Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Химия и технология баллиститных порохов, твердых ракетных и специальных топлив. Т. 1 Химия

.pdf
Скачиваний:
146
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
15.61 Mб
Скачать

В связи с этим следует отметить, что теория «катализа» ТРТ, под которым чаще всего имеется в виду улучшение зави­ симости V = (снижение у) является одним из слабых мест в химии БРТТ.

Тем не менее, на основе экспериментальных работ созданы десятки различных составов БРТТ для широкого спектра ра­ кетных двигателей (РСЗО, ПТУРС, ПАД, зенитные и авиаци­ онные ракеты и пр.), отличающихся энергетическими и бал­ листическими характеристиками.

Важное место в составе двухосновных модифицированных композиций занимают специальные БРТТ (малопламенные, малодымные, для градобойных систем и др.), а также плаз­ менные топлива для МГД-генераторов, которые по объему проведенных экспериментальных исследований, конструктор­ ских разработок, специфике производственных процессов представляют отдельную главу в истории баллиститных порохов и твердых топлив.

В конверсионном плане научный инженерный и промыш­ ленный потенциал баллиститных П и ТРТ представляет боль­ шой интерес [164] и уже в значительной мере использован в различного рода разработках гражданского назначения (по­ жаротушение, фейерверки, градобойные системы и т. д.).

Таким образом, широкий диапазон использования балли­ ститных П и ТРТ в военных и гражданских целях подчеркива­ ет актуальность научных и экспериментальных работ по созда­ нию как новых высокоэффективных БРТТ, так и не имеющих аналогов в промышленности высокоэнергетических материа­ лов гражданского назначения.

«Большей частью заведовал командой разведчиков, а затем служил в качестве старшего офицера батареи», — пишет он в автобиографии. Будучи человеком большой личной храбро­ сти, А. С. Бакаев был награжден «за отличие в делах против неприятеля» семью боевыми орденами России (орденом Анны 4, 3, и 2 степени, орденом Станислава 3 и 2 степени, орденом Владимира 4 степени и, наконец, Георгиевским крестом 4 сте­ пени). В 1917 г. за отличие в боях произведен в чин капитана.

Февральскую революцию А. С. Бакаев встретил на фронте, участвовал в наступательных операциях в районе Двинска. За­ тем после длительной болезни был демобилизован. Некоторое время учился в Петроградском политехническом институте, а в 1919 г. А. С. Бакаев перевелся в Артиллерийскую акаде­ мию.

Здесь он прослушал ряд специальных курсов, которые чи­ тали выдающиеся ученые нашей страны: курс внешней балли­ стики — проф. С. Г. Петрович, внутренней баллистики — проф. И. П. Граве, проектирование артиллерийских орудий — проф. Н. Ф. Дроздов, теорию и технологию порохов и ВВ - проф. А. А. Солонина и др.

А. С. Бакаев активно участвовал в научно-исследователь­ ской и военно-пропагандистской работе, проводимой Воен­ но-научным обществом слушателей академии.

Получив в сентябре 1922 г. звание военного инженера-тех- нолога, А. С. Бакаев был направлен в распоряжение Главвоенпрома ВСНХ СССР.

В 1923 г. Главвоенпром командировал А. С. Бакаева на бывший Охтинский завод взрывчатых веществ для работы

вкачестве члена опытной комиссии этого завода.

С1926 по 1930 г. А. С. Бакаев работал заведующим отде­ лом баллистической секции ДОЗ им. Авдеева, затем произво­ дителем работ в созданной на базе завода Центральной науч­ но-исследовательской лаборатории № 84 Военно-химического треста ВСНХ СССР, начальником отдела взрывчатых веществ и начальником порохового отдела той же лаборатории.

С1927 г. А. С. Бакаев одновременно с основной работой занимался педагогической деятельностью: был доцентом Ле­ нинградского университета, а затем преподавателем Артилле­ рийской академии, Ленинградского химико-технологического института. Во всех названных высших учебных заведениях он читал курсы технологии порохов. Зная немецкий, француз­ ский и английский языки, А. С. Бакаев имел возможность

следить за развитием зарубежного пороходелия и смежных

сним наук.

