Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Торкунов А.В. (ред.). Дипломатическая служба.pdf
Скачиваний:
407
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
2.31 Mб
Скачать

существо вопроса непосредственно министру или премьер-министру страны. У генерального директора, как правило, есть один или два заместителя. Каждый из них отвечает за вопросы отношений с конкретными странами, регионами и организациями в рамках компетенции департамента. В частности, один из заместителей генерального директора департамента Европы курирует отношения с Россией.

Третьим и первичным уровнем организационного управления в министерстве является отдел. Это основная кузница идей, планов и решений по проблематике отношений с конкретным зарубежным государством, группой государств, мероприятий в курируемых областях. Здесь происходит рабочее согласование возникающих вопросов с зарубежными партнерами. Заведующий отделом ответственен не только за осуществление практических текущих дел, но и за выработку концепции политики на курируемом участке. Бывают случаи, когда он может быть вызван на доклад к министру или в канцелярию премьер-министра. У каждого заведующего отделом, как правило, один заместитель и несколько помощников из числа сотрудников отдела. Один из сотрудников назначается «общим координатором» в отделе. Он помогает координировать работу на различных участках.

Общая численность сотрудников МИД Японии на период начала 2001 г. составляла 5289 чел. Из них 2065 числилось в центральном аппарате, а 3224 — в 187 японских дипломатических учреждениях за рубежом: соответственно, 115 посольствах, 66 генеральных консульствах и 6 официальных представительствах1.

3. Решение кадровых вопросов

Важное место в обеспечении слаженной и стабильной работы МИД Японии занимают вопросы кадровой работы и управления персоналом дипломатической службы. Кадровая политика строится на ряде принципов, за соблюдением которых внимательно следит Кадровое агентство как руководящий орган в сфере государственной службы, а также кадровая служба в самом министерстве. Причем в Японии не считают целесообразной чрезмерную регуляцию кадровых процессов. Здесь исходят из того, что коллектив министерства как крупный социальный организм имеет большую потенциальную силу к самоорганизации и способен самостоятельно решать многие кадровые вопросы.

Первоочередное внимание уделяется вопросам найма на работу. Основной принцип здесь — проведение единого государственного экзамена. Его требования высоки и ориентированы на лучших выпускников центральных университетов — Токийского, Кэйо, Токийского института иностранных языков и некоторых других. Кадровый отбор и дальнейшее продвижение по службе вновь принятых сотрудников носит

меритократический характер, т.е. регулирование кадровых процессов и принятие кадровых решений основаны на учете уровня знаний, квалификации и способностей работников.

Для всех сотрудников установлена одинаковая штатная сетка должностей и оплаты труда. Однако продвигаются по ней быстрее те, кто достиг более заметных результатов в работе. Это закономерность прохождения государственной службы в Японии.

Поэтому методы оценки результатов труда служащих постоянно совершенствуются. Они учитывают как количественные, так и качественные показатели. Для этого принято специальное законодательное положение, предусматривающее создание в министерстве специального отдела, контролирующего вопросы оценки труда дипслужащих, их поощрения, развития здоровой мотивации к высокопроизводительному труду. В настоящее время идет разработка методик работы данного отдела.

Большое значение придается вопросам кадровой ротации сотрудников, которая

1 См.: Гайко Сэйсё. Синяя книга по внешней политике. На японском языке. Токио, 2001. С. 174.

378

способствует максимальному раскрытию их творческого потенциала. Напомним, что

ротация кадров — это непрерывное обновление дипломатического персонала, процедура перемещения дипломатических служащих по горизонтали или на новую более высокую должность с целью сохранения и приумножения профессионального опыта и основных профессионально-квалификационных ценностей.

Кадровый обмен идет не только между отделами внутри министерства, но и между различными министерствами, в частности, между МИД и Управлением обороны, Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством финансов и т.д. В соответствии со специальным законом «О стажировках государственных служащих», вступившем в силу в 2000 г., МИД и неправительственные организации могут обмениваться сотрудниками для стажировки на определенный период. Это, как свидетельствует] многолетний опыт, помогает более эффективно координировать совместные межведомственные мероприятия и проекты. В этих целях в министерстве на базе отдела по связям с общественностью действует специальный «Центр по связям с неправительственными организациями (НПО)»1. Его задача — проводить консультирование обращающихся в МИД неправительственных организаций, деятельность которых касается связей с зарубежными государствами, принимать и передавать в соответствующие отделы МИД поступающие от НПО заявки на реализацию различных проектов, например, по направлению гуманитарной помощи за рубеж, оказывать НПО информационное содействие.

