Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оптика наноструктур_ГОИ_326с_2005.pdf
Скачиваний:
501
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
7.11 Mб
Скачать

5. Оптические резонансные свойства металлических наночастиц

281

В работе [20] исследовалось возбуждение комбинационного рассеяния света молекулами гемоглобина (Hb) в растворе с коллоидом серебряных частиц размером 100 нм. Наблюдавшееся увеличение до 1010 сечения комбинационного рассеяния в присутствии частиц объяснялось усилением вблизи них поля возбуждающего излучения (длина волны 514.5 нм). С помощью сканирующего микроскопа посредством метода спектроскопии одиночных молекул установлено, что наибольшее усиление достигается в димерах частиц Ag, между которыми находится молекула Hb, когда электрическое поле возбуждения направлено вдоль оси димера. Интенсивность свечения молекул около одиночных частиц примерно на 4 порядка слабее, чем максимальная интенсивность свечения молекул, зажатых между частицами димера. В то же время, если молекула Hb находилась между частицами димера, но плоскость поляризации возбуждающего поля была перпендикулярна к оси димера, то никакого усиления не обнаруживалось.

Вид поля около фрактальных кластеров и их оптические спектры исследовались в работе [21]. Регистрацией ближнего поля около кластера и расчетами установлено, что у кластера имеется множество резонансных частот, причем основной резонанс связан с индивидуальным резонансом металлических наночастиц, составляющих кластер. При действии света на основной резонансной частоте поле около кластера оказывается сильно неоднородным, а именно, вблизи кластера обнаруживаются области повышенных напряженностей поля – так называемые “горячие пятна”. Результаты исследования показывают возможность усиления локальным полем гигантского комбинационного рассеяния в 1010 раз.

5.3.Действие окружения на резонансы металлических наночастиц

Интерес к влиянию окружения на оптические свойства металлических наночастиц объясняется как потребностями изучения физики контактов частиц со средами, так и возможностью применения “эффекта присутствия” в элементах сенсорных устройств.

Окружение металлических наночастиц действует на их плазменные колебания по двум причинам. Первая, электродинамическая, обусловлена поляризацией полем частиц прилегающих к ним сред. Величина этого действия, “смягчающего жесткость осцилляций”, определяется диэлектрической проницаемостью и геометрией как наночастиц, так и их окружения. Электродинамическое действие вызывает “красное смещение” плазменного резонанса, оценить которое можно из выражения (5.1), для случая шаровой металлической наночастицы в диэлектрической среде. Величина относительного смещения в красную сторону резонансной длины волны ( *) определяется в модели Друде (без учета вклада релаксации) выражением

* = (2"0 + 1)=3 − 1 ;

282 А.М. Бонч-Бруевич, Т.А. Вартанян, С.Г. Пржибельский

где "0 = "s(!*) = n20. Практически это выражение хорошо аппроксимируется зависимостью * = (n0 − 1)=3. При произвольных форме частиц и геометрии прилежащих к ним сред характер зависимости *(n0) неизвестен.

Вторая причина влияния прилегающей среды связана с релаксацией плазменных колебаний на контакте металлических наночастиц со средой. Как известно [22], в отражении света от границ металлов и диэлектриков экспериментально обнаруживаются заметные несоответствия формулам Френеля, что указывает на недостаточность диэлектрического формализма для описания поля около резких границ раздела сред.

На оптические свойства металлических наночастиц может заметно повлиять адсорбция на них молекул. Так, в частности, в [23] указывалось, что наблюдавшееся в экспериментах уширение резонансов наночастиц в “реактивных” матрицах можно объяснить возрастанием релаксации электронного возбуждения, связанным с переносом заряда на границе сред.

5.3.1. Электродинамические эффекты

Влияние диэлектрических сред на оптические свойства находящихся в них металлических наночастиц обнаружено давно. Трудность исследования этого эффекта для наночастиц, находящихся на подложках, связана с общей проблемой контроля за формой контакта частиц с подложкой.

Электродинамическое действие среды на оптические свойства металлических наночастиц разной формы исследовалось в работе [24]. В диапазоне длин волн 450–750 нм определялись спектры экстинкции серебряных наночастиц, упорядоченно расположенных на различных прозрачных подложках (плавленый кварц, боросиликатные стекла, слюда и специальные сильнопреломляющие стекла). Специально разработанный метод создания ансамблей металлических частиц состоял в вакуумном осаждении металла через маску, образованную самоорганизованной решеткой из калиброванных диэлектрических наносфер. Образовывались частицы двух видов: эллипсоидальные и в виде усеченного тетраэдра. Размеры частиц доходили до 100 нм. Определялся вид спектра и смещение его максимума в зависимости от показателя преломления подложки при разных размерах частиц. Обнаружилось, что влияние подложки на спектры экстинкции эллипсоидальных частиц выражено заметно слабее, чем в случае тетраидальных частиц. Причем чем меньше была их высота, тем сильнее был эффект подложки. На основании анализа данных измерений сделан вывод, что возможна ситуация, когда сдвиг резонансной длины волны на 1 нм будет вызываться изменением показателя преломления на 0.005. Рисунок 5.2 показывает зависимость относительного сдвига резонанса у частиц с формой усеченного тетраэдра при размере основания более 100 нм и высоте 25 нм. Отметим, что теоретические результаты, полученные численно, основаны на решеточной модели поляризуемых сред. Видно, что расчет по методу дискретной дипольной аппроксимации (DDA) дает завышенные значения красного сдвига. Тем не менее, удивление вызывает то, что полученная зависимость *(n0) линейная, как предсказывает простая теория,

5. Оптические резонансные свойства металлических наночастиц

283

,íì λ

720

680

ТЕОРИЯ

640

600

ЭКСПЕРИМЕНТ

560

1.0 1.2 1.4 1.6 1.8

n

Рис. 5.2. Смещение максимума спектра экстинкции света наночастицами серебра на подложках с разными показателями преломления

при том что в исследовавшихся больших частицах сложной формы спектры поглощения излучения определяются вкладами мультипольных резонансов.