С1927 по 1929 г. А. С. Бакаев провел работу, положившую начало промышленности нитроглицериновых порохов в Совет­ ском Союзе. Первый научный отчет по этой теме, опублико­ ванный в 1928 г., назывался «К вопросу о применении про­ стейших ароматических нитропроизводных в составе нелетучих

растворителей при приготовлении бездымных порохов». В этой работе А. С. Бакаев разработал конкретную рецептуру отечественного нитроглицеринового пороха баллиститного ти­ па. Предложенный им порох, получивший индекс НГ, был принят ГАУ в 1929 г. на вооружение РККА.

По распоряжению Военно-химического треста НКТП

СССР по разработанной А. С. Бакаевым технологии были за­ проектированы первые в стране заводы по производству этих порохов.

В 1930 г. А. С. Бакаев был арестован органами ОГПУ в Ле­ нинграде и в июне 1931 г. осужден коллегией ОГПУ к 10 го­ дам лишения свободы. Заключение отбывал, работая по спе­ циальности в Особом военно-техническом бюро в Москве. Здесь он продолжил свои исследования в области нитроглице­ риновых порохов, в частности исследовал возможность созда­ ния пластичных баллиститных порохов. Он доказал возмож­ ность и целесообразность пластификации применявшейся в то время пороховой массы и разработал более безопасные в про­ изводстве рецептуры баллиститного пороха.

В октябре 1934 г. А. С. Бакаев был досрочно освобожден и направлен на работу в Военно-химический трест, где был назначен главным инженером по порохам.

В 1935 г. при организации Всесоюзного порохового треста (ВПТ) А. С. Бакаева назначили заместителем главного инже­ нера этого треста и начальником технического отдела. На этих должностях он проработал до 1937 г., когда трест был преобра­ зован в 11-Главное управление (пороховое) вновь созданного Наркомата оборонной промышленности СССР.

В период 1934—1937 гг. А. С. Бакаев совмещал работу в тресте с научным руководством специализированной лабора­ торией баллиститных порохов в ВХНИИ — НИИ-6, начальни­ ком которой был Б. П. Фомин.

В 1934 г. А. С. Бакаев стал начальником кафедры порохов на спецфакультете МХТИ им. Д. И. Менделеева.

В 1937 г. он был вторично арестован.

Таким образом, три

коротких года (1934—1937 гг.),

прове­

денных А. С. Бакаевым

на свободе, были посвящены науч­

но-исследовательской и

организационной работе,

которая

в значительной степени определила пути развития советской пороховой промышленности. Им были продолжены исследова­ ния пластичных баллиститов и намечены пути перехода в производстве пороха от периодически действующих гидрав­ лических прессов к непрерывно действующим шнековым прессам. В 1936 г. был спроектирован и испытан первый шнек-пресс, положивший начало новой технологии нитрогли­

цериновых порохов.

Главхимпром Наркомтяжпрома СССР

в своем решении от

22 июля 1936 г. по отчету директора

ВХНИИ предложил ускорить работу по созданию шнек-пресса для непрерывного формования пороховых шашек.

Однако плодотворная деятельность А. С. Бакаева была прервана вторым арестом 13 декабря 1937 г. Почти два с поло­ виной года длилось следствие. Только 28 мая 1940 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно осудила А. С. Бакае­ ва к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в испра­ вительно-трудовых лагерях.

Шесть долгих лет

длилось заключение. Все эти

годы

А. С. Бакаев работал по

специальности в качестве главного

ин­

женера пороховой группы созданного в 1938 г. Особого техниче­ ского бюро НКВД СССР во главе с инженером — пороховиком М. И. Левичеком. Здесь в период 1938—1944 гг. по инициативе А. С. Бакаева и под его руководством проводились исследования по созданию непрерывной технологии производства баллиститных порохов с использованием шнек-прессов. Успешное завер­ шение этих исследований и внедрение их в производство во время войны означало подлинный технический переворот в пороходелии и надолго определило пути его развития.

В этот же период и особенно в годы войны под руково­ дством А. С. Бакаева в ОТБ НКВД были успешно решены та­ кие задачи, как замена ставшего дефицитом централита на доступное сырье, разработка минометных зарядов, надежно работающих при низких температурах и др.

