
- •1. Взаимосвязь дипломатии и журналистики. 2. Возникновение периодической печати в мире.
- •3. Возникновение информационной службы в России.
- •4. «Посольский приказ – око всей великой России». 5. «Куранты».
- •6. Петр I – создатель русской периодической печати.
- •7. «Ведомости»-первая русская печатная газета.
- •8. Ломоносов-редактор и журналист.
- •9. Статья Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для свободы поддержания изложения». 10. Появление первых частных журналов на Руси.
- •11. Екатерина II – издательница и журналистка.
- •12. Новиков – издатель и журналист.
- •13. Радищев – журналист и издатель.
- •14. Полемика «Всякой всячины» с оппозиционной журналистикой. 15. Дашкова – известный ученый и издатель.
- •16. Крылов – журналист и издатель.
- •17. Журналы и.А. Крылова и его группы («Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий»).
- •17. Карамзин – журналист и издатель.
- •18. «Письма русского путешественника».
- •19. Ключевский. Исторические портреты. 20. Основные этапы журналистики XIX века.
- •21. Журналистика декабристов: особенности, издания, авторы.
- •22. Издания «триумвирата».
- •23. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- •16. «Свисток»
- •26. Журнально-публицистическая деятельность м.Е. Салтыкова-Щедрина.
- •27. «Толстые» журналы середины XIX века. 28. Журнально-публицистическая деятельность а.П. Чехова.
- •29. Репортерская деятельность в.А. Гиляровского.
- •30. Газета «Русское слово» под руководством в.М. Дорошевича.
- •31. Феномен толстых журналов в отечественной публицистике. 32. Публицистика Русского Зарубежья. Основные центры. Периодизация.
- •33. Роль публицистики в жизни русских эмигрантов. 34. Публицистическая и редакторская деятельность Бердяева.
- •35. Связь дипломатии и публицистики. Чичерин.
- •39. Основные издания русской эмиграции. Их особенности и роль в развитии отечественной публицистики.
- •40. Журнал «Путь». Его место и роль в публицистике Русского Зарубежья.
17. Карамзин – журналист и издатель.
Н.М.Карамзин - писатель, стоявший у истоков нового русского литературного языка, философ, просветитель, имевший огромный авторитет не только в литературной, но и в общественной жизни России на рубеже ХУШ-начале XIX века. Это и замечательный русский журналист. Публикация "Писем русского путешественника" открыла в русской литературе период, который Белинский назвал Карамзинским. Творческая лаборатория Публициста, Журналиста, Редактора. И, пожалуй, главное: Карамзин до сих наш современник. Ибо современны, в высшей степени актуальны его размышления о праве и свободе, о роли личности в истории, о менталитете любой нации, об истинности человеческого бытия, любви к Отечеству и национальной культуре. В журналистику Карамзин вошел благодаря Новикову, с которым он сблизился в 1784 году в Москве. Работа в новиковском просветительском центре способствовала самоопределению пытливого и способного юноши. В 1787 году Новиков привлек Карамзина для редактирования, а потом для подготовки номеров журнала "Детское чтение для сердца и разума". Так Карамзин начал свою журналистскую деятельность.
В 1791 году он становится издателем литературного ежемесячника "Московский журнал". Никто до него не сумел в легкой и увлекательной форме рассказать о зарубежных нравах и обычаях, оценить политические и культурные события так, чтобы не только просвещать непосвященного читателя, но и воспитывать у него тонкий эстетический вкус.^ Такими явились русскому читателю "Письма русского путешественника" Карамзина, впервые высказавшие мысль о том, что "дым Отечества" ничто заменить не может. Не случайно, во все периоды нашей сложной истории к "Письмам" всегда тянулась молодежь, видя в них своего рода "Окно в мир", воспринимая их как новую модель действительности и человека.
Карамзин поставил перед собой непростую цель: преодолеть взаимное незнание. Его письма "открывали Запад широкому русскому читателю и знакомили Запад с Россией".
Карамзин сообщал множество объективных фактов, информировал о самых различных общественных и политических событиях. Читатель узнавал о политическом устройстве, социальных и государственных учреждениях Германии, Швейцарии, Франции и Англии. Ему сообщались результаты изучения истории больших городов Европы, и особенно подробно излагались авторские впечатления о Лейпциге и Берлине, Париже и Лондоне. При этом история городов раскрывалась часто через материальные памятники культуры - музеи, дворцы, соборы, библиотеки, университеты. История стран оказывалась запечатленной в литературе, науке, искусстве.
Круг интересов Русского путешественника очень велик: он посещает лекции знаменитых профессоров Лейпцигского университета и участвует в народных гуляниях, дни проводит в знаменитой Дрезденской галерее, подробно рассказывая о картинах великих европейских художников, заглядывая в кабачки, беседует с их завсегдатаями, знакомится с купцами, офицерами, писателями, внимательно изучает жизнь крестьян в Швейцарии, стремясь понять, что является источником их процветания.
Он отмечает вредное влияние полицейской государственности Германии на свободу и жизнь нации, с глубоким уважением относится к немецким философам, чьи идеи и учения получили широкое распространение в Европе. Путешественник подчеркивает, что именно конституционный строй Швейцарии и Англии является основой благополучия этих наций. При этом он с особой симпатией относится к Швейцарии. Ему кажется, что в этой маленькой республике просвещение всей нации дало самые положительные результаты.
Особое место в "Письмах русского путешественника" занимает Франция: облик прекрасного Парижа, дворцы, театры, памятники, известные люди. И, конечно, самое волнующее событие, происходившее на глазах путешественника, - это революция. Свое мнение о ней писатель выскажет намного позже, когда четко определится его позиция, а пока ... революция привлекала и отпугивала молодого автора, он понимает, что писать о революции в, русских условиях 90-х годов было опасно, да и цензура эпохи екатерининских гонений на всех передовых писателей все равно бы не пропустила никаких смелых высказываний. Вот почему печатание "Писем" в "Московском журнале" было прекращено на известии о въезде путешественника в Париж.
"Письма русского путешественника" были необычными, как по форме, так и по содержанию. Может быть, впервые русский читатель встретил в лице главного героя такого человека, который не только смотрит на мир любознательными глазами, но и все время думает и размышляет. Люди, с кем он знакомится во время странствий, - крупные философы, поэты, историки, музыканты, художники, - вызывают у него острый интерес. Но и он интересен тем им, ибо, по свидетельствам современников, он обладал такими обширными познаниями, что внушал таким людям, как Кант или Гердер, уважение к себе. А ведь автору в то время было всего 23 года. "Карамзин, - говорил Ю.МЛотман, - проявлял себя как патриот, остающийся за границей "русским путешественником".
"...Карамзин писал о Западе вовсе не как провинциал, не как писатель, для которого Запад экзотичен и нов...Он явился в Европу европейцем, для которого все великие достижения народов Запада - не чужие, а свои, для которого его собственная русская культура неразрывно связана с наследием Запада".
"Письма русского путешественника" - замечательный очерк на международную тему - не только живое свидетельство истории, но и творческая лаборатория журналиста-международника, прекрасно владевшего своим ремеслом. Невольно думаешь о том, что мастерство его и сейчас считается непревзойденным для многих поколений журналистов-международников.