Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
46
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
58.88 Кб
Скачать

§ 11. Эмигрантская и нелегальная пресса

Разгром нелегальной печати в России в 80-х годах вновь выдвинул на передний план заграничные издания. Одним из первых к изданию листовок и брошюр приступил заграничный отдел общества Красно­го Креста «Народной воли», образованный в 1882 г. Организация пользовалась услугами Вольной русской типографии в Женеве.

В 1882-1883 гг. по инициативе Л. Г.Дейча при участии В. И. Засулич было выпущено три публицистических сборника «На родине».

Оказавшиеся в эмиграции руководители «Народной воли» актив­но искали возможности для издания периодического органа.

Подготовка первого номера началась после приезда из России чле­нов исполнительного комитета «Народной воли» Л. А. Тихомирова и М. Н. Ошаниной. Большую часть работы но организации издания взял на себя П. А. Лавров. Еще в начале 80-х годов он сблизился с партией «Народная воля», которую признал реальной политической силой, хотя и отвергал террористические методы борьбы, использовавшие­ся народовольцами.

В объявлении об издании «Вестника Народной воли» руководите­ли определили различие между нелегальными изданиями в России и эмигрантской печатью. Российские, по их мнению, являются «непо­средственными возбудителями к деятельности». Дело эмигрантских изданий — преимущественно выработка теории.

«Вестник» издавался в Вольной русской типографии, всего в 1883-1886 гг. вышло пять номеров. Секретарем редакции была М.Н. Оша­нина. В журнале принимали участие Л. К. Бух, В. К. Дебогорий-Мокриевич, Н. С. Русанов. В 1-м номере были опубликованы статьи Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода, в 5-м письмо К. Маркса в редак­цию «Отечественных записок». Оно было написано Марксом в нояб­ре 1877 г. и выражало его взгляд на возможные пути исторического развития России. Эта была первая публикация «Письма», которое до этого ходило в России в рукописных копиях. Интерес народников к произведениям Маркса объяснялся их стремлением извлечь из его критики капитализма аргументы для народнической пропаганды. Ра­зобравшись в теоретической сущности марксизма, либеральные на­родники 90-х вступили с ним в ожесточенную борьбу.

Редакция «Вестника» находилась в Париже. Одной из главных за­дач было установить связи с Россией. Такие связи вскоре были нала­жены. Народовольческое подполье поставляло в «Вестник» инфор­мацию о репрессивной политике самодержавия, о преступлениях царской администрации, о народных волнениях и борьбе революцио­неров. Одним из информаторов был чиновник Министерства финан­сов П. А. Булгаревич.

Издание выпускалось с большим трудом. Той финансовой поддер­жки, которую редакция получала от партии из России и от живших за границей политических эмигрантов, было явно недостаточно. Не по­крывали расходов и скромные средства членов редакции. К этим уже привычным трудностям прибавились террористические акты охран-

ки, надеты на типографию. Так, в ноябре 18X6 г. был совершен ночной налет на женевскую типографию «Народной воли», в ходе которого было уничтожено 6 тыс. экземпляров книг, брошюр и периодических изданий, в том числе отпечатанные листы 5-го номера «Вестника На­родной воли», а также вынесено на типографии и разбросано но ули­цам Женевы около 6 пудов шрифта.

Действия полиции вызвали всеобщее возмущение. Почти все эмиг­рантские круги оказали поддержку типографии. В январе 1887 г. был подготовлен новый тираж ЭТОГО номера «Вестника». После второго налета на типографию в феврале 1887 г. были уничтожены сотни эк­земпляров различных изданий и более 10 пудов шрифта. Этот удар и последовавший затем отъезд Тихомирова в Россию привел к прекра­щению выпуска «Вестника Народной воли».

Среди эмиграции конца 1880-х — начала 1890-х годов продолжался процесс идейного размежевания. Все четче определялись три основ­ных направления: социал-демократическое, народническое и либе­рально-конституционное.

В Вольной русской типофафии в 1887 г. было предпринято издание серии «Библиотека социальных знаний». Первый выпуск, озаглавлен­ный «Колокол», включал в себя избранные статьи А. И. Герцена. Опира­ясь на Вольную русскую типографию в Женеве, энергичную издатель­скую деятельность развернул созданный в 1887 г. Цюрихский кру­жок народовольцев, который ставил своей целью «продолжать террористическую борьбу и одновременно издавать и пересылать в Россию социалистическую литературу». Помимо книг и брошюр Цюрихским кружком было подготовлено в 1889 г. политическое соци­ально-революционное обозрение «Социалист», в котором приняли участие как народники (Лавров, Кашинцев, Русанов, Серебряков), так и деятели lpyinibi «Освобождение труда». Редактировал выпуск Ю. Г. Рап­попорт. Он предполагал, что это будет орган нескольких политических групп, и вел переговоры с Плехановым и Лавровым. Однако попытки соединить в одном печатном органе представителей различных полити­ческих течений не удались и летом 1889 г. были прекращены.