Выдающиеся научные достижения А. С. Бакаева и руково­ димого им коллектива специалистов послужили основанием для ходатайства НКВД СССР перед Президиумом Верховного Совета СССР о досрочном освобождении А. С. Бакаева со снятием судимости. Президиум Верховного Совета СССР сво­ им решением от 13 августа 1943 г. согласился с представлени­

ем НКВД СССР и досрочно освободил А. С. Бакаева со сня­ тием с него судимости. Тогда же Указом Президиума Верхов­ ного Совета СССР А. С. Бакаева наградили орденом Трудового Красного Знамени.

После освобождения А. С. Бакаев работал до 1944 г. главным инженером Особого бюро завода № 512 НКБ, затем до 1946 г. — главным инженером завода №512 и, наконец, до 1954 г. — за­ местителем директора по научной части научно-исследователь­ ского института, созданного по его предложению на базе этого

завода. Здесь же он был награжден

орденом

Красной

Звезды.

В 1947 г. А. С. Бакаев был избран членом-корреспондентом

Академии артиллерийских наук. В

1949 г. он

защитил

доктор­

скую диссертацию и стал заведующим кафедрой в МХТИ им.

Д. И. Менделеева. В

1950 г. А. С. Бакаев был утвержден

в зва­

нии профессора.

 

 

 

 

 

 

За

выдающиеся

достижения

в

области

пороходелия

А. С.

Бакаев

дважды

был удостоен

Государственной премии

СССР

(1946

и 1947 гг.).

 

 

 

 

 

А. С. Бакаев является автором

более 130

научных

трудов

и пяти авторских свидетельств. Значительная

их

часть

имеет

большое научное и народнохозяйственное значение. Работы А. С. Бакаева составили эпоху в науке и практике отечествен­ ного пороходелия. За выдающиеся достижения в науке и мно­ голетней педагогической деятельности А. С. Бакаев был награ­ жден орденом Ленина, а в 1966 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. В связи с этим событием газета «Менделеевец» писала тогда: «Воспи­ танник одного из старейших учебных заведений страны, он принес в институт, помимо громадного опыта работы в про­ мышленности, традиции крупнейших ученых-химиков. Огром­ ная эрудиция, исключительная глубина и острота мышления делают Александра Семеновича не только выдающимся уче­ ным, но и великолепным педагогом. Им подготовлено боль­ шое количество замечательных инженером и ученых. Его вос­ питанники являются профессорами, доцентами, директорами заводов и научно-исследовательских институтов, главными ин­ женерами и технологами.

Человек высокой культуры, он тонко чувствовал природу, музыку и с увлечением занимался живописью. Простота, скромность, чуткость, большое личное обаяние не могли не вызывать искреннего уважения и любви каждого, кто встре­ чался с Александром Семеновичем».

черний факультет МХТИ им. Д. И. Менделеева (ныне РХТУ им. Д. И. Менделеева), затем на втором курсе перешел на дневное отделение. Институт закончил в 1937 г. с отличием по специальности «Химия и технология нитросоединений (порохов, ВВ, пиротехники и др.)». По распределению был направ­ лен в НИИ-6, где работал совместно с такими специалистами как профессор А. С. Бакаев, А. А. Шмидт, Г. К. Клименко, Т. И. Яковлев и др.

Вспоминая это время, связанное с исследованиями процес­ сов горения, Борис Петрович с большим удовлетворением от­

мечает

тесные связи

с

академиками

Н.

Н.

Семеновым,

Я. Б.

 

Зельдовичем,

Ю.

Б. Харитоном,

профессорами

О. И.

Лейпунским, К.

К.

Андреевым,

которых

он считает

своими

учителями.

 

 

 

 

 

В

военное время Борис

Петрович работает над важнейши­

ми проблемами пороходелия, которые в существенной мере определяли обороноспособность страны. Он разрабатывает «холодные» дибутилфталатные баллиститные пороха, которые успешно применялись на всех этапах Великой Отечественной войны. В тяжелейшее время, связанное с эвакуацией порохо­ вых заводов на восток и’ прекращением производства баллиститных реактивных зарядов (М-13, М-8), Борис Петрович разрабатывал пироксилино-селитренные пороха ПС и в корот­ кие сроки организовал выпуск зарядов оригинальной конст­ рукции в виде трехканального лепестка. За период 1942—1943 гг. (до момента пуска завода № 98) было изготовле­ но и поставлено фронту 4200 тонн этого пороха. В 1944 г. Жу­ ков защищает кандидатскую диссертацию по пироксилиновым

порохам для

реактивной артиллерии.

