Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Малышенко М.Г. Четырехперая фреза

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
11.46 Mб
Скачать

Все станки расставлены так, что с любой точки рабо­ чего места я могу за ними наблюдать (рис. 1). Приобре­ тенный опыт и правильная наладка оборудования позво-

Рис. 1. Рабочее место М. Г. Малышенко:

/ — зубодолбежный

станок

5107;

2 — зубодолбежный

станок 5А308П; 3

зубо­

фрезерный станок

5АЗО1;

4

шкаф

для хранения

мерительного инструмента

и технической документации;

5 — тумбочка

для оснастки и приспособлений;

6 — зубофрезерный

станок

532;

7 — стеллаж

для

набора

шестеренок к

зубо­

фрезерному станку

«Комсомолец»; 8 — шкаф

для

хранения инструмента;

9

универсально-фрезерный

станок

675;

10 — тумбочка

для

оснастки; 11 — зубо­

долбежный

станок

 

5А12;

12 тумбочка

для

оснастки.

 

ляют мне без суеты и напряжения обслуживать все стан­ ки. Повторяю, что работать на нескольких станках мо­ жет любой фрезеровщик, однако, в том случае, если он хорошо знает свое дедо? особенности каждого станка и

10

обрабатываемых деталей, любит свою профессию и твор­ чески подходит к ней.

Каждый, кто хочет стать многостаночником, должен знать, что забота об инструменте и о его исправности — это забота о производительности труда и отличном ка­ честве обрабатываемого изделия.

На производстве всякое бывает. Например, вдруг от­ казала фреза, выкрошилась режущая кромка. Рабочий быстро останавливает станок. Хорошо, если есть запас­ ная фреза — полминуты достаточно для того, чтобы за­ менить ее. А если нет запасной? Тогда приходится обра­ щаться в заточное отделение или в инструментальную кладовую. На это требуется время. Станок стоит, а фре­ зеровщик бегает по цеху. Пропадают драгоценные мину­ ты рабочего времени.

Иной скажет: «ничего, наверстаю». Пустые слова. Можно только подогнать количество за счет ухудшения качества. А через день-другой снова какой-нибудь инст­ румент вышел из строя. И опять та же картина: простой, беготня по цеху, испорченное настроение.

Опытный станочник дорожит каждой минутой рабо­ чего времени, поэтому всегда заботится о том, чтобы у него в запасе был необходимый инструмент. Приведу пример из своего опыта. В моих инструментальных шка­ фах большой выбор инструмента, оправок, приспособ­ лений. Например, в одном из ящиков лежит долбяк М-0,5. Он нужен мне для обработки секторов 1421-12-01 один раз в месяц. В тот день, когда заканчиваю обработ­ ку партии деталей, отношу затупившийся инструмент

взаточное отделение. Прошу поскорее мне вернуть его.

Вдругом ящике много лет храню специальный набор фрез для обработки некоторых рамок приборов. После

того как использую набор фрез, сразу же привожу его в порядок. В шкафах, тумбочках и на стеллаже у меня хранятся более 100 самых необходимых режущих инстру­ ментов и приспособлений*

2 6-502

И

Из приведенной выше схемы рабочего места видно, что инструменты и приспособления находятся ближе к тому станку, для которого они предназначены. Так быст­ рее и проще их найти.

Правильная, рациональная, хорошо продуманная ор­ ганизация рабочего места любого труженика имеет боль­ шое значение для достижения высокой производительно­ сти труда.

Важно, чтобы в этом деле инициативу и находчивость проявлял каждый рабочий. Добрые начинания будут под­ держаны мастерами, новаторами производства, всем коллективом.

Сокращаем производственные нормы. Повышение производительности труда является одним из важней­ ших вопросов политики и практики коммунистического строительства. Непрерывный рост эффективности труда способствует укреплению экономической мощи нашего государства, благотворно влияет на подъем благосостоя­ ния народа.

В решениях сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС отражена забота партии о дальнейшем тех­ ническом прогрессе нашей страны, о том, чтобы каждое предприятие работало рентабельно, ритмично, имело прибыль и выпускало высококачественную продукцию. Мы, рабочие, понимаем, что отныне материальная заин­ тересованность тружеников зависит от успешной деятель­ ности всего коллектива, от того, как используются эконо­ мические возможности, как относится к своему делу каждый работник.

