Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
контрольная работа истоория.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
81.26 Кб
Скачать

Глава II

Образование СССР. Страна в годы НЭПа.

Рассмотрев попытки преобразований в нашем государстве в начале XIX века, мы выделили в качестве одной из причин неудачного их воплощения противодействие общества, вернее его высших слоев. В данной главе на примере событий 1920-х годов ХХ века мы попробуем рассмотреть, как уже советской власти приходилось бороться с противодействием в высших эшелонах власти и проводить заявленные преобразования.

После Октябрьского переворота, пришедшие к власти большевики, стали реализовывать политику Военного коммунизма - попытку построения коммунизма в условиях гражданской войны. Это привело к катастрофическим экономическим и социальным последствиям.

В результате семи лет мировой и Гражданской войн численность населения советских республик к 1 января 1921 г. сократилась до 134,3 млн человек. Потери одних только вооруженных формирований (и красных, и белых) за годы Гражданской войны и интервенции со­ставляли 2,5—3,3 млн человек. С осени 1917 до начала 1921 г. насе­ление России сократилось на 10 887 тыс. человек. Сокращение про­должалось в 1921 (на 1854 тыс.) и в 1922 гг. (на 1592 тыс.). К концу 1921 г. не менее 1850 тыс. человек — почти вся политическая, фи­нансово-промышленная, значительная часть научно-художественной 1литы, их семьи — вынуждены были эмигрировать из России.

Производство в крупной промышленности в стране в 1920 г. со-ставило 14,6% от уровня 1913 г., в металлообработке — 7%, в про-изводстве чугуна — 2%. Большинство промышленных предприятий бездействовали, численность рабочих сократилась вдвое. Разоренная войной и продразверсткой деревня не обеспечивала промышленные центры продовольствием.

К весне 1920 г. Центральный регион страны, Поволжье, Север­ный Кавказ, Украина были охвачены голодом. В мае 1921 г. в Повол­жье и ряде губерний Центра началась засуха, уничтожившая посевы и усугубившая народное бедствие. В мае 1922 г. голодало 22—27 млн человек, к этому времени от истощения и заболеваний, обострившихся в результате голода (цинга, дизентерия, сыпной и брюшной тиф) погибло около миллиона крестьян, столько же эвакуировано из пора­женных бедствием губерний7

В результате войны и голода осиротевшие дети становились беспризорниками (в 1922 г. — 7 млн). Начавшаяся демобилизация усилила безработицу. Поднялась волна бандитизма.

События Крондштадского восстания в 1921 году привело Ленина к пониманию, что нужно во-первых, идти на соглашение с крестьянством, во-вторых, ужесточить борьбу со всеми, кто не согласен с политикой, проводимой большевиками.

Решая возникшие проблемы, высшее партийное руководство приходит к идее временного отступления от проводимого курса.

В марте 1921 года на Х съезде РКП (б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭП), первым шагом которой стала отмена ненавистной крестьянам продразверстки. В промышленности был отменен декрет о полной национализации, мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавалась в частные руки. Некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось создание концессий (договора на сдачу иностранным фирмам предприятий с правом предпринимательской деятельности). Все это новшества привели к отмене принудительного труда, возвращению товарно-денежных отношений.

Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства.

В начале Ленин и его сторонники рассматривали НЭП как вынужденное отступление, как передышку перед штурмом высот коммунизма. Сущность НЭПа при этом была выражена следующим обра­ти: «10—20 лет правильных соотношений с крестьянством и обес­печенная победа в всемирном масштабе... иначе 20—40 лет мучений белогвардейского террора». Что касается отдельно взятой России, Ленин допускал, что «с мужиком нам придется повозиться, пожа­луй, лет шесть». 8

Но уже осенью 1921 года Ленин произносит знаменитую фразу, что «НЭП-это всерьез и надолго». НЭП стал рассматриваться как экономическое соревнование между социалистическим и капиталистическим укладом в экономике, в ходе которого при поддержке государства и сохранении в его руках «командных высот» победит социализм.

Данное отступление вызвало споры в партийном руководстве. Однако, принятая на Х съезде РКП (б) резолюция «Об единстве партии» запрещала создание в партии фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Взгляды «рабочей оппозиции», в которую входили видные партийные и профсоюзные деятели А.Шляпников, А.Коллонтай, С.Медведев, были осуждены. В стране сложился авторитарный режим. В 1922 -1923 годах произошла расправа над меньшевиками и эсерами, последними оппозиционно настроенными большевикам партиями.

