Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
3.89 Mб
Скачать

водства лишенных знаний рабочих, иными словами, возникала возможность сэкономить на просвещении рабочих, капитал реализовывал (и реализует сегодня) эту возможность в полной мере.

Капитал вынужден отступать перед общей тенден­ цией к росту духовных сил труда у рабочих постольку, поскольку ее игнорирование угрожает самому его суще­ ствованию. Все дело в том, каким образом реализуется проблема овладения знаниями.

При капиталистическом способе производства конеч­ ной его целью является извлечение и присвоение при­ были классом эксплуататоров. Действительная цель производства — воспроизводство человеческой жизни — отодвинута на задний план и выступает как побочный продукт развития данного общественного строя. Отодви­ гается на задний план и задача овладения достиже­ ниями науки широкими массами.

Отсюда видно, насколько «присуще» самой технике обесчеловечение труда, о котором шла речь ранее. Не техника, а буржуазия шла к изменению характера труда через его обесчеловечение. И здесь экономические интересы господствующего класса остаются главным моментом.

Советской стране потребовалось приблизительно 40 лет, чтобы догнать в научно-техническом отношении современные индустриально развитые капиталистические страны. Выдающуюся роль в этом сыграла отечествен­ ная наука. Напомним, что в Англии эпоха промышлен­ ной революции заняла 200 лет, в Западной Европе — 150 лет, в СШ А — 100 лет.

Было бы, конечно, неправильно представлять дело так, будто до революции в России не было ничего достойного внимания в развитии научных исследований. Русским ученым принадлежат блестящие результаты во многих областях знаний. Но коэффициент использо­ вания этих достижений был ничтожным; отсюда и не­ значительный общественный вес науки. В 1913 г. в цар­ ской России насчитывалось 289 научных учреждений и

4200

научных

сотрудников (без

работников вузов) '.1

1

См. А.

Добродомов. Москва — центр

науки. «Московский ра­

бочий», 1964,

стр.

9.

 

30

Сейчас эти цифры изменились соответственно — 4651 и 356,7 ты с.1

Экспроприация эксплуататоров открыла народу до­ рогу к науке, а науке — дорогу к народу. Социальные условия существования и социальные функции науки по отношению к обществу коренным образом меняются. Наука служит народу; ее развивают и олицетворяют только представители трудящихся. Это первая особен­ ность, присущая лишь науке периода социализма и ком­ мунизма.

Вторая особенность заключается в осознанном отно­ шении к науке как к орудию общественного прогресса. Наука всегда являлась абстрактным выражением все­ общего прогресса человечества, так как всякое открытие означает усиление господства человека над окружаю­ щим миром. Но лишь при социализме ее общественное назначение перестает ограничиваться эгоистическими узкоклассовыми устремлениями, преодолевается «гряз­ но-торгашеский» взгляд на использование продуктов общего исторического развития. Прогрессу науки как важнейшему фактору развития нового общественного строя придается планомерный характер. Как и всякое планомерное регулирование общественных процессов, планирование развития и использования науки выра­ стает в сложную проблему социалистического строи­ тельства и не освобождает от трудностей и ошибок; но только путем их преодоления на деле достигается окон­ чательное утверждение преимуществ нового строя об­ щества перед старым.

Третья особенность — единство науки. Между есте­ ственными и общественными науками совершается про­ цесс единения. Основой его являются освобождение от влияния реакционной идеологии и принятие марксист­ ско-ленинской философии как всеобщего метода естест­ венных и общественных наук. То, что общественные науки все более соединяются с естествознанием, придает науке неизмеримо более цельный и действенный харак­ тер.

Указанные особенности обусловили ускорение тем­ пов и масштабов научного прогресса при социалисти-1

1 См. «Народное хозяйство СССР в 1964 г.». Статистический ежегодник. «Статистика», 1965, стр. 698, 699.

31

ческом способе производства. Использование научных результатов в интересах трудящихся преобразовалось во всеобщий общественный интерес к быстрому разви­ тию науки. Создалась необычайно широкая экономиче­ ская основа взаимодействия науки и производительных

сил, имеющая объективный характер.

 

 

Элементарные сопоставления показывают, что наука

в

последние десятилетия

прогрессирует

значительно

быстрее многих отраслей народного хозяйства.

 

Если взять за основу 1950 г., то оказывается, что

размеры

финансирования

исследований по

госбюджету

в

1964 г.

