Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Вопрос № 27 (игпзс)

.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
16.03.2015
Размер:
22.96 Кб
Скачать

Вопрос № 27:Развитие английской судебной системы и права в Средние века.”Общие суды” и ”общее право”.”Суд справедливости”(канцлерский) и ”право справедливости”.

Общее право — главная составная часть англосаксонской системы права, не испытавшей влияния римского права; базируется на прецедентном праве (решение суда по определенному делу обязательно для судов равной и низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел).

Оно является главным источником права,основано на прецедентном праве, существовавшим наряду со статутным (которое базировалось на актах парламента). Судебный прецедент приравнен закону (статуту). Слабое влияние римского права:

  1. отсутствие четкого деления права на публичное и частное

  2. полная свобода завещания

  3. громоздкость и запутанность формулировок

  4. отсутствие административной юстиции: государственные учреждения и чиновники отвечают за свои действия перед тем же судом, что и частные лица.

Архаичность форм закрепления права: считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой Хартии Вольностей 1215 года. Значение королевских судов, и без того немалое, было еще усилено реформами короля Генриха II (1154—1189 гг.).

Судебная реформа вводила новый порядок судопроизводства по спорам о земельной собственности. Каждый свободный человек Англии мог за известную плату перенести имущественный спор в один из высших судов королевства. Не применялись ордалии. Расследование производилось через свидетелей (присяжных), дававших свои показания под присягой, и это было, конечно, шагом вперед — Великая Ассиза (первоначальный текст не сохранился).

Реформа уголовного судопроизводства — Кларендонская Ассиза 1166 года — это была инструкция разъездным королевским судьям — вводила институт обвинительного жюри, относила к ведению королевских судов (а не поместных) основные категории преступлений. Посланные из столицы судьи, регулярно объезжавшие графства (административные округа) — разъездные судьи — явившись на место, вызывали к себе 12 местных помещиков (рыцарей) и наиболее зажиточных крестьян (по 4 от каждой деревни). Они должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указать на виновных. На основании их показаний выносился приговор. В сомнительных случаях прибегали к ордалиям и клятвам. Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое возникло при Генрихе II, — «суду королевской скамьи». В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице — так называемый суд общих тяжб. Для политических преследований существовал особый трибунал, названный «Звездной палатой». Здесь не действовали общие нормы судопроизводства, применялись пытки.

Преследование за религиозные преступления относились к компетенции Высокой комиссии.

Парламент созывался редко. Между его решениями (статутами) и приказами короля (ордонансами) не было юридического различия. Те и другие имели равную силу.

В местном управлении господствовал мировой судья — местный помещик (сквайр). Они устанавливали размеры зарплаты для своей местности, применяли закон о бедных и пр.

Наряду с судами «общего права» (суд королевской скамьи и суд общих тяжб), появляются так называемые «суды справедливости». В их компетенции находились те гражданские иски, которые не могли быть заявлены на основе общего, прецедентного права, как оно сложилось в практике вестминстерских судов.

Возникновение права справедливости вызывалось развитием буржуазных отношений в Англии, заморской торговли, породившей, помимо прочего, страхование судов от аварий и т. д. К судам справедливости относят и суд адмиралтейства, в ведении которого оказались все те дела, которые были связаны с мореплаванием (фрахт судов, исполнение обязательств, пиратство и т. д.).

Суд справедливости или канцлерский суд появился при первых норманнских королях.Сначала играл роль королевского совета и апелляционной инстанции для всех обыкновенных судов. Затем выделяются в лице отдельных членов совета самостоятельные королевские суды, распространяющие постепенно свою юрисдикцию на дела, подсудные местным судам — феодальных сеньоров, графств и сотен. Первым выделился суд казначейства, ведавший сперва дела фиска и доменов, а затем и тяжебные дела частных лиц; затем — суд общих тяжб в Вестминстере, наконец — суд королевской скамьи. Секретарь королевского совета или канцлер сперва только выдавал частным лицам указы на разбор дела в одном из королевских судов. Дело могло попасть в такой суд общего права, если канцлер находил уже готовый указ, т. е. фиксированную исковую форму, словесные рамки которой сдерживали свободу движения судьи. Но существующий запас указов не удовлетворял запросам к правосудию — и канцлер, как наиболее близкое лицо к королю, источнику всякого правосудия, принимал просьбы или челобитные о даровании монаршей милости и защиты. К XIV в. развивалось самостоятельная гражданская юрисдикция канцлера, росту которой содействовали:

