Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.10.2023
Размер:
19.35 Mб
Скачать

85

тором и канцлером, украинцем по происхождению, кня­ зем А. А. Безбородко, уроженцем из окрестностей Глу­ хова.

Удаленный от столичных центров, стоящий в стороне от новых сухопутных, а также и древних водных путей сообщения, Нежин к началу XIX века представлял ти­ хий и захолустный уездный городок, известный разве только своими пресловутыми огурцами... И сейчас остается загадкой, в силу каких причин возникла мысль об учреждении одного из лучших и привилегированных учебных заведений России именно в таком городе. О том, что это было заведением именно такого рода, гово­ рит не только имя Гоголя. Об этом же говорят фамилии ряда замечательных и передовых по своим взглядам преподавателей (А. Андржиевский, К. Будзинский и дру­ гие), а также такие известные имена окончивших этот лицей, как видный писатель и общественный деятель Е. Гребенка, украинский баснописец Л. Глебов, писатель и этнограф Н. Сементовский. Среди окончивших этот ли­ цей было немало лиц, занявших впоследствии видные места в рядах высших придворных сановников.

Однако не всегда Нежин пребывал городом столь ти­ хим и незаметным, что, как сказал поэт, он «даже на карте генеральной кружком означен не всегда...». Этот город древний, он был известен многими историческими событиями. Нежин в свое время играл немаловажную экономическую и культурную роль, и понятно поэтому, что до наших дней в нем сохранилось большое количе­ ство памятников старины и искусства.

Основание Нежина теряется где-то в глубине веков; несомненно только, что он был основан в эпоху Киев­ ской Руси. В древних русских летописях упоминаются города или населенные пункты Унежен, Нежатина Нива. На этой Нежатиной Ниве происходило в 1078 году сра­ жение между киевскими князьями за обладание Черни­ говом. Неоднократно упоминается в летописях Нежатин («...иде Изяслав из Киева на Лто и оттоле иде к Нежатину, а от Нежатина шед и ста у Русотины полки свои­ ми...»). Городов с такими названиями сейчас не сущест­ вует. Возможно, что это были и не города, а малозначи­ тельные населенные пункты или же наименования мест­ ностей или укреплений, где впоследствии выросли по­ селения. Однако очевидное звуковое совпадение дает' возможность предположить самое вероятное, а именно,' что все эти древние наименования обозначают не что иное, как современный город Нежин.

86

Достоверные сведения о Нежине сохранились с нача­ ла XVII века. В условиях ожесточенной борьбы -за соци­ альную справедливость и национальную независимость Нежин был довольно известной крепостью, не раз упо­ минавшейся в документах той поры.

Деревянно-земляная нежинская крепость описана, в частности, в записках турецкого путешественника Евлия Челеби, лично посетившего ее в середине XVII века. Позже крепость была усовершенствована и перестроена по правилам западноевропейского военного искусства (так называемый Вобанов план укреплений). Сохрани­ лись чертежи нежинской крепости XVIII века, и ее об­ лик мы можем представить довольно точно.

С середины XVII века Нежин в течение столетия был одним из самых крупных полковых центров Левобереж­ ной Украины. По образцу военной организации Запо­ рожской Сечи, Левобережная Украина тогда делилась на полки и сотни, что было одновременно и административ­ ным и военным делением. Такой порядок ввел Богдан Хмельницкий, и тогда это наилучшим образом соот­ ветствовало мобилизации народных сил для ведения на­ ционально-освободительной борьбы.

Хмельницкий был не только талантливым полковод­ цем, но он также заботился о развитии экономики и тор­ говли. В этих целях еще при Хмельницком было пере­ селено в Нежин большое количество греков, которые об­ разовали здесь свою колонию, имели свой особый ма­ гистрат, развивали торговлю и ремесло. Отсюда и пошли знаменитые нежинские ярмарки, куда стекались товары не только из разных областей России, но и из-за рубе­ жа. Правда, к тому времени, когда здесь появился юный Гоголь, все это уже было в значительной мере прошлым, но оно еще было недалеким и жило в памяти современ­

ников. В воспоминаниях о

молодом

Гоголе

не раз

упоминается, что он очень

любил посещать

ярмарки

и базары, присутствовал на

свадьбах

и праздниках

местных жителей, с особым вниманием

прислушиваясь

к песням и рассказам о старине. Ему все это потом при­ годилось.

Но когда мы думаем о том, что личность гениального Гоголя формировалась в стенах того самого здания, в котором и сейчас обучаются будущие педагоги, а сам молодой Гоголь несомненно не один раз бывал в тех са­ мых храмах и других старинных зданиях Нежина, кото­ рые и сейчас стоят, — все это приобретает особый смысл.