Последней значительной издающей народовольческом организа­цией того периода была созданная в 1891 г. в Париже группа старых народовольцев, которую возглавлял П. А. Лавров. В нее входили вете­раны народовольческого движения — Ошанина, Русанов, Рубанович, Серебряков и Чернявская. Издательская деятельность составляла глав­ную задачу группы. Начали они с выпуска брошюр. Одним из наибо­лее активных авторов стал Н. С. Русанов. В брошюрах и прокламациях («Голод в России», «Хроника революционной борьбы» и т. д.) они

старались откликаться на важнейшие актуальные события в России. После организации выпуска брошюр и прокламаций они приступи­ли к изданию непериодического сборника «Материалы для истории русского социально-революционного движения», а в виде приложе­ния к нему было решено выпускать сборник «С родины на родину», которому предполагалось придать характер журнала. Объявляя о нем, группа сообщала, что она вовсе не намерена «придать ему роль из­дания руководящего», что стремится лишь «собирать материал све­дений, годных для борьбы с абсолютизмом, преимущественно на социалистической почве». Всего в 1893-1896 гг. вышло 7 сборников. Издания 1руппы старых народовольцев стали завершающими в изда­тельской деятельности шш рантов-народовольцев.

Кроме народовольцев в 1880-1890-х годах за границей были пред­ставлены народнические организации и других направлений, кото­рые выпускали свои издания. С перерывами до 1890 г. продолжало выходить либеральное «Общее дело». В 1887 г. в Швейцарии появил­ся журнал «Самоуправление» (1887-1889), орган так называемых социалистов-федералистов. В редакцию входили А. С. Белевский, О. Н. Фроловская-Фигнер, П. Ф. Николаев, позднее Н. К. Михай­ловский. Поначалу предполагалось издавать журнал подпольно в России, однако после неудавшейся попытки организовать типогра­фию в Москве было решено печатать журнал в Женеве. При подго­товке журнала в редакции возникли разногласия. Они касались как типа издания (издавать журнал или газету: одни из соображений удоб­ства транспортировки настаивали на газетном варианте, другие, счи­тая, что это должен быть теоретический орган, отстаивали издание журнала), так и программных установок. Одним из главных пунктов расхождения стало отношение к террору. Для согласования позиций были предприняты переговоры с Дебогорием-Мокриевичем, Лавро­вым и Плехановым. Плеханов отказался от участия в «Самоуправле­нии» ввиду идейных расхождений; Лавров, ознакомившись с матери­алами первого номера, дал согласие на сотрудничество. Вышло в свет всего четыре номера. Его сменил другой журнал, появившийся в феврале 1889 г. там же, в Женеве, — «Свободная Россия» (февраль — май 1889 г.). Редактировали журнал В. А. Бурцев и В. К. Дебогорий-Мокриевич. Редакция стремилась привлечь широкий круг авторов, однако буржуазно-либеральный характер издания оказался чуждым как для членов группы «Освобождение труда», так и для многих на­родников. Было выпущено всего три номера журнала.

В Женеве в 1888-1889 гг. выходила также газета «Свобода», заявлен­ная как «политический орган русской интеллигенции». Редактировали

ее С. Княжнин (С. М. Коган) и К. М. Турекий, бывший приверженцем идей Ткачева. Б. Николаевский писал, что издание газеты было пред­принято «как будто бы нарочно для того, чтобы демонстрировать бес­славную смерть старого русского „якобинства"». Большинство статей были написаны самими редакторами. Со статьей «Реакционные жре­цы искусства» в ней выступил Плеханов. Это было его единственной публикацией не в социал-демократической печати тех лет. Всего было выпущено 16 номеров газеты. В том же 1889 г. Турский выпустил в Париже сдвоенный номер газеты «Борьба» (от 15 марта/1 апреля) с подзаголовком «политическая и общественная газета».

