Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Экономика отрасли машиностроение

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
5.8 Mб
Скачать

формулировка, сочетающая максимальную свободу информационной деятельности с ограничением стремлений ведомств к закрытию информации, создает хорошую правовую среду для становления и развития информационного рынка.

В России 22 февраля 1995 года вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», регулирующий отношения в сфере создания и распространения информации. Законом была введена такая категория, как государственные информационные ресурсы, а на органы государственной власти была возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и предоставление людям социально и экономически значимой для общества информации, создаваемой и используемой самой властью. При этом государственные информационные ресурсы были объявлены открытыми и общедоступными. Кроме того, закон определил виды информации, на которые не могут распространяться ограничения по доступу, включая правовую информацию, информацию о чрезвычайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экологическую, демографическую и другую важную для общества информацию. Закон также определил основные положения режима работы с персональными данными, однако ожидается, что эти вопросы станут предметом еще одного федерального закона. Исходя из ведущей роли баз данных в составе информационных ресурсов современного общества, особый раздел российского законодательства посвящен вопросам регулирования связанных с ними общественных отношений. Для регулирования этих отношений используется как издание специальных правовых актов (например, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года), так и включение соответствующих норм в другие правовые акты.

Анализ действующего законодательства показывает, что в России в настоящее время не существует практически никаких ограничений на передачу открытой информации из России

èв Россию в любой форме и на любом носителе. Отработаны

èсоответствующие механизмы таможенного оформления, хотя

471

они так же, как и меры по валютному контролю, порой кажутся излишне жесткими.

Определенные проблемы могут возникнуть в связи с ростом трансграничных потоков информации в будущем, однако пока в России они даже не осознаны. На практике для российских информационных служб важнейшими являются не специфически правовые проблемы, а общий правовой климат, для которого характерны постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, прежде всего налогового.

К недостаткам действующего российского законодательства, препятствующим развитию информационного рынка в России, следует отнести и практическое отсутствие норм ответственности за то, что называется «компьютерными преступлениями», хотя иногда такого рода правонарушения, совершаемые российскими гражданами, носят международных характер.

Международные аспекты. Следующий круг задач связан с законодательным регулированием трансграничных потоков информации (в том числе, в электронной форме), обеспечивающим эффективное включение России во всемирные экономические и научно-технические сообщества с учетом взаимных интересов:

со странами СНГ,

с развитыми странами и странами Восточной Европы,

с остальным миром.

Здесь должна быть, в частности, обеспечена открытость российских информационных систем в смысле возможности обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования соответствующих международных стандартов. В России в настоящее время не существует практически никаких ограничений правового характера на передачу открытой информации из России в любой форме и на любом носителе. Отработаны и соответствующие механизмы таможенного оформления. Фактически нет и правовых проблем доступа из России к зарубежной информации.

Более того, открытый Западом со второй половины 80-х годов свободный и фактически бесплатный доступ в Интернет для советских ученых и специалистов оказал положительное влияние на открытие для широкого пользователя российских ведомственных информационных сетей и систем, содействовал фор-

472

мированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией как основы национальной информационной инфраструктуры. С другой стороны, проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны. Они неминуемо возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена.

Негативное влияние на развитие международного обмена информацией имеют постоянные попытки ужесточения таможенного законодательства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже при caмых высоких темпах развития международного сотрудничества в области информации его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к информации почти так же жестко, как по отношению сырья или продовольствию.

Важной практической правовой проблемой для нарождающихся коммерческих и давно существующих некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, прежде всего, налогового. Анализ российского рынка информационных услуг и продуктов показывает, что он все еще развит слабо. Информационная деятельность в России в целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рентабельность коммерческих информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог выйти хотя бы уровень бесприбыльной работы. Тем не менее всего за несколько лет новые российские предприниматели проделали огромный путь от примитивной перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части заработанных средств в развитие бизнеса. К сожалению, в информационной деятельности, в отличие от многих других областей российской экономики, процесс образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов последних лет показал, что, по существу, в российской

473

информационной инфраструктуре не оказалось элементов (ни государственных, ни общественных, ни частных), которые могли бы взять на себя задачу реформирования — перевода информационной деятельности на рыночные рельсы. Эго усиливает изоляцию данного сектора российского рынка от соответствующего сектора мирового рынка.

Ясно, что информационная деятельность в России уже не может дольше оставаться в состоянии «свободного падения» и изоляции. Страна такого уровня просто не может развиваться без национальной информационной инфраструктуры, и уже в ближайшее время необходимо начать разработку разумной программы модернизации российской информационной инфраструктуры или хотя бы элементов такой программы. При этом важно будет выйти за рамки привычных схем развития информационной деятельности и информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то, соответствующее новым реалиям.

В зарубежных, а часто и в российских публикациях проблемы обеспечения общества и экономики информацией и информационными услугами трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся легкость замещения услуг и продуктов собственного производства импортными создает видимость естественного, рыночного решения проблемы информационного обеспечения.