Вминистерстве также существует специальный резервный «пул», образуемый в результате периодического и планового сокращения персонала центрального аппарата. Сотрудники могут временно находиться на работе в других организациях, подчиненных МИД, в частности Институте международных проблем (научные исследования), Японской организации международного сотрудничества (проекты оказания экономического, технического и другого содействия), Японском фонде (культурные и гуманитарные контакты), а затем возвращаться в министерство.

ВМИД действует комплексная система повышения квалификации. На базе Института повышения квалификации государственных служащих действуют специальные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) для различных категорий сотрудников как в специальном японском институте повышения квалификации государственных служащих. По договоренности с зарубежными партнерами Японии (США, Великобритания и др.) работники МИД Японии могут направляться на стажировку (около одного года) в институты и учебные заведения государственной службы в эти страны.

Немалую роль играют и вопросы социального обеспечения. Социальные выплаты

сотрудникам МИД включают пособия на содержание семьи, транспортные расходы, лечение, отпуск, единовременные выплаты в середине и конце года. Их объемы достаточно серьезные, позволяющие выйти на оптимум оплаты труда дипслужащих и создать прочную основу стабильности кадрового состава японской дипломатии. Они позволяют рассчитывать на то, что чиновники будут эффективно трудиться, не заботясь о «дополнительных источниках существования».

Кадровое агентство ежегодно проводит сравнительные исследования условий работы государственных служащих, в том числе МИД Японии, и сотрудников частных компаний. Результатом такого исследования, как правило, становится направляемая в парламент рекомендация о повышении среднего уровня заработной платы (приведении его в соответствии с аналогичным показателем в частном секторе), которое обычно утверждается специальной резолюцией.

В центральном аппарате министерства принята следующая должностная сетка: сотрудник отдела — помощник заведующего отделом — заместитель заведующего отделом — зав. отделом — заместитель директора департамента — генеральный директор департамента — заместитель министра — первый заместитель министра — министр. Это и

1 См.: Гайко Сэйсё. Указ. соч. С. 176.

379

есть лестница карьерного продвижения дипломатического служащего.

В загранучреждениях МИД действует общепринятая система должностей: посол, советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь, атташе.

4. Особенности дипломатической службы

Особенности японской дипломатической службы современной Японии вытекают из той социально-политической, экономической и духовно-нравственной среды, в которой она сформировалась. Ограниченность территории и высокая плотность населения в течении всего исторического развития страны требовали большого внимания в государственном управлении к вопросам стабильности общества, заблаговременного предупреждения возможных социальных конфликтов, прогнозирования общественных процессов.

Для успешного решения этих вопросов ключевую роль всегда играла и особенно играет сегодня опора на информацию — ее сбор, обработку, анализ и использование в повседневной дипломатической и государственно-управленческой деятельности. Информация служила основой для поиска консенсуса между социальными группами, имевшими разные интересы. Она играла также важную организационную роль, поскольку обмен ею внутри государственного аппарата обеспечивал необходимую координацию между различными его звеньями, способствовал формированию устойчивых управленческих цепей, обеспечивающих своевременное принятие государственных решений. Информация, используемая в работе министерств и ведомств, являлась и является одним из факторов эффективности государственной службы Японии. Каждое государственное ведомство ежегодно издает одну или несколько так называемых «белых» или «синих» книг по отраслям и проблемам государственной политики. В этих книгах содержится подробный отчет о работе, проделанной государственными органами за истекший год.

МИД Японии выпускает «синюю книгу по внешней политике», в которой дается анализ текущей международной обстановки, излагаются основные направления внешней политики страны, сообщается о мероприятиях в двусторонних отношениях Японии с зарубежными странами и ее контактах с международными организациями. Проект очередной книги каждый год утверждается на заседании правительства страны.

