прочих равных условиях становится наибольшим. Такой режим соответствует магнитной индукции в металле порядка 0,8 – 0,9 Тл.

Обратим внимание на то, что между точками х1 и х5 над дефектом, которые соответствуют экстремумам сигнала дефекта по Нz(х) (см. рис. 21), крутизна Нz(х) больше, чем в бездефектных зонах. Эта особенность может быть положена в основу метода магнитного контроля: измерять в каждой точке и сравнивать с порогом не значения функции Нz(х), а ее производной по координате х. Такая производная обозначается через Gz(х) и называется градиентом напряженности магнитного поля.

Представляется возможным, что, сравнивая функцию Нz(х) с некоторым фиксированным уровнем (порогом), можно безошибочно обнаружить дефект. в действительности же вне дефекта Нz(х) ≠ 0, а над дефектом Нz(х) значительно отличается от вида, представленного на рис. 22. Причинами этого можно назвать конечность размеров контролируемой детали, магнитные пятна, структурную неоднородность, резкие изменения сечения, шероховатость поверхности и др.

Реальная функция Нz(х) показана на рис. 22. Она представляет собой сумму Нz(х) сигнала дефекта (см. рис. 21) и случайной функции от названных выше причин, которую называют помехой. Помеха приводит к двум основным ошибкам дефектоскописта – пропуску (недобраковке) и ложному обнаружению дефекта (перебраковке). Очевидно, что невысокому значению отношения «сигнал/помеха» будет соответствовать большее количество ошибок.

Рис. 22. Реальная функция градиента Hz(x)

На практике измерять градиент в виде производной сложнее и к тому же необязательно. Его величину оценивают как частное от деления разности значений напряженности в двух его соседних точках (последующей и предыдущей) в направлении намагничивания детали на расстояние между этими точками. Для однородных полей значение градиента равно нулю, для неоднородных – отлично от нуля. Различают градиенты по тангенциальной и нормальной составляющим, определяемым соответственно как

и. (32)

Например, по рис. 21 определим градиент нормальной составляющей поля дефекта в точке 2 (i = 2): Видно, что он будет отрицательным, так как, а. Следовательно, в направлении оси х нормальная составляющая поля убывает. Из рис. 22 видно, что дифференцирование дало существенное увеличение отношения «сигнал/помеха». В магнитной дефектоскопии используют градиент Gz(х), который более четко характеризует неоднородность магнитного поля рассеяния над дефектом.