НЭП принес экономике необходимое восстановление. К 1923 году в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925 году валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор наиболее благоприятного дореволюционного пятилетия 1909-19014 годов. К 1927 году довоенный уровень был достигнут в целом по животноводству, к 1928 году страна по экономическим показателям достигла уровня 19134 года.

Однако в самой сути НЭПа заключалось его главное противоречие: в экономике были сделаны шаги к рынку, в политике, наоборот, произошло ужесточение режима, установилась однопартийная система. Различные социальные группы не имели права отстаивать свои интересы. В таких условиях продолжать политику одновременного сосуществования капиталистического и социалистического уклада стало невозможным и уже ко второй половине 1920-х годов начинается его «свертывание».

Современные историки сходятся в оценке НЭПа как политики, направленной на восстановление разрушенного хозяйства с помощью частного капитала и привлечения иностранных инвестиций, и определяют НЭП не как стратегический курс, а как тактику «временной сдачи позиций буржуазии»9

Важным событием начала 1920-х годов является образование СССР, договор о создании которого был подписан 30 декабря 1922 г. Раскрывая эту тему, нужно обратить внимание на то, что советизация Украины, Белоруссии, Закавказских республик прошла при непосредственном участии Красной армии.

Если посмотреть причины объединения бывших народов Российской империи в состав нового советского государства, то можно выделить следующие: общность исторических судеб, разделение труда между территориями, сложившуюся еще в царский период, единую хозяйственную систему и единый общероссийский рынок, общую транспортную сеть, почтово-телеграфную службу. Кроме того нельзя исключать исторически сфор­мированную перемешанность многонационального населения; налаженные культурные, языковые и другие контакты; союзы между советскими республиками, оформившиеся в основном в последние годы и после Гражданской войны.

Были и факторы, препятствующие объединению: память о руси­фикаторской политике старого режима; стеснение прав отдельных на­циональностей и боязнь повторения такой политики в новом виде; не­малый вкус к независимой власти, приобретенный национальными плитами окраинных народов в период революционной смуты. Боль­шевистская власть акцентировала внимание на так называемом праве наций на самоопределение. Реализация этого права в условиях Граж­данской войны превратила Россию в совокупность различных нацио­нально-государственных образований. Финляндия, Польша, Тува, Литва, Эстония, Латвия силой обстоятельств были отделены от Рос­сии. Украина, Белоруссия стали независимыми советскими республи­ками.

Согласно коммунистической доктрине национальный вопрос (противоречия в отношениях между народами) представлялся второстепенным в сравнении с межклассовыми проти­воречиями. Его разрешение ставилось в прямую зависимость от успе­хов социалистического строительства. Считалось, что с переходом к социализму и уничтожением классовых различий национальные про­тиворечия и различия будут также преодолены.

В 1918 г. российская власть взяла курс на фе­дерализм как новую форму государственного устройства для всей бывшей территории Российской империи, однако при этом неизменно подчеркивала стратегическую временность этой формы. «Принуди­тельный централистский унитаризм» считалось целесообразным за­менить федерализмом добровольным, для того чтобы со временем он уступил место «добровольному социалистическому унитаризму».10

На начальных этапах этого пути численно преобладающему и яв­ляющемуся основной «плотью и кровью» страны русскому народу предназначено оказать помощь в социально-экономическом и культурном развитии отсталым и угнетенным в прошлом народам России.

Существовало два пути объединения. Первый путь предусматривал вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР (принцип автономизации), второй – заключение двусторонних договоров между республиками и РСФСР («федеративный» принцип).

Принцип автономизации озвучивался уже в 1919 году. Уже в середине 1919 г. заместитель председателя Ревво­енсовета республики Э. М. Склянский официально предлагал объ­единить все независимые советские республики в единое государство путем их включения в РСФСР. Это была одна из первых формули­ровок «плана автономизации» после победы Октября. В докладе на X съезде РКП (б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» (март 1921 г.) говорилось, что «живым воплощением» ис­комой формы федерации всех советских республик является РСФСР — федерация, основанная на автономизации ее субъектов. План автономизации приобрел чрезвычайную актуальность в начале 1922 г. в связи с подготовкой к международной конференции в Генуе, где предстояло обсуждать судьбу долгов царского и Временного пра­вительств и иностранной собственности в Советской России.

