Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Малышенко М.Г. Четырехперая фреза

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
11.46 Mб
Скачать

и выемки, подрезали бонки. Технология фрезерных работ была несложной. Никто не жаловался на то, что имел дело с заготовками из стального литья. К тому же эти корпуса обрабатывались небольшими партиями.

А вот когда завод получил первую партию алюминие­ вых заготовок, мы удивились. Вместо четырехгранных плоскостей они имели круглые конусообразные формы. Это означало, что отныне фрезеровщик, помимо преж­ них технологических операций, должен срезать по 12— 18 мм алюминиевого сплава АК-6, а в нижней части де­ тали — до 35 мм. Но другого выхода не было. Была раз­ работана наиболее целесообразная технология изготов­ ления корпусов и крышек к ним.

Однако о самом важном инструменте, о фрезе, кото­ рой нам предстояло обрабатывать изделия из вязкого алюминиевого сплава, технический отдел и не подумал. Новая технология предусматривала изготовление новых корпусов старыми торцевыми хвостовыми фрезами из быстрорежущей стали или фрезами с твердосплавными напайными пластинками ВК-8. Этот инструмент, диаметр которого не превышал 40—45 мм, имел по 6—8 режущих пластинок. При фрезеровке стальных корпусов эти фрезы работали нормально. Когда же ими стали обрабатывать вязкий сплав, они сразу же насторожили рабочих. Быва­ ло, фрезеровщик включит станок и начинает снимать не­ нужный слой металла или подрезать бонки и каждые 5—10 минут вынужден прекращать обработку, вынимать фрезу, очищать ее от образовавшегося нароста вязкого алюминия между режущими пластинками. Нередко при­ ходилось заменять фрезу, так как во время работы меж­ ду зубьями инструмента запрессовывалась стружка. На все это требовалось время. Частые остановки станка, за­ мена фрез или очистка их от налипаний нарушали ритм в работе, снижали производительность труда, способст­ вовали возникновению брака.

зо

Ничего предложить не можете? — спрашивали ме­ ня фрезеровщики.

Признаться, руки не дошли. Работы очень мно­

го, — ответил им и подумал, что давно пора покончить с беспорядком на участке: фрезы летят, станки стоят, время зря пропадает. А ведь нам нужно работать по-но­ вому, по-ударному. Где же тут новому быть, если одна старая фреза все наши старания на нет сводит. Тогда

исказал товарищам:

Давайте посоветуемся, как быть.

А что тут советоваться? Нужна другая фреза, да такая, чтобы стружка к ней не прилипала...

Простая мысль, но в ней ключ к решению задачи, над которой долго думали рационализаторы, технологи.

Мне, председателю заводского совета новаторов, ста­ ло совершенно ясно: для того чтобы избавить фрезеров­ щиков от больших трудностей в работе по изготовлению алюминиевых корпусов к приборам ДМК, нужны иные, специальные, фрезы.

И вот возник первый вариант. Рассуждаю так: за ос­ нову будущего инструмента взять корпус старой фрезы, видоизменив ее режущие кромки. Сделал эскиз, показал его бывшему фрезеровщику, ныне технологу тов. Бурлы-

ге. Подумав, молодой специалист спросил:

— Зачем нам корпус старой фрезы?

«В самом деле, зачем?» — подумал я и тут же услы­ шал совет:

— Легче и дешевле сделать новую фрезу.

Технолог был прав. Но какую? Нам было ясно, что в новой фрезе должно быть меньше режущих ножей, бо­ лее глубокие канавки для свободного выхода стружки, чтобы она не прилипала к стенкам зубьев. Тогда можно будет решить и вторую задачу — увеличить скорость ре* зания. Это значит, что фреза должна быть более устой­ чивой в работе.

31

В те дни мы не переставали думать о будущей фрезе. Помнится, сижу в заводском саду во время обеденного перерыва и думаю о фрезе. Вдруг почему-то вспомнил кухонную мясорубку. Там нож с четырьмя крыльями.. .