Работа [25] является продолжением и развитием предыдущей. В ней определена величина удельного красного сдвига резонанса, равная для усеченного тетраэдра 87 нм на единицу изменения показателя преломления подложки. Отмечено, что это значение вдвое меньше предсказываемого теорией. С целью выяснения влияния эффекта “глубины погружения” частицы в среду были измерены смещения максимумов спектров экстинкции частиц разных размеров, помещенных в среду. Удельное смещение резонансов ранее исследованных металлических наночастиц варьировалось от минимального значения 206 нм (для слюды) до максимального 256 нм (для спецстекол) на единицу изменения показателя преломления. В случае погружения в отличие от случая нахождения наночастиц на подложке теоретические результаты согласуются с экспериментом, что указывает на влияние состояния поверхности частиц в местах их контакта со средой. В частности, предполагается, что частицы серебра вне контакта их с подложкой покрыты оксидами, и это влияет на положение плазменного резонанса.

Результаты исследования этих же проблем для малых (2:0±0:5 нм) частиц серебра изложены в кратком обзоре [26]. Для частиц серебра, образовавшихся в потоке атомов в атмосферах разных инертных газов (Ar, Kr, Xe), были определены спектры экстинкции. Положения максимумов в спектрах зависели от режимов получения частиц. Это позволяло оценить их размеры по смещениям спектральных максимумов. Так было установлено, что вариация размера частиц не превышает 30%. Обнаруженные резонансы оказались неожиданно

284 А.М. Бонч-Бруевич, Т.А. Вартанян, С.Г. Пржибельский

узкими. Их добротность превосходила 10. Получаемые частицы осаждались на подложки SiO2 и Cr2O3 и затем определялись спектры экстинкции покрытий. При изменении температуры подложек наблюдалось смещение максимумов резонансных полос, что было объяснено изменениями формы кластеров на подложке и размером контактной области. Зависимость указанного смещения от температуры подложки для шаровидных кластеров диаметром 2 нм на поверхности SiO2 показана на рисунке 5.3.

ЭНЕРГИЯРЕЗОНАНСНЫХФОТОНОВ,эВ

3.50

3.40

3.30

3.20

3.10

140 160 180 200 220 240 260 280 300

ТЕМПЕРАТУРА, К

Рис. 5.3. Положение максимума в спектре экстинкции шарообразных частиц серебра с диаметром 2 нм, осажденных на кварцевую подложку при 160 К с последующим нагревом подложки до 300 К. Сверху изображены предполагаемая форма частиц при низкой и высокой температурах.

Из полученных зависимостей оценены максимальные площади плоских контактов: 0:5 нм2 для SiO2 и 0:1 нм2 для Cr2O3.

5.3.2. Контактные эффекты

Как отмечалось выше, в резонансных свойствах серебряных кластеров малого размера заметно проявляются поверхностные эффекты, гибридизация электронных состояний и межзонные 4d 5sp-переходы. В обсуждавшейся выше работе [26] исследованы поверхностные эффекты у частиц, погруженных в диэлектрические матрицы. На осажденные на поверхности частицы напылялись диэлектрические материалы. В полученных таким образом средах около частиц стехиометрические соотношения отличались от соответствующих в кристаллических материалах. Были определены спектры экстинкции частиц серебра в разных матрицах. Положение максимума в этих спектрах

5. Оптические резонансные свойства металлических наночастиц

285

зависело от диэлектрической проницаемости среды, что показано на рисунке 5.4.

РЕЗОНАНСНЫХЭНЕРГИЯ эВФОТОНОВ,

6

5

10

4 1 2 3

4

3

56

7

2

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4

6

8

10

ДИЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОНИЦАЕМОСТЬ МАТРИЦЫ

Рис. 5.4. Положение максимума спектра экстинкции наночастиц серебра в зависимости от диэлектрической проницаемости матрицы, в которой они находятся. Линия – расчет по теории Ми, точки – данные эксперимента для: 1 – вакуума, 2 – CaFx, 3 – LiFx, 4 – MgF2−x, 5 – SiOx, 6 – SrTiOx, 7 – SbOx, 8 – CrOx, 9 – SiOx, 10 – Si(+Ox)

Обнаруженное здесь смещение частот плазменных колебаний в металлических наночастицах, обусловлено, как отмечалось выше, поляризацией подложки и поверхностными эффектами. Результат расчета по теории Ми первого вклада в смещение резонанса представлен на рис. 5.4 пунктирной линией. Отклонение экспериментальных данных от этой линии объясняется проявлением контактных эффектов, которые вызваны изменением распределения плотности зарядов на границе металл—диэлектрик. Из анализа деформации спектров экстинкции матриц с металлическими наночастицами сделан вывод о существовании статического и динамического переносов зарядов на границе металлическая наночастица—диэлектрик.

Эти поверхностные эффекты детально рассмотрены в работе [27]. Поверхностные эффекты проявляются заметным образом в зависимостях спектральных свойств малых (R<10 нм) металлических наночастиц от их размера R. Природа таких зависимостей объясняется влиянием свойств границы металл—диэлектрик на движение электронов в наночастицах. В частности, характер рассеяния электронов на этой границе влияет на релаксацию плазменных колебаний в металлических наночастицах.

Зависимость скорости релаксации плазменных колебаний от размера наночастиц хорошо описывается феноменологической формулой