Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
121.34 Кб
Скачать

Глава 3. Суицид в закрытых группах

Напоследок, хотелось бы упомянуть о тех особых средах, где показатель самоубийств относительно стабилен, и постоянно крайне высок. Это изолированные от внешнего мира общества с жесткой регламентацией, и в первую очередь – армия, тюрьма, детские дома и колонии. Статистика самоубийств в этих заведениях, как правило, недоступна, но даже из тех отрывочных сведений, которые удалось обнаружить, можно сделать заключение о рекордных показателях самоубийств и суицидальных попыток.

3.1 Армия.

В интервью “Комсомольской правде”, министр обороны Сердюков Анатолий Эдуардович выразил обеспокоенность “снижением морально-психологического состояния личного состава российских Вооруженных сил”, сообщая, что “если до 2004 г. в армии РФ были редки случаи самоубийств и все они не превышали и сотни, то в 2008-м таких трагедий было уже около пятиста”[10,35]. Причиной большинства из них является, по мнению министра, та действительность, в которой сегодня находятся Вооруженные силы. Вполне резонно предположить, что цифра, сообщенная министром, сильно занижена, так что мы не можем составить представления о реальном показателе самоубийств в армии. Безусловно только, что случаи суицида там очень часты – Дюркгейм отмечал склонность военных к самоубийству от 25% до 900% большую, чем у гражданского населения. В ряду основных причин, способствующих возникновению суицидальных мыслей, он приводит «слабое осознание индивидуальности у военных, их низкую оценку собственной жизни, так что любой незначительный повод может стать железным аргументом к тому, чтобы свести счеты с жизнью»[3,59]. Это предположение вполне согласуется с тем фактом, что самоубийства наиболее часты не у простых рядовых (28 случаев на 100 000 человек), а у офицерских чинов и сверхсрочных (76 и 67 случаев соответственно). Приведенные цифры справедливы для Европейских государств, и нет сомнений, что в Российской армии они должны быть на порядок выше.

3.2 Детские дома и интернаты.

Статистика сообщает, что в России каждый десятый выпускник детского дома заканчивает жизнь самоубийством (любопытно при этом, что каждый пятый становится преступником, а каждый четвертый – бомжем). Проблема здесь не только в воспитании, которое славится своим радикальным пуританским стилем и малой озабоченностью воспитателей о судьбах детишек, но также и в априорной предрасположенности сирот к самоубийствам и противозаконным действиям, которые осознают свою причастность к т.н. “деклассированным элементам”. Кроме того, для обитателей детских домов характерны различные психические отклонения (в результате наследственности или общей атмосферы детского дома, интерната или колонии для малолетних). Все это вместе способно объяснить большое число самоубийств.

Относительно тюрем у нас никакой статистики нет.

Заключение.

В данной работе рассмотрены понятие работа Дюркгейма, анализ статистических данных о самоубийствах, приведены примеры суицидов в закрытых группах. Это, впрочем, нисколько не значит, что тему самоубийств в Российской Федерации можно считать исчерпанной. Исследования в области суицидологии, доступные на данный момент являются, пожалуй, далеко не идеальными, и нуждаются в значительных корректировках и дополнениях. Наша работа в этом отношении не исключение.

Что касается социологического этюда Эмиля Дюркгейма “Самоубийство”, то, несмотря на значимость предпринятого исследования, в ходе которого Дюркгейм совершенно точно установил наиболее предрасполагающие к самоубийству сезон года (весна-лето) и время суток (утро, полдень), проанализировал влияние вероисповедания (наибольшая склонность у протестантов, наименьшая у исповедующих иудаизм) и еще целый ряд факторов на склонность к суициду, его работа все же не лишена ошибочных мнений. На наш взгляд, вторая часть книги, посвященная разграничению “Эгоистического” и “Альтруистического” самоубийств, по меньшей мере неубедительна. Это разделение кажется нам неверным. Четкого определения “Альтруистического” самоубийства не может быть вообще, а знаки равенства между индивидуальностью и эгоистическим самоубийством, и соответственно, отсутствием индивидуальности и альтруистическим самоубийством ставить не совсем корректно. «В реальности оба эти типа самоубийств переплетаются друг с другом, поэтому нельзя говорить о резком разграничении, на котором настаивает Дюркгейм. Помимо сказанного выше, можно также заметить, что подход к оценке влияния алкоголизма и христианской религии у Дюркгейма довольно однобок. Так что для современной социологии, вполне очевидна необходимость продолжения изучения феномена самоубийства, и я бы даже сказал, в первую очередь “Русского самоубийства”, как явления sui generis»[7,46]. В самом деле, неужели не представляет интереса объяснение “черной меланхолии”, печати которой ознаменовали целый ряд периодов в истории России? Многие известные писатели, и первую очередь Федор Михайлович Достоевский уделяли изрядную долю внимания этому состоянию, поэтому, нам думается, и социологам имеет смысл более детально изучить специфически российские причины так называемого “Меланхолического самоубийства”.

