Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
46
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
85.5 Кб
Скачать

Епархиальные ведомости, во-первых, выполняли служебную функ­цию, публикуя официальную информацию Церкви, Синода, церков­ных иерархов, тексты и материалы, необходимые для богослужения, отчеты церковных ведомств, местных организаций и учреждений и др. Во-вторых, они в той или иной степени вели духовное воспитание паствы, определенную культурную, просветительскую работу. Они имели утвержденную Синодом программу и не могли от нее отсту­пать. При этом над ними был установлен строгий, фактически двой­ной контроль духовной цензуры. «Церковно-общественный вестник» 21 мая 1889 г. писал о том, что «некоторые епархиальные преосвя­щенные предварительно самолично просматривают каждую статью и каждую перепечатку», а цензор остается «лишней спицей в колес­нице епархиального издания». В провинции духовная цензура отли­чалась крайней субъективностью и просто самодурством. Результа­том такого контроля было то, что изменения, происходившие в жизни и журналистике, мало затронули вплоть до революции 1905 г. содер­жание и форму епархиальных ведомостей.

Они, как и губернские ведомости, состояли из двух частей: офици­альной и неофициальной, обычно выходивших поочередно раз в не-

делю. По сравнению с официальном некоторое разнообразие наблю­дается в их неофициальной части, где помещались материалы о рас­пространении христианства, миссионерской деятельности, борьбе с расколом, о поверьях, обрядах и обычаях, по истории местных прихо­дов, епархий, монастырей, церквей и др. В 90-е годы эта часть цер­ковных газет организовывалась более основательно. Так, у «Вла­дикавказских епархиальных ведомостей» она состояла из 5 отделов: 1. Поучения, речи и беседы; 2. Статьи общебогословские и церков-но-исторические; 3. Статьи религиозно-нравственного содержания; 4. Статьи и заметки по вопросам пастырской практики (богослужеб­ной, миссионерской, школьной и проч.); 5. Церковно-религиозная жизнь Владикавказской епархии.

Таким образом, провинциальная журналистика к концу XIX в. об­ладала большими возможностями для информирования населения огромных российских пространств. Официальная сеть местных пе­чатных органов стабилизировалась; отвечая растущим разным ин­формационным потребностям читателя, везде возникли частные из­дания разного типа. Но не вся аудитория регионов страны получила в этом отношении равные возможности. Россия всегда была многона­циональной страной. Вместе с развитием национальной культуры, экономики регионов, под воздействием русской культуры шло ста­новление национального самосознания народов. Но национальный срез в дифференциации журналистики был своеобразен и не полу­чил развития. Власть в этом отношении проводила довольно жесткую политику, в результате которой многие народы не имели своей пись­менности, не говоря уже о периодике.

В 1894 г. в стране выходило 785 периодических изданий, в том чис­ле на русском языке — 638, далее по убыванию: на латышском — 79, польском — 64, немецом — 41, эстонском — 11, армянском — 11, французском — 8, грузинском — 6, еврейском — 3, финском — 1.

И только XX век начнет решать назревшую задачу: создание такой журналистики, которая бы отразила национальное своеобразие рос­сийского общества.