Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ист. Ниж. Края конспект.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
306.18 Кб
Скачать

25 Июля 1918 г. Восстание в с. Быково Васильского уезда. Толпа убила несколько коммунистов:

«…товарищ же Комолов был избит и, будучи живым, затоптан в болото»

В отместку прибывший отряд коммунистов убил первых попавшихся на дороге мужиков – жителей села.

В докладной записке, анализирующей деятельность ЧК в первые месяцы существования, говорилось:

«Эта силы была нужна спешно, и комиссия не имела возможности наводить справки о тех, кто вступал в ряды ее сотрудников. Вот почему в эти ряды сплошь и рядом вступали люди с темным прошлым, нередко с прошлым уголовного характера»

Аналогичное положение имело место в Макарьевской, Княгининской ЧК. Члены отряда Княгининской ЧК были расстреляны 28 октября за издевательство над населением и крупную растрату.

В результате получилось, что органы ЧК не устанавливали, а дискредитировали Советскую власть. Поэтому неудивительно, что в течение второй половины октября 1918 г. начинается широкая дискуссия (в т.ч. и в печати) о методах работы ЧК.

Довольно примечательна в этом отношении, например, дискуссии на Нижегородской партконференции по вопросу о координации партийных и советских органов во второй половине октября 1918 г.

Секретарь Губкома Сергушев:

«Когда вы увидите контрреволюционера, ваша обязанность как коммуниста, как власти, арестовать его. Вы должны арестовать, но я говорил не о том, что не нужно арестовывать. Арестовывать то нужно, но не прикреплять к этому официальной фирмы партии, потому что партия должна стоять выше всех этих арестов.

Вы постановляйте: арестовать, расстрелять, конфисковать, но заставьте это сделать других, официальных представителей власти. Вот к чему мы стремимся.

Если же официальные представители не могут это сделать, вы их выгоните»

В результате такого сопротивления со стороны населения и дискредитации большевиков VI Всероссийский съезд советов принял решение о ликвидации комбедов. 20 января 1919 года, ВЦИК утверждает постановление об упразднении уездных ЧК. Функции его передавались революционным трибуналам. Чекисты, несмотря на постановление, продолжали действовать силовыми методами.

В январе 1919 деревне Семёновское Сергачского уезда прибыли 2 представителя ЧК + 3 коммуниста, которые начали отбирать вещи, которые им понравились: самовар, 30 катушек ниток и т.д. Возникло стихийное выступление жителей деревни. Из пятерых один убежал – остальные убиты. Тот привёл подкрепление и начался ответный террор: мулла был застрелен прямо на улице, всего в ночь с 13 на 14 января были расстреляны 30 человек.

Такое положение характерно для большевистских уездов губерний. Ситуация несколько меняется к лету 1919 года: изменение кадровой политики, усиление консолидации всех просоветских сил в борьбе с Белой Армией, на смену силовым методам приходит пропаганда. Да и методы работы стали несколько мягче. Вот, например, обращение Нижегородской чрезвычайной комиссии трех от 25 июня 1919 г. к населению Семёновского уезда:

«Товарищи рабочие и крестьяне Семеновского уезда!

Нами было выпущено к населению три объявления с призывом к исполнению своего гражданского долга, в завоевании Революции.

Несмотря на все наши мирные призывы к этому, население остается по-прежнему немо и глухо по отношению к таковым

(Далее «агитка» про «буржуев» и мировую революцию)

Предупреждаем вас в последний раз, давая возможность незлоумышленным лицам исправить свои ошибки и тем избежать сурового наказания.

На основании постановления ВР Совета Обороны Губернская Особая Чрезвычайная Комиссия Трех объявляет:

Все дезертиры – участники белогвардейцев, выполняющие волю кулаков, капиталистов и их вождя Колчака и лица, знающие и укрывающие таковых, поставившие себе целью задушить революцию, будут наказаны самым суровым наказанием – преданием суду военно-полевого трибунала.

Учитывая темноту и несознательность населения… объявляем, что те лица, которые были запутаны в соучастии с белогвардейцами благодаря своей темноте, если чистосердечно признаются в этом и дадут сведения, что они знают о белогвардейских бандах, выдадут их организаторов и руководителей, указав их имена, фамилии или кличку, дав сведения об их предательской деятельности направленной против рабоче-крестьянской власти будут прощены <…>

В случае укрывательства и недоставления сведений <…> виновные будут немедленно арестованы и преданы суду Военно-полевого Р.Т. и расстреляны на месте.