На Харьковском электромеханическом заводе трудит­ ся слесарь-новатор Егор Захарович Латышев. С именем этого рабочего связано много полезных начинаний, кото­ рые стали достоянием не только хэмзовцев, но и коллек­ тивов других предприятий. Взвесив свои возможности, Е. 3. Латышев предложил на 15 процентов повысить ему

12

нормы. Повышение норм на обработку деталей индук­ торных катушек нисколько не ущемило личные интересы новатора.

Мы заинтересовались начинанием тов. Латышева и стали перенимать его опыт. В то время я внедрял про­ грессивный способ нарезания зубьев на мелкомодульных секторах и добился первого успеха. Вот тогда я и попро­ сил повысить мне норму тоже на 15 процентов.

Цеховое общественное бюро нормирования, изучив мое предложение, нашло, что оно принесет пользу всему коллективу. Так и вышло.

Если улучшаются условия труда, рациональнее орга­ низуется рабочее место, внедряется какое-то усовер­ шенствование, значит, действующие нормы выработки уже устарели. Нужны новые. И каждый раз, когда возни­ кает необходимость пересмотра норм на каком-нибудь производственном участке; в эту важную работу включа­ ется общественное бюро нормирования, новаторы, актив цеха. С помощью общественности нам, например, уда­ лось в результате пересмотра заниженных, устаревших и временных норм по одному только механическому участку за 9 месяцев 1964 г. снизить трудоемкость на 1929 нормо-часов.

В 1965 году наш завод перебазировался на новое мес­ то. В связи с переездом возникли некоторые организа­ ционные трудности, которые привели к снижению произ­ водительности труда на ряде производственных участ­ ков. И все же экономия за счет сокращения трудоемкости и пересмотра норм выработки значительно возросла. Только за последние два месяца 1965 года цех сэконо­ мил 1000 нормо-часов.

Пересматриваются нормы, сокращается время, необ­

ходимое для изготовления

деталей, узлов,

приборов.

А производительность

труда

новаторов неизменно рас­

тет. Свою семилетку

я успешно завершил

во второй

2*

13

половине 1962 г. Всего за 1959—1965 гг. мне удалось вы­ полнить 12,6 годовой нормы.

Досрочно закончили семилетку многие рабочие заво­ да. Среди них лучшие станочники цеха Ф. И. Благодар­ ный, Н. Т. Зинченко, Ф. Н. Кириченко и другие труже­ ники.

НАРЕЗАНИЕ ЗУБЧАТЫХ СЕКТОРОВ

Мой бывший ученик Владимир Калинин, впервые услышав разговор о предстоящей фрезеровке деталей с математическим названием — «сектор», спросил:

Что это за сектор? Кто-то пошутил:

Сектор с двумя... неизвестными.

Ученик знал, что в математике сектор — это часть круга, ограниченная дугой и двумя радиусами. А вот такого названия детали он пока еще не слышал.

Я подошел к тумбе и достал несколько заготовок будущих секторов. Владимир взял одну:

Ага, понимаю. Вот здесь зубья должны быть, —

ипровел указательным пальцем по ободку.

Приятно было, что мне попался смышленый паренек, значит, думаю, в цехе будет еще один хороший фрезе­ ровщик.

Было время, когда и я не знал, что это за деталь, на других предприятиях тоже никогда не видел таких из­ делий. Впервые встретился с ними на заводе КИП. Те­ перь невольно вспоминаю, как мы когда-то нарезали зубья на секторах, как избавились от примитивного спо­ соба их обработки. Об этом полезно знать каждому ра­ бочему машиностроительного предприятия.

Мелкомодульные зубчатые секторы широко применя­ ются в приборах для поворота исполнительного звена механизма. Нарезаются зубья на секторах обычно мето­

14

дом обкатки на зубофрезерных станках. Для этого при­ меняются специальные приспособления для крепления пакета деталей на столе станка.

