Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DER_MOVOE_DER_MO_1_-_34_voprosy_1_1.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
341.5 Кб
Скачать

16. Деспотия: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе.

Отсюда фундаментальное противопоставление деспотической и политической власти, совершенного и несовершенного общения у Аристотеля. Возникновение протогосударственно (статуарно) оформленного и властно (потестарно) подкрепленного организационного порядка, а тем самым и понятия о нем, теряется в глубочайшей древности. Первые деспотии-протополитии представляли, видимо, крупные межродовые, а то и межплеменные объединения или т.н. вождества.

Намечаются и другие когнитивные схемы для осмысления и обозначения протополитий-деспотий. Среди них важнейшее место занимает идея «дома» как единства вместе живущих людей. Еще точнее, деспот — это порождающая мощь дома. Фактически дом оказывается исходным понятием как для протополитической организации, так и для протосоциетального общения-общности.

В Риме полисная организация в целом, именовавшаяся civitas, первоначально делилась на три трибы. Трибы делились на курии — по 10 в каждой трибе. Каждая же курия в свою очередь состояла из 10 патрицианских родов отцов семейств.

В современном словоупотреблении синонимом деспотии является тирания. Эллины, однако, четко различали эти понятия. Тирания концептуализовалась по типу получения власти: не по закону и не по наследию. Деспотия — по характеру власти, типу обращения с нею. Единственное, что сближает их, — это непосредственность, произвольность, а значит, скорее потестарность, чем полисность обретения власти в одном случае и ее осуществления — в другом. Можно оказаться тираном, но не стать деспотом и, наоборот, можно вовсе не быть тираном, но превратиться в деспота.

В Риме понятие тирана получило расширенную трактовку. Тиран отождествляется со вполне законным царем-рексом, возможно, под воздействием мощной антимонархической традиции.

Слабость экономической функции и, напротив, развитость «надстроечных» — интерпретировалась как аморфность (отсутствие «обязательных» структур казалось бесструктурностью) и неразвитость (индустриализация — единственный критерий развитости).

17. Общение-общность.

Очень древней, да еще и связанной с социетальностью по существу является язык как основа и источник речи, а потому и общения-общности как таковых. Однако и помимо этих есть и другие когнитивные схемы.

— круг (община, общество, округа, околье и т.д.);

— рост, произрастание (род, люди, нация);

— любовь, привязанность;

— совместность, семейность, житье в-месте;

— связь, соединение, схватывание;

— все вместе (лат. totus, герм. *teuta).

Исходные, проточеловеческие общности, а значит и самый глубокий слой всех дальнейших наследований вполне естественно концептуализируются через схему роста, биологического воспроизводства. Этот момент прекрасно использовали для концептуализации эллины, подчеркивавшие роль приязни-любви (philia) в образовании человеческих общностей. Сходным образом славяне ключевое значение придавали дружбе, полюбовной привязанности, выраженных корнями мир/мил.

Для формирования общности важны установление общего. Даже там, где люди по самой природе не равны, как, например, мужчина и женщина, образование общности «уравнивает» их, делает «подобными» — для мужчины и женщины такое уравнивание (превращение в половины друг друга) достигается в создании семьи и порождении детей.

чтобы узнать, каковы естественные связи между людьми и человеческого общества, надо обратиться к более давним временам; ведь первая основа — та, которая усматривается в общности всего рода людского. Связью этой общности служат разум и дар речи, которые путем наставления, изучения, взаимного общения, обсуждения и принятия решений сближают и соединяют людей, так сказать, в естественное общество.

Павел в «Послании римлянам» подхватывает посылку: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8, 14). Поскольку христиане «не приняли духа рабства, чтобы снова жить в страхе», то они тем самым «приняли Духа усыновления» (8, 15). Отсюда следует вывод, что «мы — дети Божии» (8, 16), «а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (8, 17). Христианская община таким образом моделируется по образцу семьи с двумя доминантами — любви отеческой и сыновней, а также любви братской.

Иной подход к обществу начинает развиваться с переходом к Новому времени, эпохе наций. Получает развитие экономическое самоопределение общества и человека.

Более простыми и типичными, однако, оказались бинарные схемы. Прежде всего, вместо прежнего понятия всеобъемлющего гражданского общества, понимавшегося как любое сообщество людей, основанное на доверии и договоре, возникает взаимодополняющая пара концептов: суверенное территориальное государство и новое гражданское общество — совокупности людей, живущих по одним общенациональным законам и принимающих общие стандарты права и прав человека.

Многообразие общностей и их сложное взаимопересечение становятся для обществоведов XX в. вполне очевидными. Это позволяет Т.Парсонсу предложить свою концепцию аналитических планов или проекций единого человеческого мира, который он предпочитает именовать обществом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]