Меня потянуло к карандашу. Устроившись поудобней, начал выводить в записной книжке линии будущей фрезы.

Дома продолжал чертить, и, наконец, облегченно вздохнул: «Кажется, решил задачу...»

Рано утром, еще до начала работы, встретился с тех­ нологами:

Что нового?

А вот, — и передал им свои наспех сделанные эс­

кизы.

Во время перерыва на участке возник разговор о че­ тырехперой фрезе. М. Г. Филипенко спросила меня:

Скоро увидим вашу новую фрезу?

На этот вопрос ответить было трудно. Кто-то бросил реплику:

— Такая фреза не пойдет. — Напайка будет крошить­ ся. Да и станку не под силу такую большую фрезу тя­ нуть. — Человек говорил так уверенно, что будь я мало­ вером, то должен был отказаться от своего замысла.

«Э, нет, думаю, отступать нельзя!» Тем более, что опытные инженеры, технологи и мастера положительно отнеслись к моему замыслу.

В тот же день инженер технического отдела Агнесса Дмитриевна Пузакова приступила к разработке чертежа фрезы. А еще через несколько дней в цехе изготовили первый образец нового инструмента, ничем не напоми­ нающего обычную фрезу (рис. 4).

Старая фреза диаметром в 40—45 мм имела 6—8 ре­ жущих пластинок. Новая отличается от прежней, прежде всего, своим размером. Ее диаметр равен 150 мм, а ширина

32

из алюминиевого сплава.

ножей — 40 мм. Фреза состоит из стального корпуса, который по форме напоминает круг с четырьмя крылья­ ми, к которым припаяны твердосплавные режущие плас­ тинки.

К сожалению, первые испытания огорчили нас. Фреза плохо врезалась в алюминий, станок гудел, словно мо­ лил: «нет у меня сил!»

Посоветовавшись, мы пришли к выводу, что перед­ ний угол режущей грани напаянных пластинок должен иметь 8° вместо 4°. Руководители цеха предложили ис­ пользовать для новой фрезы более мощный горизонталь­ но-фрезерный станок Горьковского станкостроительного завода.

И сразу все резко изменилось. Станок работал на сла­ ву. Фреза врезалась в металл все глубже и глубже. Стружка, нигде не застревая, сыпалась на пол. Теперь можно изменить и режим работы станка. Установили 1500 оборотов в минуту — мало. Взяли 2000. Никакой перегрузки.

— Ставьте на две тысячи пятьсот оборотов, — разре­ шил начальник цеха.

Попробовали и убедились, что 2500 об/мин при пода­ че 800 мм/мин — самая подходящая нагрузка. Такой ре­ жим работы станка даст фрезе возможность врезаться по ширине на 150 мм с глубиной — 38 мм. Фрезеровщики понимали, что это очень хорошие показатели, и работать стало гораздо легче.

Старой фрезой станочник обрабатывал алюминиевый корпус ДМК за несколько установок и переходов. Теперь же совсем иная картина. Несмотря на то, что на корпусе с конусом необходимо выполнить 8 технологических опе­ раций, фрезеровщик полностью обрабатывает все сторо­ ны заготовки за четыре прохода с чистотой обработки по седьмому классу.

Таким образом, внедрение четырехперой фрезы дало возможность перевести фрезерную обработку алюминие­ вого сплава на более мощный станок, внедрить высокие режимы резания, сократить количество переходов и уста­ новок. Заметно улучшились условия труда фрезеровщи­ ков. Все это не могло не сказаться на производительности труда. С первых дней фрезеровки алюминиевых корпусов по-новому у М. Г. Филипенко выработка повысилась поч­ ти в два раза. Стали догонять опытных рабочих и моло­ дые фрезеровщики.

Со временем производительность труда на фрезерных операциях по изготовлению корпусов к ДМК и другим приборам почти утроилась.