выросли в 7,4 раза, а капиталовложения в них

(вместе

с учреждениями

культуры) — в 7,2 раза, при

повышении расходов на народное хозяйство в целом и капиталовложений — соответственно в 2,2 и 4,1 р а за 1. Таким образом, по размерам затрат темпы роста иссле­ довательской деятельности по крайней мере в три с лишним раза выше аналогичных показателей в целом по народному хозяйству. Зарубежные специалисты отме­ чают, что Советский Союз выделяет на науку (в % к валовому продукту) средств больше, чем ведущие капи­ талистические страны. Так, в 1964 г. этот процент был равен: для СССР — 4, для США — 2,8, для Англии —

2,4, для Франции — 1,5, для ФРГ — 1,251.

Одним из показателей научного потенциала страны является количество лиц, занятых в науке. По отно­ шению к 1950 г. численность лиц, занятых научной деятельностью и ее обслуживанием, в 1964 г. выросла в 3,5 раза, среди них количество научных работников увеличилось в 3,8 раза. Число аспирантов за это время возросло в 3,8 раза 3.

Мы видим, какое гигантское значение придает науке социалистическое общество.

* о. *

 

Подведем итоги.

 

 

 

 

 

 

 

1. Два ряда определений науки

отражают

ее двоя­

770,

1 См. «Народное хозяйство

СССР

в

1964 г.»,

стр.

773, 514,

513.

 

 

научных

исследований

 

5 См. М. С. Адизшиах. Планирование

в странах африканского континента. «Мир науки»,

1965, № 1, стр. 3.

705.

3 См. «Народное хозяйство

СССР

в

1964

г.»,

стр.

547, 699,

 

 

 

 

 

 

 

32

кую социальную функцию: с одной стороны, она выпол­ няет теоретическую функцию познания законов мате­ риального мира, с другой — функцию самостоятельного фактора производства. В то же время за этой двойст­ венностью скрывается приоритет, ведущая роль прак­ тики, что позволяет с диалектико-материалистических позиций анализировать исторический процесс «овещест­ вления» научных знаний.

2. Превращение науки в непосредственную произво­ дительную силу есть исторически неизбежный и соци­ ально обусловленный процесс. Он стал таковым, когда нашли массовое применение машины, в сфере произ­ водства сформировалась особая группа научно обра­ зованных работников и сложилась крупная промышлен­

ность.

Тогда соответственно гигантски развилась и

сама

наука.

3.

Наука превратилась в самостоятельный фактор

производства, решая задачи создания новых произво­ дительных сил в виде машин, приборов и т. д. Тем самым выросла ее экономическая роль, а связи с про­ изводством усложнились.

4. Постепенно создавались предпосылки к тому, что­ бы наука на деле стала всеобщим достоянием. В связи с общим прогрессом и изменением характера труда потребность в овладении научными знаниями трудя­ щимися массами быстро растет, что служит предпосыл­ кой к превращению науки в непосредственную произво­ дительную силу в невиданных масштабах.

5-639

Г л а в а II

ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

В УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИЗМА

Воплощение научных знаний в орудиях про­ изводства носит закономерный характер и подчиняется в первую очередь тенденциям развития техники. Отсюда возникает необходимость уточнить, что понимается под техникой.

По нашему мнению, одно из наиболее правильных определений техники содержится в недавно вышедшей брошюре Г. Н. Волкова «Эра роботов или эра чело­ века?»: «Техника — это система искусственных органов деятельности общественного человека, органов его власти над природой, образуемая посредством истори­ ческого процесса овеществления в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, посред­ ством познания и производственного использования сил и закономерностей природы» ’.

Автор брошюры отводит технике место между чело­ веком и предметом труда. С одной стороны, развитие техники обусловлено материалом и законами природы, с другой —■ положением, занимаемым человеком в про­ цессе труда. Человек и техника образуют единую си­ стему, а их взаимоотношения носят исторически законо­ мерный характер.

Общая тенденция заключается в замене сил человека силами природы путем передачи трудовых функций, навыков, знаний человека технике. В этом процессе Г. Н. Волков различает три основных периода и вида соединения человека с техникой: субъектный — период развития ручных орудий, которые были продолжением

естественных работающих органов человека

и приводи-1

1 Г.

Н. Волков. Эра роботов или эра человека?

Политиздат,

1965, стр.

25.

 

34

лись

им

в действие;

объектный — период

механизации,

когда

рабочие инструменты приводятся

в действие

машиной,

а рабочий

дополняет машину;

свободный —

период автоматизации, когда не только функции испол­ нения операции, но и функции контроля, регулирования все больше передаются техническим устройствам. Эти периоды соответствуют основным направлениям разви­ тия техники в социально-историческом аспекте (стро­ гости ради следует сказать, что названная периодиза­

ция касается

эволюции

системы «человек — техника»,

а не одной техники)'.

