Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.10.2023
Размер:
19.35 Mб
Скачать

9

не замечаются. Нет, это настоящая, высокая и благород­ ная классика, как она понималась великими мастерами

XVIII века.

И действительно, перед нами подлинное, что называет­ ся, подписное произведение одного из выдающихся зод­ чих руоского классицизма — Чарльза Камерона. Он был англичанином по происхождению, но вся его творческая деятельность протекала в России, главным образом на берегах Невы и в ее окрестностях.

Блистательный Петербург, с архитектурными ансам­ блями которого не может сравниться ни один город ми­ ра, и... далекий и мало кому сейчас известный Батурин!

Батурин сейчас — это обыкновенное село, хотя здесь и находится районный центр. Впрочем, двести-триста лет назад он не был, как теперь, простым селом. Дважды был он столицей Левобережной Украины, резиденцией ее гетманов: с 1669 по 1708 год и с 1750 по 1764 год. Гет­ маны же были крупнейшими феодалами, обладали ог­ ромными средствами. Правда, по мере утраты Украиной своей автономии эти гетманы все больше утрачивали свою власть, а последний гетман, Кирилл Разумовский, был просто-напросто царским наместником на Украине. Но, как бы то ни было, подобные величественные зда­ ния первоклассной архитектуры на берегах Сейма в бы­ лое время никого не удивляли.

Следует к тому же помнить, что Камерон на Украине вовсе не был одиноким. Здесь, на юге былой Российской империи, создавали свои произведения такие архитектур­ ные звезды первой величины, хорошо известные по строительству в Петербурге и Москве, как Старов, Стасов, Захаров, Томон, Растрелли, Ринальди, Кваренги, не го­ воря уже о Шеделе, Квасове, Старцеве, Неелове... А ведь и эти мастера были не из последних...

Великий теоретик зодчества эпохи итальянского Воз­ рождения Баттиста Альберти говорил в свое время, что «прочность, достоинство и красота республики очень многим обязаны архитектору». Русские цари и их слуги понимали это по-своему, но силу воздействия архитек­ турного искусства они признавали и использовали очень и очень умело. И это могучее воздействие архитектуры распространилось далеко от центров империи. В этом смысле Украина не была исключением.

...Пустынно и одиноко сейчас вокруг камероновского дворца, расположенного на окраине Батурина, кото­ рая и сейчас называется Тепловкой. Это наименование происходит от фамилии генерала Теплова, всесильного

13

сотой, положительно забываешь, что находишься в Рос­ сии, что этому зданию минуло каких-нибудь сто лет, и невольно оцениваешь эти руины как подлинный памят­ ник глубокой старины далекой и прекрасной Италии...

Разрушенный дворец, лишенный цельности и многих ар­ хитектурных форм, все же производит и поныне сильное впечатление своей высокохудожественной ценностью. Простота, изящество и стройность форм и ныне не ис­ чезли... Сквозь монументальную колоннаду охватывает ширь и свет холмистых далей долины реки Сейма, зали­ тых солнцем. Ласково нежит взор туманно-серебристая пелена реки, уходящая вдаль... Всецело отдаешься оча­ рованию удивительной картины и живешь ее красотой. Можно долго любоваться этой несравненной панорамой, этим единственным пейзажем, равных которому мало в России». Так писал около пятидесяти лет назад об этом здании известный историк русской архитектуры Ф. Гор­ ностаев. Мы приводим эти сказанные давно слова пото­ му, что состояние дворца да и его окружение, по сущест­ ву, не изменились. За последние годы, правда, здесь проведены некоторые реставрационные работы, к сожа­ лению, все еще не доведенные до конца.

Сохранившийся главный корпус дворца по размеру сравнительно небольшой и чрезвычайно компактный. С боковых его сторон расположены характерные полу­ круглые выступы, которые были увенчаны сферическими куполами. Главный фасад украшен прелестным восьми­ колонным портиком ионического ордера. Этот портик по­ коится на мощном рустованном нижнем этаже, резко членящем весь корпус здания на массивное основание и более облегченный верх. Свойственные творчеству Каме­ рона соразмерность и пропорциональность архитектур­ ных частей выражены здесь предельно ясно. Это те же палладианские, даже несколько чопорные своей благо­ родностью формы, которые мы знаем по дивным камероновским творениям в бывшем Царском Селе, особенно в его знаменитой Камероновой галерее. Это какая-то осо­ бо строгая, рациональная, предельно ясная и в то же время женственно-грациозная архитектура, пришедшая на смену беспокойному эмоциональному барокко.