Об этом свидетельствуют две цифры: при работе ста­ рой фрезой и при прежней технологии квалифицирован­ ный фрезеровщик мог за смену обработать не более 15 алюминиевых корпусов; теперь фрезеровщик средней квалификации за семь часов обрабатывает 40—45 изде­ лий. Раньше бывали случаи, когда фреза приводила к порче изделия. И хорошо, если брак был не окончатель­ ный, но на его исправление требовалось дополнительное время. А это неминуемо вело к повышению себестоимо­ сти продукции и снижению производительности труда.

Совсем иное дело сейчас. При скорости резания свы­ ше 200 м/мин, подаче 500 мм/мин и глубине резания 8— 12 мм фреза обеспечивает седьмой класс чистоты. Выше было сказано, что четырехперая фреза создана для об­ работки алюминия. Хочу рассказать о случае, когда ин­ тересы производства заставили нас проверить фрезу не на мягком сплаве. Вот как было. Ремонт карусельного станка затянулся, производству необходимы были кор­ пусы, заготовки которых отлиты из чугуна СЧ 15-32. Ждать не было возможности.

Мастер тов. Кислов беспокоился: если не отправит он сегодня на сборку партию обработанных чугунных

35

корпусов — нарушится работа цеха, завода, сорвется план. На помощь пришел фрезеровщик Николай Уманец. Обращаясь к озабоченному мастеру, он сказал:

А знаете, Игорь Михайлович, что я надумал?

Не знаю.

Разрешите, я заберу эти чугунные болванки к сво­ ему станку.

Это сам придумал?

Нет. Ремонтники и завтра еще не сдадут кару­ сельный. Так что обработаю эти болванки на фрезерном нашей четырехперой.

Да ведь это же чугун с твердостью по Бринеллю, равной 193 единицам. Фреза полетит...

Не беспокойтесь. Я разговаривал с товарищем Малышенко. Он уверяет, что фреза должна выдержать. Да мы уже пробовали.

Ну и что?

Посмотрите, получается, — и фрезеровщик пока­

зал мастеру обработанную деталь на вертикально-фре­ зерном станке.

Игорь Михайлович был крайне удивлен: почему он, бывший слесарь, сам не пришел к такому простому и ра­ зумному решению.

В тот день Николай Уманец отфрезеровал все плос­ кости на 45 заготовках, сделанных из серого литейно­ го чугуна. Четырехперая фреза выдержала и это испы­ тание. Участок сборки был полностью обеспечен не­ обходимыми изделиями. Цех продолжал работать рит­ мично.

Однако приведенный пример не говорит о том, что четырехперую фрезу можно рекомендовать и для обра­ ботки серого литейного чугуна. Я хотел сказать лишь о том, что фреза прочная, устойчивая, надежная в рабо­ те. Что касается использования ее для обработки более твердых сплавов, чем алюминий, то для этого, на мой

36

взгляд, потребуется несколько изменить конструкцию корпуса фрезы и ее режущих пластинок.

Новая фреза была признана во всех цехах завода. Особенно она понравилась инструментальщикам, потому что проста по конструкции, не требует больших затрат труда при изготовлении. Инструментальный цех сделал несколько таких фрез. Ими теперь пользуются все фре­ зеровщики.

Опыт показал, что четырехперая фреза — долговеч­ ный инструмент. Раньше не было такого дня, чтобы фре­ зеровщики не приходили в инструментальную кладовую

спросьбами:

Евдокия Андреевна, выручите...

Тетя Дуся, опять фреза полетела. Кладовщик Е. А. Данкевич сердито ворчала:

Да вы, я вижу, с инструментом обращаться не

умеете. Нет у меня больше торцовых фрез. Вон на полке два десятка лежит и все испорчены.

В таких случаях рабочий обращался к мастеру по ин­ струменту:

— Помогите, работы много, а фрез нет.

Что на это мог ответить человек, который по своему положению на производстве обязан своевременно обес­ печивать станочников необходимым инструментом. Мол­ ча посмотрит на фрезу с выкрошенными режущими кром­ ками и тоном, не допускающим возражения, упрекнет станочника:

— Надо же поаккуратней обращаться с этим инст­ рументом, — и выдаст последнюю резервную фрезу.

