
Гипофизарный нанизм
Нанизм – это нарушение роста и физического развития, которое может быть обусловлено абсолютным или относительным недостатком соматотропного гормона (СТГ) в связи с патологией гипофиза, нарушением гипоталамической (церебральной) регуляции его функций, дефектами биосинтеза СТГ, нарушениями чувствительности к этому гормону.
Гипофизарный нанизм (синонимы - карликовость, наносомия, микросомия от греч. nanos – карлик) обозначает в узком смысле заболевание, связанное с нарушением секреции СТГ передней долей гипофиза, и проявляющееся резким отставанием в росте. Карликовым считается рост у мужчин ниже 130 см, у женщин – ниже 120 см. В настоящее время рост карлика отличается не менее, чем на 2-3 сигмальных отклонения от средней табличной нормы для данного пола, возраста, популяции.
Распространенность нанизма невелика и составляет от 1:3000–1:5000 до 1:30 000 населения.
Этиология и патогенез
Большинство форм гипофизарного нанизма является генетически обусловленным и наследуется либо по аутосомно-рецессивному (большая часть), либо по аутосомно-доминантному типу, реже – сцепленно с Х-хромосомой. Наиболее распространена пангипопитуитарная карликовость. При этой форме нанизма, кроме нарушения секреции СТГ, нарушена секреция гонадотропных и тиреотропного гормонов. Секреция АКТГ нарушается реже и в меньшей степени. У большинства таких больных имеется патология на уровне гипоталамуса, а недостаточность передней доли гипофиза имеет вторичный характер. Первичная патология самого гипофиза бывает реже.
Другие важнейшие причины дефицита гормона роста:
Врожденные
септо-оптическая дисплазия;
дефекты по средней линии лица или черепа;
врожденное отсутствие гипофиза.
Перенесенные травмы
несчастные случаи, в том числе родовые травмы;
последствия насильственных действий в отношении ребенка.
Ятрогенные случаи, после лечения
оперативного;
лучевого;
химиотерапии.
Инфекции и токсические повреждения (внутриутробные вирусные инфекции, туберкулез, сифилис, малярия, токсоплазмоз); заболевания в раннем детском возрасте, сепсис новорожденных, менингоарахноэнцефалит и др.
Сосудистые заболевания.
Психосоциальные нарушения.
Опухоли гипоталамуса и гипофиза (краниофарингиома, глиома, пинеалома, гаматрома, нейрофиброма).
Гистиоцитоз.
Резистентность органов-мишеней.
карликовость Ларона;
биологическая неактивность гормона роста;
нарушения питания (белковая, витаминная недостаточность).
В регуляции роста участвуют гормоны гипоталамуса (соматолиберин, соматотропин-рилизинг-гормон), соматостатин и соматомедины; гормон аденогипофиза – СТГ и гормоны периферических эндокринных желез.
Рост-стимулирующий эффект СТГ опосредуется инсулинподобными факторами роста – ИФР I и ИФР II, которые образуются в печени и других тканях. ИФР I именуется еще соматомедином С. Эти белки по строению сходны с проинсулином. Находятся они в сыворотке крови в связанном с белком виде – ИФР-связывающим белком типа 3. Как ИФР I, так и ИФР II связываются с рецепторами ИФР I, но сродство ИФР I к рецептору гораздо выше. Оба ИФР участвуют в развитии плода; в постэмбриональном периоде основное значение в регуляции роста имеет ИФР I.
Ларон в 1966 году описал нанизм (носящий название синдрома Ларона, карликовость Ларона), в основе которого лежит дефицит ИФР I и ИФР II, уровней СТГ-связывающего белка и ИФР I–ИФР II-связывающего белка типа 3, дефект гена рецептора СТГ.