определения техники лежит

Поскольку

в основе

труд, то ее развитие зависит от общего закона непре­ рывного роста производительности труда. Общество постоянно стремится поставить под свой контроль силы природы таким образом, чтобы путем наименьшей за­ траты этих сил получить наибольшие конечные резуль­ таты. Всеобщий экономический закон роста производи­ тельности общественного труда в современную эпоху находит яркое отражение во всесторонней интенсифика­ ции производства (речь идет не только о повышении эксплуатационных характеристик орудий производства, но и о максимальной утилизации природных ресурсов),

вего разделении, комбинировании и концентрации. Эти

идругие факторы роста производительности труда при­ обретают специфический вид проблем развития техники. Важнейшими, из них можно назвать рост скоростей и мощностей, повышение надежности и качества, вовле­ чение в оборот новых материалов и видов энергии, изобретение новых методов обработки предметов труда.

Решение этих проблем осуществляется путем овладе­

ния законами природы и представляет задачу науки. В нашей литературе, посвященной созданию матери­ ально-технической базы коммунизма, основным направ­ лениям современного научно-технического прогресса, характеристике материальных производительных сил, перспективам развития и применения отдельных наук, достаточно подробно показаны возможности целесооб­ разного использования форм движения материи в тех­ нике и, следовательно, обусловленность ее развития законами природы.

Однако значительно меньше уделяется внимания такому важному вопросу, как выявление тенденций

5* '

35

развития техники, порожденных трудовой, производст­ венной деятельностью человека. Именно здесь развитие техники предстает как социально-исторический процесс, как часть процесса развития человечества. Тогда два типа тенденций развития техники оказываются в диа­ лектическом единстве друг с другом, а определяющей стороной выступают процессы передачи трудовых функ­ ций человека технике. В таком случае техника дей­ ствительно является «раскрытой книгой человеческих сущностных сил» '.

С этой стороны ведущие тенденции развития техники состоят в переходе от простых орудий к автоматическим системам и соответственно во все большем обобщест­ влении производства. Мы ставим своей задачей пока­ зать, что автоматизация и обобществление производства позволяют объяснить гигантское расширение сферы тех­ нологического применения науки не столько в количе­ ственном отношении, сколько с точки зрения глубоких качественных изменений.

Но процесс овеществления научных знаний связан не с одной автоматизацией. Дело заключается в том, что, во-первых, научный способ развития производитель­ ных сил стал не только преобладающим, но и всеоб­ щим, что вытекает из новой социальной функции науки — создания новых вещественных производительных сил. Во-вторых, вещественные производительные силы, раз­ личные виды техники, исторически развиваются нерав­ номерно, одновременно сосуществуют и простые орудия

исложные автоматизированные устройства. Однако

подобная одновременность не отменяет закономерный и преемственный характер развития техники. Как спра­ ведливо заметил Г. Н. Волков, ключ к пониманию истории техники скрыт в автоматике. Автоматика — квинтэссенция развития техники. Поэтому, рассмотрев воздействие автоматизации на процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, мы в сущности дадим ответ на вопрос о взаимодействии науки и техники в целом.

Смысл автоматизации заключается в передаче функ­

ции непосредственного управления

производственными1

1 К- Маркс и

Ф. Энгельс. Из ранних

произведений. Госполит-

издат, 1956, стр.

594.

 

36

процессами техническим устройствам и выведении че­ ловека за пределы технологического цикла. Потребность в автоматизации стала настоятельной, когда скорость операций возросла настолько, что превысила возможно­ сти человеческого организма по наблюдению и регули­ рованию технологии производственного процесса. По­ явился целый ряд отраслей, где изменения агрегатных состояний веществ происходили в условиях, вообще не контролировавшихся человеческими органами чувств (например, процессы парообразования, вакуумные, плавки металлов).

В истории автоматизации генетически и структурно различаются свои стадии, которые сводятся к частич­ ной автоматизации, комплексной автоматизации и пол­ ной автбматизации1.

Частичная автоматизация ■ обычно подразумевает первоначальную стадию, когда на независимую работу переводятся отдельные станки или группа однородных станков объединяется в линию для выпуска одного из­ делия. При этом виде автоматизации рабочий осущест­ вляет контроль и наладку.

Комплексная автоматизация, как видно из самого названия, охватывает разнообразные технологические операции в масштабе цеха, завода и оставляет человеку

всущности функции остановки всего процесса и подачи первоначального импульса.