87

И вот мы вспоминаем, что же именно писал впоследст­ вии Гоголь об искусстве — архитектуре, скульптуре, жи­ вописи, поэзии. Что из всего этого могло быть навеяно впечатлениями раннего периода его жизни, той реаль­ ной обстановкой, которая окружала его в Нежине? Ведь Гоголь прожил в Нежине семь лет, когда формировались его личность, взгляды, убеждения.

Много любопытных и острых замечаний об искусстве разбросано в беллетристических произведениях Гоголя.

Известны три статьи молодого Гоголя, специально по­ священные пространственным и изобразительным искус­ ствам, написанные им в 1831 — 1834 гг. Это статьи «Об архитектуре нынешнего времени», «Скульптура, живо­ пись и музыка» и посвященная вопросам живописи статья «Последний день Помпеи».

Разумеется, нельзя не учитывать, что эти статьи бы­ ли написаны еще молодым, только вступающим в жизнь писателем. Написанные с исключительным эмоциональ­ ным чувством, эти ранние его работы содержат много оригинального, свежего и правильного, но есть в этих статьях и идущее от неопытности, молодости и, скажем даже, восторженной наивности молодого автора.

С чувством тревоги и скорби Гоголь задает вопрос: «Неужели прошел невозвратимо век архитектуры?» Уже сама постановка такого вопроса проливает свет на взгляды Гоголя на архитектуру того времени; он от­ носился к ней отрицательно. В России господствовал тогда классицизм в той его завершающей стадии, кото­ рая известна под наименованием ампира.

Следует напомнить, впрочем, что для многих людей того времени формы ампира и даже цвет ампирных зда­ ний олицетворяли собой николаевско-аракчеевский реак­ ционный режим, и поэтому отношение к нему (в этом, разумеется, только плане) было резко отрицательным. С едкой иронией по этому поводу писал поэт Алексей Кон­ стантинович Толстой:

«Заметил я, что желтый этот цвет Особенно льстит сердцу патриота. Обмазать вохрой дом иль лазарет Неодолима руоского охота; Начальство также в этом с давних лет Благонамеренное видит что-то, И вохрятся в губерниях сплеча

Палаты, храм, острог и каланча...» Если попытаться суммировать высказанные Гоголем

печатно взгляды на искусство, довольно, впрочем, проти-

90

всего тем, что явился прототипом многих зданий подоб­ ного назначения. Именно в этом здании сформировались черты, которые затем на протяжении последующего сто­ летия являлись признаками украинского национального стиля в монументальном зодчестве.

Что же это за признаки?

Как мы уже указывали, одним из признаков украин­ ской монументальной архитектуры этого периода являет­ ся «всефасадность» зданий, то есть такая группировка объемов, когда все фасады здания становятся равноцен­ ными по силе художественной выразительности. Такой композиционный принцип требует свободного размещения зданий на площади, и здание, таким образом, возвы­ шается на ней как монумент. Всеми этими качествами и отличается нежинский Николаевский собор, архитек­ турные объемы которого сгруппированы так, что посте­ пенно убывают кверху и завершаются возвышающимся центральным куполом.

Внутри это здание интересно тем, что между столбами опор, несущими купол, устроены двухъярусные лоджии, что напоминает размещение мест в зрелищных зданиях. Так оно в действительности и было: в этих лоджиях рас­ полагалась привилегированная верхушка общества. К со­ жалению, этот очень интересный памятник находится в плохом состоянии.

Интересен в Нежине комплекс бывшего Благовещен­ ского монастыря, построенный в 1704—1716 годах од­ ним из приближенных Петра I, митрополитом Стефаном Яворским (1658— 1722). По завещанию Яворского собор этого монастыря был построен в честь победы русских войск над шведами под Полтавой в 1708 году. «Отны­ не,— писал Яворский,— да будет памятник в Нежинском монастыре по победе». Этому монастырю Яворский по­ дарил свою огромную библиотеку редких книг, а перед смертью повелел «собор весь малеванием украсити», то есть расписать его, что и было исполнено.

Собор строил русский зодчий Григорий Устинов, и это явственно сказалось на его архитектуре, которая и пред­ ставляет здесь оригинальный сплав приемов русского и украинского зодчества. В композиции здания господству­ ют принципы строгой уравновешенности, симметрии и центричности. Но свойственной украинской архитектуре пирамидальное™ здесь нет, а четыре добавочных купола поставлены не крестообразно, как это делалось по украинской традиции, а по углам здания, что характер­ но для русской архитектуры.

