Развитие голоса ребенка
Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связаны с изменениями и ростом всего детского организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы. У ребенка грудной резонатор мал по объему (емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое. Оно еще близко по своим механизмам к жизненному дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний | резонатор, голос имеет глухое звучание. Гортань маленького ! ребенка в 2—2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосо-! вые связки колеблются главным образом только краями, I так как мышцы (вокальные), заложенные в толще голосо-| вых связок, еще мало развиты. Такое колебание голосовых i связок характерно для фальцета и для мягкой голосовой : аттаки, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы [ его жизни.
К концу второго месяца издаваемые младенцем малооформ-ленные гласные приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. После одного-полутора месяцев жизни в криках, выражающих недовольство, появляется твердое звучание голоса. Во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки.
Формирование речевых автоматизмов говорит о постепенном переходе голосообразования младенца на более высокую ступень (от стадии безусловнорефлекторных реакций к образованию все более сложных условных связей). В )ТОМ Же периоде Наблюдается появление и дальнейшег закрепление произнесения как глухих, так и звонких согласных. При развитии словаря дифференцировки между звонкими и глухими согласными не представляют особых затруднений.
В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания легко осваивает ударения как словесные, так и фразовые и интонации речи окружающих, а дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают и напевать, правильно передавая голосом музыкальный мотив услышанного.
Развитие речевого и в той или иной степени певческого голоса происходит одновременно и не может не оказывать взаимного влияния. Логопед А. И. Яунберзинь (Рига, 1956) на основании своих длительных наблюдений утверждает, что дети, страдающие нарушением озвончения, не умеют петь.
В целом дет£кий--*о^ос характеризуется следующими особенностями: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапозон его _деведик (не "более 1—2 звуков1.1_о.ктавы), сила голоса неболь-" шая. При форсировании голоса более низкиб"~звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие — визгливыми._ Напряжение передается й~в~артикуляционный аппарат, в частности отмечается напряжение нижней челюсти.
Наиболее заметное и резкое изменение хшшса наблюдается в возрасте ot_J2 до 15 лет, т. е. в период полового созревания; в этом периоде гортань мальчиков в течение шести месяцев увеличивается в полтора — два раза, а у девочек — на одну треть. Голосовые связки увеличиваются в длину, ширину и утолщаются. Одновременно совершается переход от колебания краев голосовых связок к колебанию всей их массы. В это же время тТЗТшодается увеличение объема языка и его «затяжеление», т. е. чрезмерное напряжение его корня. Положение корня языка оказывает влияние на положение гортани: она переходит из высокого, свойственного детям положения в более низкое. Благодаря всем этим изменениям утрачивается фальцетное звучание (краями голосовых связок), т. е. происходит утрата верхних частей диапозона и появляются более низкие звуки: у мальчиков голос понижается почти на октаву, у девочек изменения голоса происходят менее резко.
Изменение в положении языка, гортани, увеличение всей массы голосовых связок создают непривычные кинестетические ощущения у говорящего и поющего подростка. Ему не сразу удается перестроить взаимоотношения всех частей аппарата голосообразования, в частности связь между силой выдоха и напряжением голосовых связок; этим, по-видимому, объясняется и то, что голос в этом периоде делается хриплым, сиплым, иногда дает резкие переходы с высокого тона на низкий, и на- J оборот.