Вывод в этой связи можно обозначить, как необходимость развития суицидологии, науки о самоубийствах в ряду прочих социальных явлениях, которые помогают лучше понять глубинную сущность общественно-политических процессов

Так как же можно охарактеризовать в целом для России положение со смертностью в результате самоубийств? Российская Федерация – страна со высоким показателем самоубийств. Наша страна, безусловно, нуждается в каких либо специальных мерах для стабилизации этого показателя. Самоубийства являются катастрофой для России, как об этом любят истерично кричать некоторые газетенки, а также, сейчас гораздо важнее проблема смертности в результате болезней. Полностью избавиться от самоубийств среди граждан не удавалось ни одному государству (и я уверен – не удастся в будущем), ведь во многих странах даже в крайне стабильные и благополучные периоды наблюдались резкие всплески самоубийств.

В следующих работах будут рассмотрены способы и методы предотвращения суицидов, также будет более глубокий анализ статистики самоубийств.

Список литературы:

  1. Открытые информационные фонды российского статистического агентства:         Информация о   социально-экономическом положении России.

  • Раздел “Демография”

  • Раздел “Основные социально-экономические показатели”

  • Раздел “Уровень жизни и доходы населения”

  • “О продолжительности жизни в России”. Национальная электронная библиотека (www.nns.ru)

  • Статистика с сайта www.lossofsoul.com.

  • Э. Дюркгейм. “Самоубийство”.- “Союз”: Санкт-Петербург, 1998, 245 с.

  • Антонюк В.В., Ермаков С.П., Семенова В.Г. “ Смертность от неестественных причин - убийства, самоубийства, травмы и отравления”. Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России". (http://sci.aha.ru/ATL/).

  • Б. Хорев “Современная демографическая ситуация в России и ее оценка”, «Ротс»:М.,2006, 189 с.

  • “Социология: Право на смерть”. Психологическая газета, №11(26), 1997 г., 89 с.

  • Информация о суициде в США. Сведения Национального Института Психического Здоровья США.

  • Статистические сведения WHО (Мировая Статистика Здоровья). (http://www.unicef.org/).

  • Газета “Комсомольская правда”, №355, 2008, 60 с.

    Приложение 1.

    «Число самоубийств на 100 тысяч населения в бывших союзных республиках»

    Страна

    Всего

    Мужчины

    Женщины

    Динамика

    1

     АЗЕРБАЙДЖАН

    1.1

    1.8

    0.5

    2

     АРМЕНИЯ

    1.8

    3.5

    0.2

    3

     БЕЛОРУССИЯ

    35.1

    63.3

    10.3

    4

     ГРУЗИЯ

    2.2

    3.4

    1.1

    5

     КАЗАХСТАН

    25.9

    45.0

    8.1

    6

     КЫРГЫЗСТАН

    9.2

    15.3

    3.2

    7

     ЛАТВИЯ

    24.5

    42.0

    9.6

    8

     ЛИТВА

    38.6

    68.1

    12.9

    9

     РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

    17.8

    31.5

    5.1

    10

     РОССИЯ

    32.2

    58.1

    9.8

    11

     ТАДЖИКИСТАН

    2.6

    2.9

    2.3

    12

     ТУРКМЕНИСТАН

    8.6

    13.8

    3.5

    13

     УЗБЕКИСТАН

    5.5

    8.1

    3.0

    14

     УКРАИНА

    22.6

    40.9

    7.0

    15

     ЭСТОНИЯ

    20.3

    35.3

    7.3

    24