91

Внешний облик этого оригинального здания даже не очень напоминает культовую архитектуру, а, скорее, свойствен гражданской архитектуре: здесь мы видим обычное двухъярусное расположение окон, типичные для гражданской архитектуры оконные наличники и т. Д. Как и в Николаевском соборе, здесь внутри устроены двухъярусные ниши-лоджии, причем не только в запад­ ной части, но и в восточной, что еще в большей степени напоминает зрительный зал.

Выполненные по завещанию Яворского росписи сплош­ ным ковром покрывали внутренние стены собора. Эти рос­ писи характерны своим реализмом, изобилием жанрово­ бытовых сюжетов, лишь весьма отдаленно напоминаю­ щих о своем библейском происхождении. На ;толбах изо­ бражены вселенские соборы, а на северной стороне — по­ бедитель шведов Петр I. Здесь в нзоснлии различные пейзажи, разнообразные виды растительности, звери, птицы и т. п. Эти росписи мало напоминают аскетичные, канонические образы византийской культовой живописи. Исполненная народными мастерами, эта живопись не. столько воспевала потусторонний вымышленный мир, сколько была гимном радости, восхваления реальной жизни на земле. Такая направленность монументальных росписей того времени характерна была и для других памятников Украины; она соответствовала приподнято­ му строю архитектурных форм, нарядных, торжествен­ ных, утверждающих национальное сознание народа.

К сожалению, эти замечательные нежинские росписи выцвели и сохранились плохо. К тому же они неодно­ кратно поновлялись, и об их первоначальном виде мож­ но судить только приближенно. Но и в таком виде они являются редкостью и привлекают внимание.

Поблизости с собором хорошо сохранился корпус мо­ настырских келий XVIII века, перекрытый красивыми

сводами. В

верхнем этаже были кельи

для монахов,

а в нижнем,

полуподвальном — хранилось

разное мона­

стырское добро и товары. Наблюдая процветавшую тор­ говлю греческой колонии, монастырское начальство не прочь было пуститься в торговые спекуляции; нежин­ ские монастыри также занимались крупной торговлей, а для этого нужны были надежные помещения для хране­ ния товаров. Можно только выразить удивление и воз­ мущение тем, что этот редкостный архитектурный ком­ плекс до сих пор не приведен в порядок.

Сохранился еще один пример таких зданий комбини­ рованного назначения. Это здание греческой школы

92

XVIII века (теперь швейная фабрика). Нижний этаж здесь также представлял хранилище товаров, а в верх­ нем были ученические классы.

Отлично сохранилась в Нежине прелестная церковь Ивана Богослова (1752; недавно реставрирована, здесь сейчас архив). В худшем состоянии дошла до нас цер­ ковь Введенского монастыря (1778). Первый из этих па­ мятников является сравнительно редким на Украине ти­ пом двухэтажных культовых зданий. Ее формы изыска­ ны, элегантны и отличаются хорошими пропорциями; видимо, строил ее искусный мастер. По своему характе­ ру эти формы являются сплавом приемов барокко и классицизма, что легко объяснимо временем, когда дей­ ствительно совершался переход от одной стилевой на­ правленности к другой. Церковь Введенского монастыря по своим формам более приземиста, но ее архитектура выдержана в таком же духе.

Клаооицизм представлен в Нежине памятниками как

культового, так и гражданского назначения

конца

XVIII — начала XIX века. К первым относятся

несколь­

ко церквей, построенные на средства богатых греков-тор- говцев. Эти здания обычно однокупольные; на фоне строгой глади стен четко вырисовываются колонные пор­ тики и немногочисленные детали. Купола эти выглядят внушительно, тем более что сами здания сравнительно небольшие. Бесстолпное внутреннее пространство, пере­ крытое полусферическими куполами, хорошо освещенное, также выглядит торжественно и импозантно.

И тут невольно вспоминается, что купола особенно нравились Гоголю. «Я люблю купол,— писал он,— тот прекрасный, огромный, легко-выпуклый купол, который возродил роскошный вкус греков в александрийский век и позже, в век наслаждений и эгоизма... Ослепительная белизна сообщает неизъяснимую очаровательность и пол­ ноту его легко-выпуклой форме,— он тогда лучше, рос­ кошнее и облачнее круглится на небе».

Провинциальный классицизм, традиционные формы ко­ торого сдобрены приемами местных мастеров, представ­ лен в Нежине несколькими очаровательными особняка­ ми. Вросшие в землю колонны, неуклюжие портики, явно нарушенные пропорции... И тем не менее эти доми­ ки выглядят уютно и трогательно, очень уж наглядно они напоминают об изменившихся условиях жизни лю­ дей, об эволюции их художественных вкусов!

