Несущая конструкция - патриотизм
Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния. Вся наша история свидетельствует, что, когда военная культура в стране была на должном уровне развития, все в стране процветало. В то же время, когда снижался общий уровень культуры, деградировала ее военная область.
Комплекс нравственных качеств воина (называемый воинской честью) содержит очень важный элемент, без которого нельзя получить стойкого воина, - это патриотизм. Патриотизм понимается как комплекс наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, являющийся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующий высший уровень ее развития и проявляющийся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества".
Совершенно очевидно, что патриотизм представляет собой своего рода несущую конструкцию общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Развал СССР поставил на повестку дня очередную остронасущную проблему - создание новой армии. В результате перестроечных процессов изменились государство, общество, а вот армия осталась прежняя - советская. До сих пор действуют многие нормативные документы, относящиеся к временам ее создания.
В 1918 году большевики, поняв историческую необходимость смены типа армии, смогли впервые в мировой практике создать армию классового типа. Сейчас ясно, что в изменившейся России должна быть новая армия. Но вот какая? Что Вооруженные силы должны измениться - это уже ни у кого не вызывает сомнений.
Но нет четкого представления: какова технология создания новой военной силы? Военная культура Отечества дает на это четкий ответ - строительство новой военной силы невозможно без участия в этом процессе широкого представительства от общества. Мы же наблюдаем привлечение к обсуждению военных вопросов блестящих дилетантов, имеющих высокие научные звания во всех областях культуры, кроме военной.
Попытки большинства исследователей найти решения на линии "государственная власть - военная сила" не могут дать эффективного результата, поскольку преднамеренно или по незнанию игнорируется роль общества и идеологии (она-то и определяет дух воинства) в решении военной проблематики.
Невольно возникает вопрос: как тут быть? Ведь без этого невозможно решить вопрос о создании системы эффективного воинского воспитания в современных условиях. Ответ подсказывает та же история отечественной военной культуры: в русском периоде эта система была направлена в первую очередь на воспитание личности (кстати, очень многие из людей в погонах весомо заявили о себе в самых разных областях культуры), а затем на коллектив, в советское время - главным образом на воспитание коллектива. Думается, и новая система будет синтезирована из лучших достижений обеих предшествующих систем, так как другого пути здесь пока нет.