Есть и другая крайность, ориентирующая общество на своего рода информационную автаркию, опирающаяся на идею информационной независимости страны. Действительно, замещение отечественных информационных услуг импортными, или услугами, подготавливаемыми и оказываемыми в России филиалами западных компаний, наблюдаемая в наиболее прибыльных секторах информационного рынка, нацеленных на обслуживание предпринимателей, делает актуальным вопрос информационной безопасности страны. Государственные структуры не осознали, что их задача в информационной деятельности заключается не только в поддержке старых институтов, но и в том, чтобы:

– отдать везде, где возможно по соображениям безопасности, решение задач информационного обеспечения государственных информационных потребностей частным структурам;

474

– поддержать становление новых частных информационных служб, работающих в направлениях точек роста сегодняшней российской экономики (в основном это деловая и коммерче- ская информация), как за счет бюджетных средств, так и средств, получаемых по линии международных финансовых институтов и проектов.

При этом нельзя не учитывать, что в области научной и технической информации создателями баз и банков данных являются исключительно государственные структуры (ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр). Малые структуры часто пытаются использовать результаты этой деятельности, не вступая ни в какие правовые отношения с центрами-генераторами. Сегодня малым структурам просто не по силам создание и поддержка крупных баз данных типа создаваемых ВИНИТИ. Содействие же их распространению, доведению до конечных потребителей при отрегулированных на правовой основе взаимоотношениях может и должно стать функцией малых структур.

Понятно, что результаты первоначальной библиографиче- ской обработки и сами первоисточники должны быть доступны всему обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде, в том числе и государственным и коммерче- ским информационным службам, работающим на конечного потребителя. При этом не требуется децентрализации подготовки рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии поддерживать. Инфраструктура и опыт существующих центров, таких как ВИНИТИ, ИНИОН, могут использоваться при финансировании их в рамках специальных целевых программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого сотрудничества у ВИНИТИ уже есть в отношении электронных реферативных журналов.

Государство должно следить за тем, чтобы все программы помощи России по линии международного сообщества обязательно включали информационную компоненту, прежде всего по приобретению первоисточников информации и привлече- нию российских информационных организаций в качестве соисполнителей этих программ. В связи с этим остановимся на состоянии российского законодательства в области информа-

475

ции, информатизации и информационной безопасности. За период 1991–1995 гг. в указанной области было издано более 500 нормативных правовых актов. Из них 87 полностью относятся к информационной практике, остальные включают отдельные нормы по определенным проблемам. Важным шагом на пути законотворчества в информационной сфере следует считать принятие и ввод в действие с 20 февраля 1995 года Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», который стал базовым в информационном законотворчестве.

Анализ всего правового поля показывает отсутствие ка- ких-либо стратегических принципов, системности в подготовке правовых актов, что, в общем, характерно для всей российской законодательной сферы. В связи с этим в мае 1995 года утверждена Программа законодательных работ Президента Российской Федерации, в которую включены 13 наиболее приоритетных проектов, в том числе законопроект «О праве на информацию».

Российский комитет по информатизации (Роскоминформ)

âтечение нескольких лет пытается скоординировать в России деятельность по законодательству в информационной среде. В 1995 году Роскоминформ опубликовал проект очередного варианта Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности в Российской Федерации. На его основе разработан проект Программы формирования и развития информационного законодательства в Российской Федерации, который

âнастоящее время дорабатывается. Упомянутые материалы,

âпервую очередь закон «Об информации, информатизации и защите информации», создают предпосылки для разработки последовательной информационной политики российского государства.

Завершая анализ правовой среды, можно сделать вывод, что

âРоссии сегодня она является благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в данной области. Правовые проблемы, которые встре-

476

чают российские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения российского законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и организациям. Сегодня становится все более очевидным, что простых решений проблем российской информационной инфраструктуры и обеспечения страны информацией не существует.

Лекция 22

ОСНОВЫ ВНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

Понятие конкуренции и монополии

Âшироком смысле слова конкуренция — это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели; в предпринимательской деятельности конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

ÂГражданском кодексе РФ термин «конкуренция» используется всего два раза. В ст. 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В ст. 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:

1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;

3) конкуренция есть· правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает «продаю один».

478

Монополия означает:

1)исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значи- тельную часть производства и сбыта определенного товара;

2)особое поведение господствующего на рынке субъекта

èиспользование доминирующего положения в своих интересах;

3)исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

В юридической литературе выделяют:

а) «чистые» монополии, контролирующие 100 % рынка; б) ведущие фирмы, контролирующие более 50 % рынка;

в) «сильные» олигополии — несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

Типы монополии:

1)временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

2)государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);

3)естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

История становления конкурентного законодательства. Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н. э.). В этом акте было закреплено следующее: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на ка- êîé-ëèáî вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования».

Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV–XVII вв., когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 году в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан

479

«не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода». Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.

Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце XIX века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 году был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограниче- ний и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение «связывающих» контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.

Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ века, не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, «Продамет», созданный в 1902 году, объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был «Продаруд».

Появление монополистов в России в 80–90-х годах ХХ века имело ряд особенностей. Монополии в России — это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн «Газпром», который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО «Спасскцемент» на рынке цемента Приморского края равна 100 %.

Российское законодательство более близко к «европейской» модели регулирования конкурентных отношений по принципу

480