В свое время

классицизм был

универсальным стилем

в искусстве, он

распространялся

на самые различные

94

этого направления. И получается странное сочетание: по своему назначению такие здания — живое напоминание о реакционном царском строе, о бесправии и угнетении человека. Но по умелому сочетанию частей и целого, тонкой детали и нерасчлененного объема, выявлению формы с помощью цвета и другим высокохудожествен­ ным приемам такие здания тем не менее являются про­ изведениями высокого архитектурного искусства. Да, искусство бывает противоречивым. Но, повторяем, Гоголь высказывался резко отрицательно о такой архитектуре.

Что же собой представляет здание, в котором будущий великий русский писатель провел свои юношеские годы?

Здание Нежинского лицея расположено в парке и вы­ глядит довольно внушительно по соседству с рядовой за­ стройкой этого небольшого города. Трехэтажный корпус производит монументальное впечатление. Фланкирую­ щие торцы выступают незначительно, и здание воспри­ нимается сплошным массивом. Между этими торцами устроена колоннада высотой в два этажа, а по верху нее возвышается сплошной балкон и аттиковый этаж, кото­ рый был надстроен позже. Надо заметить, что без этого надстроенного этажа здание было лучше, гармоничнее; его боковые повышенные крылья более логично ограни­ чивали зажатую между ними колоннаду. Как по своей общей композиции, так и по характеру деталей перед нами классицистическая архитектура, правда, сдержан­ ная и даже несколько суровая. Господствуют гладкие плоскости, прямые линии, строгие формы, никаких дета­ лей и малых форм, по существу, нет.

Гоголь не скрывал, что он недолюбливал такую архи­ тектуру, ибо для него она также была олицетворением режима Николая Палкина. А этот режим он показал в «Мертвых душах» так, что в конце своей жизни даже сам убоялся содеянного и сжег вторую часть своей гениаль­ ной поэмы...

Однако не будем уж так запросто отождествлять со­ циальную жизнь с искусством. Еще Маркс писал, что тут бывает и несовпадение; в эпохи мрачные и отсталые ис­ кусство может даже процветать некоторое время. Пря­ мым доказательством этого и может являться время цар­ ствования Николая I, когда Россия дала миру Гоголя, Пушкина, Лермонтова... И какими бы ни были причины, питавшие в русском искусстве его классическое направ­ ление, по условиям времени это было высокое искусст­ во, оно является культурным наследием нашего народа и заслуживает уважения.

95

Если из Нежина ехать по шоссе по направлению к Киеву, то через полчаса мы окажемся на старинном трак­ те Киев — Чернигов, обсаженном огромными серебристы­ ми тополями и развесистыми вербами. Еще в годы зем­ ства шоссе было покрыто клинкерным кирпичом красно­ го и белого цвета, уложенным торцами в елочку, даже с изображением несложного орнамента. Выглядело это довольно красиво, но годилось лишь для карет и других нехитрых видов транспорта того времени. Но современ­ ный тяжелый и быстроходный транспорт раздавливал этот кирпич, он оседал и образовывал опасные выбоины. Пришлось пожертвовать красотой, шоссе расширить и заново реконструировать. Теперь здесь пролегает глад­ кая, ровная бетонированная лента.

Выехав на это шоссе, мы вскоре оказываемся в Ко­ зельце, расположенном на полпути между Киевом и Чер­ ниговом. Как и в Нежине, здесь протекает все та же не­ большая извилистая речка Остер, впадающая невдалеке

вДесну.

Приближаясь к Козельцу, прямо по линии шоссе, впе­

реди мы видим красивый силуэт высокого стройного со­ оружения. Это —- колокольня, а по соседству высится ог­ ромная масса пятикупольного собора. Местность здесь ровная, гладкая; с этими двумя зданиями соседствуют небольшие сельские строения, утопающие в зелени де­ ревьев. На этом типичном сельском фоне собор и коло­ кольня кажутся особенно величественными и грандиоз­ ными, их купола и массивы резко выделяются на фоне неба. Как будто эти два необычных по своим масштабам здания перенесены сюда из какого-то совсем иного мира, из большого столичного города; эта архитектура совсем не сельская.

Да, так оно, собственно, и есть. История строитель­ ства этих зданий была необычной, так же как была не­ обычной история рода Разумовских, попечением которых и были возведены эти прекрасные сооружения. По при­ знанию известного историка русского искусства Ф. Гор­ ностаева, Козелецкий собор «не только является досто­ примечательностью города, но и лучшим представителем храмового зодчества XVIII века».

В пяти километрах от Козельца находится село Лемеши. Здесь некогда жил бедный казак Григорий Розум. Он был настолько беден, что его сын Алексей в юношес­ ком возрасте был пастухом не своего собственного, а —

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