Не один год так обрабатывались зубья и на нашем заводе. Все станочники, мастера, технологи и другие специалисты видели, что обработка секторов на зубо­ фрезерных станках имела серьезный технологический не­ достаток. Заключался он в том, что во время нарезания зубьев станок, в зависимости от размера сектора, рабо­ тал вхолостую от выхода до очередного врезания чер­ вячной фрезы в обрабатываемый пакет деталей. Мы, фрезеровщики, обрабатывали несколько видов секторов от XU—7б ДО 7зо части круга. И получалось, что весь ос­ тальной путь круга станок и фреза работали вхолостую: станок делал холостой ход, а фреза, тем временем, как шутили рабочие, «воздух резала». Естественно, полезная работа станка была очень ограничена.

До того времени, пока завод выпускал небольшое ко­ личество приборов с зубчатыми секторами, мы как-то свыклись с этим ненормальным явлением. Когда же

впервые годы семилетки программа выпуска приборов

ссекторами увеличилась почти в четыре раза, наре­ зание зубьев таким способом стало узким местом на

заводе.

Сборщики не раз справедливо критиковали наш меха­ нический участок. Мы учли замечания, ускорили обработ­ ку секторов, но не за счет увеличения производительной работы станка, а путем загрузки его большим количест­ вом требуемых деталей.

Это не был выход из создавшегося положения. Для полного обеспечения производства в секторах нужно бы­ ло фрезерный станок, на котором велось нарезание зубь­ ев, перевести на трехсменную работу. Значит, потребо­ валась бы дополнительная рабочая сила. Но это тоже не выход из положения. Пришлось бы, в таком случае, снять

15

со станка обработку шестеренок и других изделий, при­ обрести новое оборудование.

С точки зрения разумной организации производства, его экономичности и заинтересованности в работе самих фрезеровщиков эти планы не оправдали себя.

Мы пошли по другому пути. Решили найти иной спо­ соб обработки секторов. Пока технологи и рабочие-ра­ ционализаторы думали над тем, как изменить порядок изготовления секторов, мне предложили заняться этим важным вопросом, проверить станок, заставить его рабо­ тать продуктивнее.

Должен признаться, что мои старания не дали резуль­ тата: больше 50 секторов за смену так и не удавалось обработать. Все это потому, что применявшаяся высоко­ производительная червячная фреза «штурмовала воздух» и только на одной шестой части условного круга она де­ лала полезную работу.

Попытки создать приспособление, с помощью которо­ го можно добиться более производительной работы зубо­ резного станка, не увенчались успехом. Затем я предла­ гал нарезать зубья не на секторах, а на заготовках, име­ ющих замкнутые круги, с тем чтобы потом зубчатые ко­ леса разрезать на необходимые сектора. Как всегда в таких случаях, посоветовался с товарищами по работе. Опытные производственники убедили меня в том, что этот вариант для нас неприемлем.

Поиски продолжались.

Однажды во время обработки шестеренки М-0,5 на зубодолбежном станке я наблюдал за тем, как долбяк высекает канавки в детали. И тут пришла мысль: «А что, если...?» В считанные секунды начали вырисовываться контуры будущего приспособления. Я уже готов был бе­ жать к начальнику цеха и сообщить ему о своей находке. «Но цет? — думаю, — продуман все, проверю, попробую,

как это получится, а уж потом буду действовать навер­

няка».

Всю смену думал о приспособлении, которое должно коренным образом изменить технологию обработки сек­ торов. На бумаге уже появились первые эскизы будущего

приспособления.

стали

Казалось, что инструмент из быстрорежущей

Р-18 не выдержит нагрузку, начнет крошиться.

Решил

проверить. Взял пакет секторов, закрепил его на зубо­ долбежном станке и нажал кнопку. Долбяк с 60 зубьями работал. Пакет же не выдерживал удары, детали, осо­ бенно нижние, стали гнуться, деформироваться. Лучше укрепил пакет и увеличил толщину нижней прокладки. Это создало устойчивое положение пакета.

Еще раз проверил. Расчеты правильные. Теперь ос­ талось до конца продумать конструкцию будущего при­ способления. Владимир Калинин знал, что я делаю. Наблюдая за моей работой на зубодолбежном станке, он

слюбопытством спросил:

Значит, скоро перестанем «воздух резать»?

