Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UPP_zachet.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
03.07.2024
Размер:
11.89 Mб
Скачать

23.Прокурор, его процессуальное положение на различных стадиях российского уголовного процесса.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ, прокурор – Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Согласно ч. 1 ст. 37 УПК, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ, уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

Согласно п. 2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре в РФ», осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК).

Прокурор – один из ярких участников со стороны обвинения. Есть противоречивость позиций по поводу его функций.

Прокурор осуществляет две функции в уголовном процессе: уголовное преследование и надзор за законностью в деятельности органов дознания и следствия. Спор состоит в том, что, а должен ли прокурор ее осуществлять? Законодатель считает, что эти две функции прекрасно сочетаются в нынешнем прокуроре.

Другие говорят – как это можно в состязательном процессе наделять прокурора, который самим законодателем назван представителем со стороны обвинения, то он должен осуществлять функцию обвинения, то зачем приписали надзор, разве можно в состязательном процессе поручать прокурору осуществлять надзор. Стороны должны быть наделены равными возможностями. Поэтому получается, что одна сторона осуществляет надзор за стороной защиты и за теми, которые не отнесены ни к одной из сторон (гл. 8). А защита не может надзирать. Получается, что нарушается равноправие. Многие говорят, что нужно убрать функцию надзора. Там, где родился состязательный процесс, нет прокурорского надзора.

Процессуалисты говорят, что на стороне обвинения есть расширенные полномочия прокурора. Может ли прокурор объективно осуществлять надзор, если он осуществляет обвинение? Может ли он абстрагироваться от обвинения, будучи обвинителем, быть беспристрастным надзирателем? Многие процессуалисты говорят, что невозможно. Обвинение мешает беспристрастному надзору. Суд же не примыкает ни к одной из сторон.

Другие говорят, как можно ликвидировать надзор – это же наше достояние. Петр I организовал прокуратуру как око государево, он поручил прокуратуре осуществлять надзор за всеми. У нас есть свои традиции. И как мы лишим возможности прокуратуру надзирать – мы откажемся от своего прошлого. Другие говорят – тогда не надо было делать состязательного процесса.

Итак, согласно ст. 37 УПК прокурор осуществляет две функции в уголовном процессе:

  • уголовное преследование;

  • надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В судебных стадиях надзора за законностью нет. Иногда говорят, что есть третья функция – поддержание государственного обвинения, но это не отдельная функция, а одна из форм осуществления уголовного преследования прокурором в судах. Функция остается такой же – уголовное преследование, которую прокурор осуществляет на протяжении всего уголовного процесса. А в суде одной из форм этой функции является поддержание государственного обвинения.

Первая проблема – нужна ли прокуратура вообще в государстве, а если нужна, то, что должна осуществлять (вторая проблема): надзор («око государево»), или преследование? Потому что в правовом государстве не нужно осуществлять надзор, у всех есть свои надзирающие ведомственные органы. Прокуратура во многих англо-американских странах осуществляет только уголовное преследование.

Согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен (некоторые):

1) проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений ФЗ, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном УПК;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.

Соседние файлы в предмете Уголовно-процессуальное право