  1. крайний формализм норм статутного права и чрезмерное уважение судов общего права к прецедентам, тогда как просьба или чеобитная, написанная просителем в свободных выражениях, допускала всестороннее и свободное исследование дела

  2. отрицательное отношение судов статутного права к чужеземному римскому праву и к осуществленным в нем идеям справедливости,тогда как канцлер, в качестве лица духовного звания, необходимо вращался в сфере идей римского права

тенденция самого канцлера к расширению своей юрисдикции из желания помочь просителям. Рост канцлерской юрисдикции мог бы еще быть задержан, если бы суды общего права широко пользовались постановлением Вестминстерского статута о допущении формул по аналогии (по образцу римских actiones utiles), но отчасти сами канцлерские клерки препятствовали этому, не выдавая просителю указ и, таким образом, обязывая его искать чрезвычайной помощи у самого канцлера. Просьбы о даровании милости там, где беcсильны помочь суды общего права, пишутся еще при Эдуарде I (ум. 1307) на имя короля; ко времени же Ричарда II (статут 1394 г.) юрисдикция открыто переходит от короля к канцлеру.

Случалось, что общие суды вторгались в компетенцию суда канцлера и наоборот. Это было устранено путём чёткого определения юрисдикции общего суда и суда канцлера, также правило, согласно которому в случаи коллизии при отсутствии нор, главенствующую роль играет право справедливости. Только в конце XIV в. доверительная собственность стала защищаться в канцлерском суде, поскольку речь шла о нарушении доверия, справедливости. Канцлерский суд в XVI в. пошел дальше и установил принцип, по которому всякое заложенное имение, земля могли быть освобождены от залога по "справедливости выкупа" в льготный срок, до вынесения судебного решения о бесповоротном переходе права собственности на заложенную вещь на кредитора. Несвободное держание первое время не защищалось в королевских судах. В XV в. иски, связанные с ним, стали рассматриваться в канцлерском суде, а в XVI в. под влиянием этого суда и в судах "общего права" на основании фикции, что у копихолдера появился "фрихольдерский интерес". Суды с помощью сложной конструкции "право пользования на пользование" стали успешно обходить статут. Это "вторичное пользование" и стало известно как trust, т.е. доверительная собственность в собственном смысле слова, защищаемая канцлерским судом.

В 1540 году было впервые разрешено на основе завещания беспрепятственно распоряжаться недвижимостью, если она не была "заповедной", но на наследников возлагалась обязанность материального обеспечения детей, не получивших наследства. Так как суды "общего права" не имели соответствующего инструментария для реализации таких обязательств, эти споры перешли в канцлерский суд.

Английский процесс удерживает и развивает состязательный момент. В суде канцлера (Суде справедливости) складывается постепенно то, что называют перекрестным допросом. С течением времени он усваивается и судами общего права.

Один из двух адвокатов истца (младший) излагает суть иска. Старший адвокат истца представляет доказательства. Затем вступает в дело адвокат ответчика: он ставит вопросы свидетелям истца. Затем тех же свидетелей допрашивает адвокат истца. Затем допрашивают свидетелей ответчика. Адвокат истца резюмирует суть следствия (судебного). Адвокат ответчика возражает. Судья, который до этого времени бездействовал, резюмирует доказательства сторон. При этом всякое не опровергнутое доказательство считается истинным. Присяжные решают вопрос факта (было, не было и т. д.). Судья постановляет решение.

Важнейшим завоеванием английского уголовного процесса стало правило, согласно которому обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Тем самым бремя доказывания — важнейший вопрос всякого процесса — ложилось на обвинителя. Последнее слово в английском уголовном процессе принадлежит адвокату той стороны, против которой были представлены последние свидетели.В течение всего процесса присяжные не могли отлучаться из здания суда, не могли иметь сношений с внешним миром. Если процесс затягивался, они спали в здании суда. К дверям их комнаты ставился часовой. Английское право требовало единогласия присяжных как в обвинительном, так и в оправдательном вердикте. Существовало две коллегии присяжных:

  1. «Большое жюри» (23 человека) решало вопрос о предании суду (оно выносило приговор, если обвиняемый тут же признавался).

  2. «Малое жюри» (12 человек) решало вопрос по существу (то есть «виновен» — «невиновен»).