Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Боровиков П.А. Человек живет под водой

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
27.10.2023
Размер:
35.63 Mб
Скачать

Келлера не удовлетворило бытовавшее объяснение глубинного опьянения, безоговорочно обвинявшее во всех бедах азот. К счастью для себя, он нашел горячего сторонника идеи об отсутствии у азота наркотических свойств при большом давлении в лице профессора цю­ рихского университета Альберта Бюльмана, известного специалиста по физиологии дыхания. Дальнейший успех глубоководных погружений Келлера был плодом их совместной деятельности.

Бюльман полагал, что наркоз обязан своим появле­ нием изменениям в механизме и регулировке процесса дыхания под большим давлением, уменьшению чувстви­ тельности дыхательных центров под действием нараста­ ющей активности кислорода и постепенному отравле­ нию организма углекислым газом. Совместное действие этих факторов и вызывает у водолазов-глубоководииков состояние опьянения.

Не имея пи средств, ни необходимого снаряжения, Келлер с группой помогавших ему друзей изготовил из старого топливного бака подобие одноместного водо­ лазного колокола, в котором намеревался приступить к сражению с азотным наркозом. В ноябре 1959 г. он погрузился в этом колоколе на дно Цюрихского озера и пробыл на глубине 120 м в течение 4 мин, дыша газовой смесью неслыханного доселе состава — 95% азота и только 5% кислорода! Келлер признавался потом, что ему было очень страшно, но никаких признаков опья­ нения он не ощущал. Все вопросы репортеров, задавае­ мые ему по телефону с борта обеспечивающего судна, получали быстрый и точный ответ. Эксперимент прошел успешно, и Келлер с Бюльманом стали готовиться к но­ вой серии погружений, собираясь доказать далее, что человек в автономном снаряжении может производи­ тельно работать па глубине 150 м.

Со времени трагического погружения Мориса Фарга, который сумел добраться до глубины 120 м, поплатив­ шись за это достижение жизнью, его результат был прев­ зойден лишь однажды — в 1959 г. итальянцы Новелли, Ольджьятти и Фалько довели рекордную для аква­ ланга глубину погружения до 131,5 м. В случае ус­ пеха Келлеру удалось бы достичь глубин, которые до этого времени не были доступны ни одному аквалан­ гисту.

30

Одно из погружений, проведенных с целью экспе­ риментальной проверки рассчитанных смесей и режи­ мов, едва не стало последним для смелого швейцарца. В ясный летний день на зеркальной глади озера ЛагоМаджоре (Швейцария) тихо покачивались на воде две небольшие лодки. G одной из них отвесно уходил в глу­ бину трос с тяжелым грузом на конце, а ко второй лодке, стоявшей поодаль, где друзья готовили Келлера к погружению, тянулся шланг, прикрепленный к его дыхательному аппарату. Телефонная станция, во избе­ жание запутывания концов, находилась на второй лодке. Келлер спрыгнул в воду и быстро подплыл к тросу, одновременно спустившись на глубину около 45 м. Отсоединив шланг, который при возвращении послужил бы в качестве неограниченного источника смеси для декомпрессии, Келлер отправился вглубь.

Достигнув глубины 120 м, он обнаружил, что израс­ ходовал слишком много газа из баллонов и нужно немед­ ленно выходить наверх. Но, как это часто бывает в ава­ рийных ситуациях, телефонный проводи ходовой трос все же перепутались, и Келлеру с трудом удалось подняться до 45-метровой отметки, где был закреплен шланг, кото­ рый, в довершение всех бед, вышел из строя. Прошло еще 20 долгих минут, прежде чем задыхающегося Кел­ лера удалось поднять на поверхность, серьезно нару­

шив при

этом рассчитанный режим декомпре.есии.

К счастью,

неподалеку от места погружения была

необходимая барокамера, и Келлер смог быстро рекомпрессироваться. «Когда я входил в камеру, я вовсе не был уверен, что смогу погружаться в дальнейшем, — сказал он впоследствии, — но выходя оттуда, я чувство­ вал себя в полном порядке и думал: ну, со второй раз такое не случится; есть все основания продолжать».