Наркомат иностранных дел полагал неразумным участие в кон­ференции всех республик, образованных на месте царской России. «Если мы на конференции заключим договоры как девять параллель­ных государств, это положение дел будет юридически надолго закре­плено, и из этой путаницы возникнут многочисленные затруднения для нас в наших сношениях с Западом», — писал Г. В. Чичерин в ЦК. Избежать международных осложнений предлагалось включени­ем «братских республик» в РСФСР.11

К «автономизации» вновь вернулись летом 1922 г., когда под председательством В. В. Куйбышева приступила к работе комиссия ЦК по подготовке вопроса «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Возглавил эту комиссию И. Сталин, поддерживали его в данном вопросе известные партийные деятели Э. Дзержинский, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, В. М. Молотов.

Проект резолюции (именно он в последующем назывался ста­линским планом автономизации) предусматривал необходимость «признать целесообразным формальное вступление независимых советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме открытым и ограничившись принятием договоров с ними по та­моженному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее». 12

Принятый комиссией документ был разослан руководству Украи­ны, Белоруссии и Закавказья, однако не встретил единодушной под­держки. Не ставя под сомнение необходимость сохранения «диктату пролетариата» (иначе говоря, права на власть в государстве ком­мунистической партии) и подчиненность этому «права наций на само­определение», местное партийное и государственное руководство разделилось на сторонников «жестких» и «мягких» форм федерации.

Сторонники заключения федеративных договоров, итак называемого проекта «федерализации» на Украине X. Г. Раковский, Н. А. Скрыпник; в Грузии — Ф. И. Махарадзе, П. Г. Мдивани; в Москве — Н. И. Бу­харин, Л. Д. Троцкий и др. полагали необходимым сохранить за союзными республиками «атрибуты национальной независимости», считали, что они будут в большей мере способствовать хозяйственному возрождению республик, отвечать интересам свободного развития наций и оказывать «максимум революционного эффекта за границей»13.

Ленин долго изучал данный вопрос, советовался с партийными деятелями республик и в результате проект резолюции предстоящего пленума ЦК был исправлен. В первом пункте нового проекта значи­лось: «Признать необходимым заключение договора между Украи­ной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских респуб­лик» с оставлением за каждой из них права свободного выхода из со­става Союза».

Исправленная резолюция означала рождение знаменитой аббре­виатуры «СССР» и окончательные похороны «плана автономиза­ции», так как Ленин неожиданно для многих встал на сторону «независимцев» Грузии и Украины. Сталин был недоволен данным решением, однако не нашел нужным противиться «национал - либерализму», полагая, по-видимому, что не вполне уст­раивавший его ленинский проект образования СССР не исключал установления отношений подчиненности во всех главных вопросах окраин Центру.

В 1923 году здоровье Ленина сильно пошатнулось. 13 декабря 1922 г. повторились два тяжелейших приступа болезни, 16 декабря состояние здоровья Ленина еще более ухудшилось, В ночь на 23-е наступает стойкий паралич правой руки и правой ноги. Тем временем работа по созданию Союза на основании принятой октябрьским (1922) пленумом ЦК резолюции «О взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками» продолжалась.

I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 г. Он принял Декларацию и Договор об образовании СССР, избрал Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК) Союза ССР — однопалатный орган власти в составе 371 представителя республик по пропорцио­нальному принципу . Для руководства работой ЦИК были избраны 4 председателя — М. И. Калинин (от РСФСР), Г. И. Петровский (УССР), Н. Н. Нариманов (ЗСФСР), А. Г. Червяков (БССР) и секретарь А. С. Енукидзе. Так, в обновленном варианте и со многи­ми издержками было воссоздано тысячелетнее Российское государство.

Принятая уже после смерти Ленина 31 января 1924 года Конституция СССР Высшим органом власти провозгласила Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК), который состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим исполнительным и административным органом стал Совет народных комиссаров. При распределении полномочий между центральными и союзными органами власти, значительная часть была передана Москве. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. Таким образом, на деле у федераций осталось не слишком много полномочий, а Конституция, провозгласившая возможность выхода из состава СССР, не прописала самой процедуры.

Рассмотрев важные преобразования в Советском государстве начала ХХ века, мы можем отметить, что здесь также имело место противостояние мнению лидера иной точки зрения в высшем партийном руководстве. Однако, после Х съезда РКП(б), когда была принята резолюция «об единстве партии», споры стали под запретом, и сложившийся однопартийный режим с сильным лидером позволил Ленину проводить преобразования согласно своей точке зрения, несмотря на иные позиции.