Скачиваний:
42
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
83.97 Кб
Скачать

В 1883 г. «Русь» изменила структуру и начала выходить в жур­нальном формате раз в две недели, однако через два года, увеличив формат, снова стала еженедельником. И. Аксаков обдумывал пути перехода «Руси» на ежедневный выпуск, но так и не нашел для этого возможности. Газета расходилось весьма умеренным тиражом. Так, в марте 18X4 г. он составлял 2300 экземпляров. Ощущая, что его газета, как и его идеи, встречает все меньше сочувствия в обществе, И. Аксаков в одном из писем признавал, что современный русский мир «наше старое слово... уже не берет» и что необходимо «какое-то новое слово», которое было бы логически тесно связано со старым. «Но секретом лого нового слова, — не без горечи кон­статировал И. Аксаков, — я, очевидно, не обладаю. Но и никто не обладает».

В ноябре 1885 г. «Русь» получила предостережение от министра внутренних дел за неуважение к правительству и за тон, «несовмести­мый с истинным патриотизмом». Для И. Аксакова, которого историк М. К. Лемке назвал «страстотерпцем цензуры всех эпох и направле­ний», это было последнее столкновение с властями. 27 января 1886 г. он скончался. Смерть И. Аксакова означала и смерть его газеты.

Как человек И. Аксаков пережил определенную эволюцию. В кон­це 1850-х годов он без труда общался с Герценом и считал тягостным для «Русской беседы» «сочувствие архиереев, монахов. Священного Синода». В 1860-е он сознательно принял на себя возложенную об­стоятельствами роль основного наследника идей старших славяно­филов. К середине 1870-х И. Аксаков признал, что время противосто­яния славянофилов и западников осталось в прошлом, как и сами ЭТИ понятия.

И. Аксаков был не оппозицонером, а убежденным монархистом и православным христианином. Но именно поэтому он силою пе­чатного слова отстаивал свои, часто резкие суждения о деятельно­сти светской и церковной властей. И. Аксаков до конца дней оста­вался ярким, темпераментным публицистом и энергичным редактором.

В то время, когда в Москве похороны И. Аксакова собрали око­ло 100 000 человек, в Петербурге газета «Новое время» писала: «Нечего говорить о значении этой потери для русской журнали­стики... Закатилась одна из самых ярких звезд, какие когда-либо блистали на небе русского общественного слова... Не русский та­лантливый писатель только скончался, скончался общественный трибун, обладавший даром зажигать сердца, скончался искренний человек, человек высокой честности и правды...» У очень многих людей, даже не сочувствовавших взглядам И. Аксакова, вызывали уважение его личная честность и бескомпромиссность, его чув­ство ответственности за Россию и готовность отстаивать свои идеи до конца.