Неудачные попытки в создании периодических органов были след­ствием проявления кризиса, охватившего народничество в 1880-х — на­чале 1890-х годов. Наиболее авторитетной организацией, занимавшейся издательской деятельностью в 1890-х годах, стал Фонд вольной русской прессы, созданный в Лондоне в 1891 г. под руководством СМ. Степняка-Кравчинского. На протяжении 10 лет его существования в разное время в руководство Фонда входили Ф. В. Волховский, Л. Э. Шишко, Л. Б. Голь-денберг, М. В. Войнович и Е. Е. Лазарев. Создание Фонда было еще од­ной попыткой объединить с помощью печатного слова различные силы освободительного движения. Фонд брался издавать и переправлять в Россию литературу всех оппозиционных направлений для «удовлетво­рения ощущаемой в настоящую минуту в России потребности в сво­бодном печатном слове».

Успешный выпуск книг и брошюр позволил в 1893 г. приступить к выпуску «Летучих листков, издаваемых Фондом вольной русской прессы» под редакцией Ф. В. Волховского. Выходили они не регуляр­но. В течение 1893-1899 гг. вышло 46 номеров. В первый период изда­ния печатались тиражом 4 тыс. экземпляров. В «Листках» помеща­лись сообщения из России и из иностранной прессы, публиковались тайные циркуляры правительства, давалась информация о деятельно­сти Фонда. В подготовке «Листков» принимали участие С. Степняк-Кравчинский, Ф. Волховский, Н. Чайковский, М. Войнович, Е. Лаза­рев, Л. Гольденберг и Л. Шишко. Либеральная эмигрантская оппозиция стремилась наладить с Фондом сотрудничество. Совмест­ными усилиями им удалось приступить к выпуску и распростране­нию брошюр, их издание продолжалось до конца века. Однако попыт­ка издать журнал «Земский собор» оказалась нереализованной.

Значительная часть литературы Фонда расходилась среди русских эмигрантов, наиболее успешно во Франции, Швейцарии и Болгарии, где были сосредоточены многочисленные колонии русских эмигран­тов. В Россию издания попадали как по суше, так и морским путем,

отлаженными каналами: рассылались по почте из разных европей­ских городов, переправлялись через границу при помощи различных революционных организаций. В 1896 г., например, совместно с Со­юзом русских социалистов-революционеров Фонд переправил через границу 500 экземпляров «Летучих листков». В России основная часть изданий попадала в Петербург, Москву и южные города. Отдельные экземпляры доходили и до Сибири.

Несмотря на все усилия Фонда наладить связи с различными оппо­зиционными движениями через издательскую деятельность, ему не удалось стать объединительным центром. Это было связано с разны­ми причинами. Во-первых, участники Фонда, как правило, стояли на народнических позициях, и их попытки примирить разные взгляды приводили к невыразительным эклектичным программам. Во-вторых, уровень и характер общественно-политического движения в России не способствовал консолидации различных сил. В конце 80-х — пер­вой половине 90-х годов эмигрантским организациям не удалось орга­низовать сколько-нибудь регулярный теоретический орган. Основную массу изданий составляли в этот период листовки, воззвания, бро­шюры. Время от времени появлялись журналы и газеты, носившие информационный характер.

В ряду русских заграничных изданий 1880-х годов особое место принадлежит газетам «Вольное слово» и «Правда», связанным с дея­тельностью «Священной дружины», тайной монархической органи­зации, созданной русским правительством для борьбы с революци­онным движением.

Газета «Вольное слово» была заявлена как еженедельное изда­ние, выходила же два раза в месяц (1 и 15 числа) в Женеве с августа 1881 г. до мая 1883 г. Всего вышло 62 номера. Была создана но ини­циативе агента монархической организации «Священная дружина» А. П. Мальшинского с провокационной целью отвлечь молодежь от революционной деятельности и держать под контролем эмигрант­ские круги. Редакторами газеты были А. П. Мальшинский и М. П. Драго­манов. Привлечение к редактированию Драгоманова, известного и ав­торитетного в эмигрантских кругах украинского общественного деятеля, очевидно, имело целью внести раскол в эмигрантскую среду.

«Вольное слово», являясь официально либеральным органом, было предназначено для информирования о проектах государственных пре­образований, которые вынашивались в недрах «Священной дружины» ее идеологами П. П. Шуваловым, И. И. Воронцовым и Р. А. Фадеевым, и для привлечения на свою сторону либерально-настроенной части эми­грации, а также для выяснения реакции на такого рода проекты импера-

торского двора. На страницах «Вольного слова» помещались, однако, не только статьи, отражавшие либеральную программу издания, но и вы­ступления радикальной части эмиграции, например П. Б. Аксельрода, для удовлетворения именно демократической части эмиграции. Газета публиковала также проекты государственных преобразований земско-славянофильского направления; дезинформацию, исходившую от «Дру­жины», а также реальные корреспонденции, поступавшие из России и от эмигрантов.

