Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 курс / Акушерство и гинекология / Татарчук_Т_Ф_,_Сокальский_Я_П_Эндокринная_гинекология_Часть_I.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
3.4 Mб
Скачать

Глава 7. Предменструальный синдром ь25

В отличие от других форм, эти пациентки в межкризовой период не чувст­вуют себя полностью здоровыми и отмечают некоторые из упомянутых ранее симптомов ПМС — это, прежде всего, головные боли, раздражительность, по­вышение АД. Состояние таких больных часто расценивается как вегето-сосу-дистая дистония (ВСД), и пациентки, соответственно, направляются на лече­ние в неврологические стационары.

Кризовая форма является наиболее тяжелым проявлением ПМС. Подобное течение заболевания зачастую является следствием не леченных ранее других форм на стадии декомпенсации или развивается на фоне других экстрагени-тальных заболеваний — сердечно-сосудистой патологии, в первую очередь, гипертонической болезни; патологии почек и ЖКТ, сахарного диабета и др. При этом проведение традиционной терапии ВСД и диэнцефальных кризов, зачастую, не приводит к ожидаемым клиническим результатам. Пусковым моментом для манифестации симптоматики ПМС могут быть стрессовые си­туации, вирусные инфекции (особенно нейроинфекции), обострения фоново­го заболевания на фоне длительных эмоциональных и физических перегру­зок.

Кризовая форма ПМС обычно — удел возрастных женщин, и ее частота имеет достоверную возрастную зависимость: в раннем фертильном возрасте женщины с кризовой формой составляют только 3,8% всех болеющих; в ак­тивном репродуктивном — 12,5%; а в позднем фертильном возрасте практи­чески каждая пятая пациентка с ПМС (до 20,0% случаев) страдает кризовой формой (Серова ТА., 2000; Сметник В.П., 1998; Deuster P.A., 1999).

Исследование гормонального статуса у данной категории больных выяви­ло у них достоверно более высокий уровень пролактина в сравнении с соот­ветствующими показателями у здоровых женщин и у больных с другими фор­мами ПМС такого же возраста. Хотя при этом показатели содержания пролактина в сыворотке крови зачастую не выходили за пределы возрастных норм. В некоторых случаях отмечалась относительная гиперэстрогения или снижение содержания и гестагенов, и эстрогенов в сыворотке крови.

Помимо четырех основных форм ПМС, существуют так называемые ати­пические формы, к которым относятся:

  • вегето-дизовариальная миокардиодистрофия,

  • гипертермическая офтальмоплегическая мигрень

  • гиперсомническая форма,

  • циклические "аллергические" реакции (язвенный гингивит, стоматит, дерматит, бронхиальная астма, иридоциклит

  • Исходя из доказанной взаимосвязи развития ПМС с изменением содержа­ ния стероидных гормонов, естественно, что его проявления нивелируются с выключением гормонопродуцирующей функции яичников, т.е. с началом ме­ нопаузы

Однако во время перименопаузальной гормональной перестройки, пред­шествующей наступлению гипогонадного состояния, в организме происходят

126 Эндокринная гинекология

изменения, выражающиеся в абсолютной и/или относительной гиперэстроге-нии, гиполютеинизме на фоне ановуляции и флуктуирующих (больших) вы­бросов гонадотропинов. В это время под воздействием гормонального дисба­ланса у женщин могут появляться или усиливаться циклические недомогания (даже при отсутствии регулярных менструальных кровотечений), которые по­лучили название трансформированного предменструального синдрома.

Обращает на себя внимание высокая частота сопутствующих заболеваний у пациенток с ПМС. Как по нашим наблюдениям, так и по данным других ав­торов (Манухин И.Б., 2001; Серова Т.А., 2000; Серов В.Н., 1995) изолирован­но ПМС встречается только у 10,5% женщин (при этом в основном отмечает­ся легкая степень тяжести и компенсированное течение нейропсихической, клинически наиболее благополучной его формы).

В структуре экстрагенитальных заболеваний у пациенток молодого и среднего возраста превалирует патология ЖКТ, с возрастом на первый план выходят эндокринопатии и нарушения обмена веществ. Кроме того, среди фо­новых процессов при ПМС имеет место значительная распространенность воспалительных процессов различной локализации. Так, хронический аднек-сит встречается у 48,8% женщин с ПМС, пиелонефрит — у 11,1%, цистит — у 14,4%, что достоверно превышает аналогичные показатели у соответствую­щей возрастной категории женщин без ПМС.

Существенен также удельный вес сопутствующих гинекологических забо­леваний, которые сопровождаются нарушениями гормонального гомеостаза (синдром поликистозных яичников, нейрообменно-эндокринный синдром, дисфункциональные маточные кровотечения, дисгормональные заболевания молочных желез и др.). При бесплодии неясной этиологии частота ПМС со­ставляет 34,0%, а при трубном бесплодии — достигает 40,0%.

В этом контексте особо следует остановиться на распространенности в среде пациенток с ПМС генитального кандидоза, который был отмечен более чем в 50,0% случаев. Такая связь не случайна, ведь, согласно современным представлениям, в генезе нейроэндокринной патологии кандидоз рассматри­вается не только как фоновый процесс, а как существенный патогенетический фактор.

Данный факт объясняется, с одной стороны, особенностями антигенной специфичности клеточной стенки грибов рода Candida, несущей на себе эст-рогенсвязывающие протеины, и с другой — значительным влиянием их на иммунную систему организма-хозяина. Последнее обусловлено дефектом клеточного иммунитета в результате СаяйИа-специфической индукции Т-лимфоцитов-супрессоров и последующим блокированием генерации имму­ноглобулинов макрофагами. Подобное комплексное влияние возбудителя ге­нитального кандидоза может провоцировать развитие аутоиммунных заболе­ваний и альтерации гормонов в частности, что более подробно изложено в разделе "Хронический рецидивирующий кандидоз и репродуктивная система женщины".