В современную эпоху роль информации во внешней политике еще больше возрастает. Компьютерные телеконференции, общение по информационным сетям, передача видеоизображений с помощью информационных сигналов стали реальностью в наши дни. В связи с этим в МИД Японии серьезное значение придают вопросам компьютеризации, совершенствованию информационных сетей — как внутриведомственных, так и внешних, а также расширению имеющейся информационной базы. На работу по сбору и обработке информации министерству выделяется специальный бюджет. Для повышения эффективности информационного обмена между центральным министерством в Токио и японскими дипломатическими учреждениями за рубежом установлена компьютерная сеть LAN (Local area network), оборудованная необходимой системой защиты информации1.

Укрепление информационного фактора в дипломатической службе Японии рассматривается как средство оказания более качественных административных услуг населению страны. В целях повышения уровня знаний в обществе о внешнеполитических вопросах, а также в ответ на растущие потребности со стороны населения МИД Японии с апреля 2001 г. начал практику ознакомления «по запросу» с имеющейся служебной документацией. Любой японец может обратиться в информационный центр министерства, заполнить специальную форму и просмотреть на экране компьютера интересующий его

1 См.: Гайко Сэйсё. Указ. соч. С. 175.

380

документ при условии того, что этот документ не является секретным.

В министерстве постоянно функционируют «Службы предоставления факсимильной и телефонной информации о ситуации, касающейся безопасности японских граждан в конкретных странах». В случае возникновения любых инцидентов в этой области информирование населения оперативно осуществляется с помощью общенационального телевидения и прессы.

Наряду с информационным фактором в дипломатической службе Японии важное место отводится психологическим аспектам. Как показывает практика, успех в решении вопроса приходит в том случае, если в коллективе сложилась атмосфера «единой команды». В министерстве принято, что сотрудники отдела или нескольких отделов находятся в одной комнате, за соседними столами. Рядом, лицом к ним сидит начальник отдела. Появляется ощущение сопричастности, отсутствуют задержки в рассмотрении отдельных аспектов проблемы. Нередко проводятся ситуационные игры, позволяющие провести «мозговую атаку» в отношении сложного вопроса и выработать варианты для его решения. Подобное коллективное размещение сотрудников не всегда привычно для европейского мышления, поскольку создает определенные ограничения для индивидуализации работы. Однако японец находит индивидуальное «самовыражение» как раз через «социализацию», прежде всего, через принадлежность к малой социальной группе (в данном случае — коллектив отдела).

Данные организационные аспекты связаны и с подходами японских служащих непосредственно к выполнению заданий. Опыт работы с представителями японского МИДа свидетельствует о том, что они, как правило, «структурируют» проблемы. Причем делают это достаточно профессионально. Первым шагом на пути структуризации является составление определенного вопросника, который позволяет выделить конкретные аспекты проблемы и обнаружить взаимосвязь между ними. Вопросник помогает и в беседе с иностранными партнерами. Он часто передается заранее, чтобы партнер тоже мог соответствующим образом подготовиться к беседе. При этом вопросы в большинстве случаев формулируются таким образом, чтобы на них не могло последовать однозначного ответа — «да» или «нет». Считается желательным, чтобы собеседник обязательно в какойто форме выразил свое отношение к вопросу, поскольку ответ, даже в общей форме, будет так или иначе показывать степень готовности или «зрелости» данного аспекта.

Переговоры являются для сотрудников МИДа одной из важнейших форм реализации внешнеполитических задач. Основами переговорной тактики для японцев считается определение баланса интересов сторон, расстановка приоритетов в собственной позиции, разработка поэтапного сценария их реализации.

Контрольные вопросы

1.Какое влияние оказали исторические факторы на формирование японской дипломатической службы?

2.Какова законодательная база японской государственной службы в современных условиях?

3.Дайте характеристику кадрового обеспечения МИД Японии.

4.Как вырабатываются внешнеполитические решения в МИД Японии?

5.Какую роль в процессе выработки внешнеполитических решений Японии играет внутриведомственная координация?

6.Что следует учитывать при ведении переговоров с дипломатами

Японии?

Литература

1. Панов А.Н. Дипломатическая служба Японии и эволюция

381