Бывший мастер по инструменту Я. А. Басович вспо­ минает:

— Трудно было и нам, и фрезеровщикам. Каждый день поступали заявки на эту сорокамиллиметровую торцовую фрезу, а инструментальный цех не успевал выполнять наши заказы» Теперь все по-другому. Возьмет

37

человек фрезу нового образца и больше не приходит. Ес­ ли затупится, сам ее заточит. В кладовой теперь боль­ шой выбор фрез.

По характеру работы мне почти не приходится поль­ зоваться четырехперой фрезой. Ведь не для себя ее при­ думывал. И хорошо, что люди, вместе с которыми рабо­ таешь на заводе, так высоко ценят твой скромный труд. Это окрыляет рационализатора.

Рационализаторы в нашей стране пользуются все­ общим уважением. Их опыт и знания должны стать до­ стоянием многих тружеников. Очень приятно, когда со­ вершенно незнакомые люди приглашают тебя в свой коллектив и просят рассказать, как работаешь, что нового создал. С удовольствием принимаю такие приглашения. Рассказывая о том, что интересует людей, я в то же время с интересом и благодарностью узнаю о полезных делах друзей. Происходит творческий обмен опытом работы.

За последние годы мне, председателю секции фрезе­ ровщиков при Харьковском совете новаторов, довелось выступать перед товарищами по профессии на трактор­ ном, тракторосборочном, электромеханическом, турбин­ ном, Гидроприводе и других заводах.

Когда я выступаю перед рабочими, то обязательно рассказываю и показываю технические новинки своего цеха, завода, оставляю им на память фрезу или какое-ни­ будь интересное приспособление, а мой чемоданчик за­ полняется интересными находками товарищей, с которы­ ми делился опытом своей работы.

Так было, например, на мотоциклетном заводе в Кие­ ве. Выступая перед рабочими, я рассказал им о четырех­

перой фрезе, показал,

как она работает, и, прощаясь

с киевлянами, подарил

им образец фрезы и чертежи.

А мне

новаторы завода преподнесли твердосплавную

головку

с наборными

трех-пятигранными фрезерными

38

пластинками. Подарок киевлян я передал нашим инстру­ ментальщикам.

Запомнился другой случай. Произошел он в Киеве на Выставке достижений народного хозяйства республики. Совет новаторов тогда послал в столицу Украины группу рационализаторов. Среди них был и я. Нам интересно было побывать в павильонах машиностроения, познако­ миться с новейшими приборами, средствами автоматики, узнать о достижениях ученых, инженеров-конструкторов и рабочих.

На Выставке меня попросили рассказать о четырех­ перой фрезе, которая здесь экспонировалась. Народу собралось много. Были здесь фрезеровщики, инструмен­ тальщики, технологи, преподаватели технических учеб­ ных заведений. Думаю, рассказом о том, как создава­ лась наша фреза и как она работает, никого не удивишь. Может, и слушать не будут.

Ошибся. Слушали внимательно. Новинка заинтересо­ вала всех. 10—15 минут времени вполне достаточно для того, чтобы опытные люди ознакомились с конструкцией фрезы и ее особенностями. Затем взял фрезу и включил станок. Стружка быстро слетала на пол, словно ее мер­ но высыпали из невидимого сосуда. Фреза врезалась в вязкий металл на ширину по диаметру 150 мм и углуб­ лялась на 30—^35 мм.

Кто-то спросил о режиме работы станка. Я тут же нажал на выключатель. Станок остановился.

— Пожалуйста, проверьте, — пригласил я товарищей поближе подойти.

Все увидели: 2500 оборотов и 800 мм подачи за ми­ нуту. Перед тем, как снова включить станок, я спросил присутствующих, есть ли еще какие-нибудь вопросы.

Молодой человек лет двадцати пяти поднял руку.

— Есть, — и подошел ближе ко мне. — Все же ин­ тересно знать, для чего нужна такая массивная фреза?

39

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