Выдающийся архитектор нашего времени Франк Ллойд-Райт сказал как-то, что больше всего ценит про­ изведения двух гениальных «архитекторов» — Баха и Бетховена, то есть двух великих музыкантов. На прин­ ципиальное сходство архитектуры и музыки указывали давно и многие, и это не лишено основания. И то и другое

15

у одного из жителей Батурина портрет неизвестного ка­ зацкого военачальника XVIII века. Это полотно, по сло­ вам местных старожилов, в свое время было взято из «тепловского дворца», как здесь называют остатки камероновского произведения. На полотне изображен уса­ тый воин в красном жупане (что являлось своеобразной «формой» запорожских казаков), поверх которого одеты латы. Он держит на руках баловня ребенка, который ша­ ловливо треплет за усы этого грозного воина. Картина написана не очень умело и, очевидно, принадлежит кисти любителя или же иконописца, который скомпоно­ вал свое произведение по религиозному канону, не­ смотря на жанровый характер изображенной сцены.

В общем, Батуринский дворец — это первоклассное произведение архитектурного искусства, стоящее в ряду лучших произведений русского и мирового классицизма. Создание такого памятника в далеком Батурине кажется неожиданным сейчас, но, как уже говорилось, это имело свою предысторию. В 1749 году на Украине в последний раз было восстановлено гетманство, в чем не последнюю роль сыграли братья Разумовские. Один из них, Алек­ сей (1709— 1771), самый доподлинный и отнюдь не вы­ думанный пастух из села Лемеши на Черниговщине, по фамилии Розум, волей случая, а также благодаря див­ ному голосу покинул никому не известные Лемеши, свое стадо и пастушеский кнут и, как в волшебной сказке, оказался в блистательном Петербурге. Здесь он стал царским придворным певчим, а вскоре так приглянулся царице Елизавете, что сочетался с ней законным браком и стал ее мужем, получив предварительно графский ти­ тул...

Младший брат Алексея, Кирилл (1728 —1803), не мог. разумеется, остаться в Лемешах при исполнении пастушечьих обязанностей. Он следует за своим более чем удачливым братом и получает блестящее образование за границей — в университетах Берлина, Кенигсберга, Гет­ тингена, Страсбурга (его учителем был знаменитый ма­ тематик Эйлер). В восемнадцать лет он уже был назна­ чен президентом Российской Академии наук, становится воспитанным и лощеным царским придворным, а вскоре украинским гетманом. На нем и закончилась история украинского гетманства. Да, чего только не было при царском дворе! Похождения гоголевского кузнеца Ваку-

лы не идут ни в какое сравнение с тем, что в самом

де­

ле приключилось с сыновьями простого реестрового

ка­

зака Григория Розума...

 

16

Вначале резиденция Кирилла Разумовского была в Глухове, но это место показалось скучным избалован­ ному гетману... И вот в 1750 году, не без влияния мужа Елизаветы — Алексея Разумовского, был издан указ ца­ рицы, гласивший: «Повелели мы вам, нашему хетману, резиденцию свою иметь в Батурине, так как и прежние хетманы оную там же имели и бывший там город возоб­ новить». К. Разумовский вновь перенес свою столицу в живописный Батурин. Как уже было сказано, сто­ лица левобережных гетманов находилась в Батурине ра­ нее, а именно с 1669 по 1708 год. Но во время изменни­ ческих действий Мазепы Батурин был штурмом взят рус­ скими войсками под командованием князя Меншикова (это был князь такого же плебейского происхождения, как и графы Разумовские!; и сильно разрушен, а гет­ манская столица была переведена в Глухов. С возобнов­ лением в Батурине гетманской резиденции к его строи­ тельству были привлечены не только такие крупнейшие зодчие того времени, как Камерон и Ринальди, но также Квасов, Аксамитов, Старцев и другие зодчие такого ран­ га, много строившие на Украине. Однако что именно строили эти зодчие, кроме камероновского дворца, остает­ ся невыясненным.

История строительства камероновского дворца также не совсем ясна, но сохранились чертежи, подписанные самим Камероном. По данным уже упоминаемого нами Ф. Горностаева, дошедший до нас дворец был построен в 1799— 1803 годах, то есть уже после упразднения гет­ манства. Возможно даже, что дворец был перестроен Камероном из ранее существовавшего здания, авторами которого мог быть Ринальди или Кваренги.

Кирилл Разумовский долгие годы жил в Батурине и здесь умер в 1803 году. Здесь же ряд лет жил его сын,

известный русский

дипломат

Андрей

Разумовский

(1752 — 1836), бывший

русским

послом

в Неаполе, Ко­

пенгагене, Стокгольме и Вене. Он был страстным люби­ телем искусства и особенно музыки. В Вене он по­ дружился с великими музыкантами Моцартом, Гайдном и Бетховеном, и последний даже посвятил ему три своих квартета, в которых использованы мотивы украинских и русских народных песен.

После того как Разумовские сошли с исторической арены, дворец долгие годы был в запустении. Как вы­ дающийся архитектурный памятник, в 1911 — 1913 го­ дах он частично был реставрирован по проекту архитек­ тора А. Белогруда.

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