Полная автоматизация включает подготовку произ­ водства, его саморегулирование, самонастройку. В дан­ ном случае из непосредственного процесса производства

взначительной мере исключается и труд инженернотехнических работников.

Если первые две ступени автоматизации характерны

восновном для современного производства, то послед­ няя почти целиком пока принадлежит будущему.

Появление автоматизации означало не просто созда­ ние оригинальных технических устройств и систем, а

означало качественно новую фазу развития производи­ тельных сил, промышленного развития общества во­ обще.

Автоматизация непосредственно начиналась в от-1

1 Мы опускаем стадию полуавтоматической техники, которая является переходной к частичной автоматизации.

37

раслях, где технологические процессы носили непрерыв­ ный и однородный характер, где человек использовался как автомат и, конечно, становился помехой в осуще­ ствлении таких процессов. Прежде всего автоматизиро­ вались операции, базировавшиеся на использовании механической формы движения материи, за счет хими­ ческих и физических процессов.

В свою очередь все более глубокое проникновение науки в тайны материи, исследование тонкой структуры вещества становились невозможными без совершенных средств автоматического наблюдения и контроля. Наука нуждалась в средствах автоматизации. Она получила социальный заказ от общества изыскивать эффективные источники и способы автоматического исполнения разно­ образных процессов. Именно это обстоятельство при­ ковало внимание науки к изучению автоматизма, на­ блюдаемого в природе, и к попыткам практического использования природных процессов.

Было замечено, например, что необычайно эффектив­ но протекают многие физические процессы на уровне действия ядерных сил. Химия принадлежит к древним наукам и видам промышленной деятельности, но лишь сравнительно недавно возникла возможность специаль­ ного изучения автоматизма химических процессов, а следовательно, направленного их изменения на основе взаимодействия внутриатомных сил в количественной форме. В наши дни человек уже подходит к овладению автоматизмом процессов, протекающих в биологической форме существования материи. Достаточно указать на исследования в области фотосинтеза и работы мышц.

Не трудно видеть, что все это требует высокого уров­ ня развития теоретической науки. Но в то же время эти исследования имеют глубочайшую практическую направленность, в чем и состоит одно из объяснений сближения науки и производства вообще, теоретической науки с высокоиндустриализированной промышлен­ ностью в особенности. Таким образом, в автоматизации содержится нечто большее, чем развитие техники. На­ чавшись с техники, она скоро раскрыла свое гигантское значение как фактор экономического развития, как но­ вая фаза промышленного развития.

Автоматизация обусловила гигантское расширение сферы технологического применения науки. Основные

38

пути этого расширения будут яснее, если обратиться к структурному анализу автоматической техники.

Как известно, системы машин расчленяются на испол­ нительные механизмы, двигатели и передаточные устрой­ ства. Автоматизация добавила сюда регулирующие, управляющие устройства. С технической точки зрения общим для этапов автоматизации является переход от контрольно-измерительных устройств к устройствам регуляторного и направляющего характера. Этот пере­ ход осуществлялся по мере того, как становилась ясной выгодность замены человеческих функций ■ функциями автоматов. Здесь на помощь пришла наука. Изучение электричества позволило создать серию измерительных устройств, компенсировавших несовершенство органов человека, и постепенно развить приборную промышлен­ ность. Это был решающий шаг для перехода к автома­ тизации. Вместе с тем открылась необычайно широкая возможность проникновения теоретических наук в про­ изводство. Был дан толчок развитию разнообразных прикладных исследований, а электротехника как наука тесно связала теоретическую физику с нуждами про­ мышленности. Развитие же физики в целом не мысли­ лось без применения разветвленного математического аппарата. Создание различных приборов, «умеющих» чутко реагировать на изменения в быстропротекающих процессах, стимулировало развитие новых математиче­ ских методов, особенно прикладного направления. Так усиливалось взаимодействие науки и техники.

Создание радиотехники, а затем электронной техники в сущности революционизировало процессы измерения, контроля и регулирования промышленных процессов. Это означало дальнейшее углубление взаимодействия науки и техники и расширение сферы технологиче­ ского применения науки. Вся приборная техника, призванная заменить труд человека в непосредственном процессе производства, была в сущности делом науки. Соответственно возникла масса новых научных направ­ лений.

Дальнейшее развитие управляющей техники в наше время идет, с одной стороны, по пути использования все более тонких явлений в области атомного ядра и элементарных частиц, а с другой — по пути исследова­ ния механизмов ориентации, созданных природой в жи«

39

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