 

 

 

 

Во

время

войны награждается

орденом

«Знак

Почета»

и

медалями

«За трудовую

доблесть»

и «За

доблестный труд

в

Великой Отечественной

войне».

 

 

 

 

На

основе проведенных в послевоенное

время

широких

исследований механизма горения и влияния на процесс горе­ ния различных добавок (катализаторов и стабилизаторов) Жу­ ков с рядом сотрудников разрабатывает дигликольдинитратные и нитроглицериновые пороха ДСИ, РНДСИ, РСИ, а также медленногорящие пороха с антипиренами.

Все эти пороха до настоящего времени находят примене­ ние в различных классах ракетных двигателей.

Установление ведущей стадии горения порохов, ответствен­ ной за формирование баллистических характеристик, было

390

признано научным открытием и оформлено официально

сприоритетом от 1949 года.

В1952 г. Жуков защищает докторскую диссертацию, посвя­ щенную исследованию и разработке новых видов баллиститных ракетных топлив.

В1951 г. Б. П. Жуков назначается директором НИИ-125,

который был образован в 1947 г. на базе завода № 512 и ОТБ-512. В этой должности (затем генеральным директо­ ром) Борис Петрович проработал до 1988 года. Под его руко­ водством НИИ превратился в мощнейшую научно-производст­ венную организацию, осуществляющую в стране головную роль по химии и технологии БРТТ, СРТТ, плазменных топлив, лазерных топлив, топлив для ОКГ, неметаллических конструк­ ционных материалов.

ЛНПО «Союз» (позднее ФЦДТ «Союз»), имея громадный научный и производственный потенциал, возглавил разработку зарядов и корпусов РДТТ для всех видов и родов войск. Более 100 лабораторий и свыше 30 научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов создали более 40 новых составов БРТТ и более 30 составов СРТТ.

Под непосредственным руководством Бориса Петровича интенсивно прорабатывались принципиально новые научные направления по нетрадиционным источникам энергии и соз­ даны новые классы плазменных топлив, топлив для опти­ ко-квантовых и фотодиссационных лазеров. Созданные совме­ стно с институтом им. Курчатова (научный руководитель Ве­ лихов Е. П.) и рядом других организаций мощные МГД-генераторы на твердом топливе позволили осуществить глубинное зондирование Земли в целях геофизической развед­ ки и прогнозирования землетрясений.

Впечатляет объем выполненных для промышленности и армии работ: для оснащения заводов разработано около 1000 новых высокопроизводительных аппаратов, 20 поточ­ но-механизированных линий, 42 автоматических системы управления; сдано в армию 385 новых ракетных зарядов и 24 двигателей для всех видов и родов войск.

За выдающийся вклад в укрепление обороноспособности страны организация, руководимая Б. П. Жуковым, награждена двумя орденами (Ленина и Октябрьской революции), около 1000 сотрудников награждены орденами и медалями, свыше 60 работ удостоены Ленинской и Государственных премий, пре­ мий Правительства СССР и РФ.

Научный и трудовой подвиги блестящего ученого, талант­ ливого организатора науки и производства, беззаветного пат­ риота Родины были высоко оценены государством. Борис Петрович — академик РАН, РАРАН, ряда международных ака­ демий, дважды Герой Социалистического Труда, трижды лауре­ ат Ленинской и Государственных премий, награжден 8 ордена­ ми и многими медалями.

Б. П. Жукову были присущи высокая принципиальность, порядочность, остро развитое чувство долга, исключительная работоспособность, увлеченность наукой и настойчивость в достижении поставленной цели.

Имя академика Б. П. Жукова по праву входит в славную плеяду выдающихся отечественных ученых, творческое насле­ дие которых имеет первостепенную научную и общественную ценность.