Давно пора.

Да, нужно было спешить. На производственных со­ браниях часто повторялось, что фрезеровщики нашего участка срывают план. В цехе все уже знали, что я за­ канчиваю работу над приспособлением.

Обычно новую оснастку делает инструментальный цех. Но в то время у инструменталыцйков была срочная работа. Начальник цеха И. А. Айнбиндер, посоветовав­ шись со своими помощниками, принял решение: не ждать, пока технический отдел завода подготовит чертежи ново­ го приспособления, а инструментальщики его изгото­ вят. И. А. Айнбиндер предложил инженеру-технологу Л. Ф. Удоду разработать чертежи по представленным мною эскизам.

— Сколько времени вам для этого потребуется?

с00^ ПУ СЛИЧИЛ я

17

 

СИДЯ

— Два дня.

Руководитель цеха знал, что это минимальный срок. И все же, немного подумав, он попросил инженера уско­ рить работу.

Через день начальник цеха уже беседовал с рабочими. Показав им чертежи, он предупредил:

Дело нужное и срочное.

Понимаем.

Тогда желаю вам удачи.

В тот же день опытные рабочие приступили к делу; Они часто обращались за советами к Л. Ф. Удоду, ко мне.

Через несколько дней наше четырехпозиционное при­ способление было готово. Размеры его 135 X 136 мм, вес не превышает 2 кг.

В цехе все помнят тот день, когда мы приступили к ис­ пытанию нашей новинки. На механическом участке со­ брались не только фрезеровщики и непосредственные из­ готовители приспособления, но и технологи, нормировщи­ ки, мастера. Мы были уверены, что приспособление не подведет ни меня, ни тех, кто, оставив другие срочные задания, взялись за изготовление его.

Вот приспособление на зубодолбежном станке типа 5А-12. На нем насажен и закреплен пакет заготовок. Все готово.

Включил станок. Никто не уходил до тех пор, пока шпиндель не сделал полный оборот. Сняв обработанную деталь, мы увидели, что зубья на секторах имеют пра­ вильную форму и ничем не уступают тем, которые наре­ зались методом обкатки на зубофрезерном. По времени получалось, что обработка деталей шла в несколько раз быстрее.

К концу рабочего дня мы убедились в том, что если раньше за одну смену квалифицированный фрезеровщик мог обработать не более 50 секторов, то теперь уже но­ вичок сможет увеличите выработку в четыре-пять раз.

18

На следующий день это подтвердилось. За смену мне удалось изготовить 250 деталей. Уже через три дня наш участок стал полностью обеспечивать производство необ­ ходимым количеством секторов. Теперь в цехе по-иному заговорили: «Молодцы, фрезеровщики!» Коллектив цеха, покончив с отставанием, вышел в соревновании на пер­ вое место по заводу.

Первая победа окрылила нас, но не вскружила голо­ вы. Мы продолжали думать, как сделать так, чтобы ста­ нок еще больше приносил пользы. Владимир Калинин однажды жаловался:

Вибрация мешает. Надо бы ее устранить.

Уже думал об этом, но прежде нужно долбяк за­ менить. Поставим инструмент с большим количеством зубьев.

Для чего?

Ускорим обработку, увеличим количество ходов станка.

Тогда его еще больше лихорадить будет.

Это не страшно. Вибрацию погасим.

Каким образом?

Придется приспособление несколько видоизменить, крепление нижней пластинки сделать более жестким.

В наш разговор включился старший мастер И. Н. Ки­ риченко. Недолго думая, он сказал:

Я позабочусь.

Иван Николаевич поговорил с мастером по оснастке, с токарями.

Видоизмененное приспособление оправдало наши на­ дежды. На этот раз оно выдерживало нагрузку долбяка со 126 зубьями. Усовершенствованный способ изготов­ ления зубчатых секторов позволил нам еще больше по­ высить производительность труда. Теперь за смену ста­ ночники уже могли изготовить 500 деталей. Это в 10 раз

2* 6-502

19

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