Другой газетой, организованной «Священной дружиной», была «Правда», выходившая в Женеве с 8 августа 1882 но 13 февраля 1883 г. на 4 или 8 страницах и заявленная как еженедельная политическая и лите­ратурная газета. Вышло всего 20 номеров. «Правда» именовала себя органом «социалистов-общинников». Редактором газеты был И. Кли­мов, как выяснилось впоследствии, агент «Священной дружины».

Те, кто финансировал «Вольное слово» и «Правду», предполагали со временем обнародовать историю создания этих газет и тем самым скомпрометировать тех, кто сотрудничал в них. Истинный характер «Правды» раскрылся довольно скоро, тайные же связи «Вольного слова» долгое время оставались для современников загадкой.

С начала 1890-х годов русская эмигрантская журналистика с евро­пейского континента начинает распространяться и в Америку. Вслед за пионерами русской прессы — газетами Агапия Гончаренко «Вест­ник Аляски» и «Свобода», выходившими в Сан-Франциско в 1870-х годах, в 1891 г. в Нью-Йорке появляется еженедельная газета «Про­гресс», издававшаяся до 1894 г. группой русских политических эми­грантов. Всего вышло 29 номеров, газета выходила нерегулярно, что было характерной чертой для эмигрантских изданий. В газете сотруд­ничали Агапий Гончаренко, В. Л. Бурцев, В. К. Дебогорий-Мокрие-вич, И. Н. Кашинцев, Б. Н. Кричевский и др. Она была рассчитана прежде всего на русских читателей в Америке. В ней освещалась эко­номическая и общественно-политическая жизнь в России, Европе и Америке. Большое место занимал отдел «Русское собрание», в кото­ром помещался разнообразный материал из России: о голоде, о кре­стьянских волнениях, о преследовании сектантов и т. д. В газете вы­ступали представители самых разных течений политической эмиграции. На ее страницах публиковался и литературный материал, в частности, в № 11-15 был помещен очерк В. Г. Короленко «Чудная». В 1893 г. в Нью-Йорке выходила также еженедельная газета «Русские новости», тираж которой составлял 2 тыс. экземпляров.

Таким образом, в 1890-е годы география свободной русской прес­сы за границей расширяется до Америки, что связано с новыми ме-

стами расселения русских эмигрантов. Если в 1860-1870 гг. это были в основном европейские города (Берлин, Дрезден, Лейпциг, Женева, Лондон, Париж, Брюссель), то в 1890-х годах происходит значитель­ное переселение русских в Америку и соответственно появляются издания в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско.

Русскую антимонархическую оппозицию по разным причинам поддерживали писатели, журналисты и общественные деятели Евро­пы и Америки. Это взаимодействие ощущалось в издательском деле, в организации периодических органов. Оно проявлялось в характере и содержании изданий, которые, с одной стороны, развивались в тра­дициях российской прессы, с другой — впитывали в себя и трансфор­мировали опыт зарубежной печати.

Русская журналистика за границей представляла весь спектр поли­тической, а к концу XIX в. — и экономической эмиграции, которая менялась по своему составу, но сохраняла российские традиции ли­тературной и культурной жизни. Чувство связи с Родиной поддержи­валось контактами с другими центрами эмиграции. Очевидно поэто­му практически во всех изданиях широко представлены материалы не только из России, но и из различных эмигрантских центров.

Более чем за сорок лет существования русская эмигрантская прес­са XIX в. накопила богатейший опыт развития. Если говорить о влия­нии герценовских идей, то наиболее сильное отражение они получи­ли в изданиях Долгорукова и в народнической журналистике, особенно в изданиях Лаврова. Именно развитие политической тради­ции в истории общественной мысли и становлении свободной печа­ти Лавров считал главным в деятельности Герцена. Столь же замет­ным было влияние Герцена в области теории и на издания Плеханова, Аксельрода, Дейча, Засулич. Однако не только идеи Герцена оказали влияние на формирование вольной русской прессы за границей. Не менее ценным оказался его профессиональный издательский и ре­дакторский опыт, который был использован последующими поколе­ниями эмигрантов в деле организации, постановки изданий, их рас­пространения, налаживания связей с читательской аудиторией в России и за границей. Герценовская традиция обнаруживается и в облике, типе многих эмигрантских изданий, что проявляется в струк­туре, верстке, формате, в адресе обращения: к России, Европе и рус­ским эмигрантам.