Однако это несчастливое погружение открыло по­ лосу неудач. Виной тому были бесчисленные поломки самодельного снаряжения. Более десяти погружений подряд закончились возвращением Келлера с глубины всего несколько метров. Достойным завершением этого неудачного периода была торжественно объявленная заранее попытка штурма мирового рекорда в снаряже­ нии «человека-лягушки». Погрузившись на несколько метров, Келлер остановился и произнес в микрофон: «Поднимайте!». Ничего не произошло. Повторив еще

32

раз приказ и снова не дождавшись никакого ответа, Кел­ лер понял, что с такой телефонной связью ему не уда­ лось бы остаться в живых; пришлось подняться самому.

Кончились деньги,^и эксперименты пришлось отло­ жить. Только к августу 1960 г. все было готово к повто­ рению попытки погрузиться на рекордную глубину. 23 августа, опустившись с поверхности того же озера Лаго-Маджоре, Келлер быстро и без всяких проис­ шествий достиг 156-метровой глубины и поднялся на поверхность, затратив на декомпрессию всего 30 мин. При спуске и подъеме он стоял на открытой площадке, подвешенной па телефонном кабеле, хотя, по утвержде­ нию Келлера, его снаряжение позволяло сойти с пло­ щадки и свободно плавать вокруг. Однако, поскольку в мутной воде видимость была менее 1,5 м, Келлер благо­ разумно воздержался от этого соблазна.

Сенсационный успех 26-летнего профессора привлек внимание известных специалистов в области подводных исследований. Но сам Келлер склонен был считать эго достижение лишь ступенью к осуществлению уже со­ зревшего дерзкогоДлана — достичь в легком водолазном

снаряжении глубины 300 м! Водолазу,

который в со­

с т о я н и испускаться и работать на таких

глубинах, от­

кроются богатства нового континента.

Наиболее важным этаном начавшихся приготовле­ ний были расчеты новых газовых смесей и режимов де­ компрессии, пригодных для этих глубин. С помощью быстродействующей вычислительной машины Келлер насчитал, по его словам, «более 20 фунтов новых весьма ценных декомпрессионных таблиц». Но приглашению французских военно-морских властей он совершил путешествие в Тулон, чтобы на себе проверить эти таб­ лицы в барокамере лаборатории Центра подводных исследований, способной выдержать давление 30 кгс/см2.

25 апреля 1961 г. в присутствии Кусто, Фредерика Дюма, Алина и других видных подводников Келлер, одетый в полный комплект легкого водолазного снаряже­ ния, вошел в камеру, заполненную водой. Лишь теле­ фон связывал Келлера с профессором Бюльманом, который мог контролировать его дыхание и в случае непредвиденных осложнений немедленно прервать экс­ перимент. Но все шло хорошо. Давление было доведено до соответствующего глубине 210 м, затем 270, 300 м

О II. А. Боровиков

33

и после двухсекундной паузы быстро сброшено. Сум­ марное время, проведенное Келлером между 210 и 300 «метрами», составило около 2 мин, а весь процесс деком­ прессии оказался рекордно коротким — 34 мин. «Я чувствовал себя изумительно, особенно после экспе­ римента; у меня было ощущение, что я мог бы погру­ зиться гораздо глубже, но камеры, позволяющей чело­ веку сделать это, не было . . .»

На следующий день провели новое «погружение» со специальным заданием — 10 мин тяжелой работы под давлением, соответствующим глубине 210 м. Келлер должен был 100 раз поднять 30-килограммовый груз на стол высотой 60 см. Удачное завершение этого испыта­ ния доказало, что человек способен выполнять тяжелую физическую работу на глубине более чем 200 м. Деком­ прессия заняла всего 140 мин.

Командование ВМС США выразило заинтересо­ ванность в работах Келлера, и он повторил серию ана­ логичных экспериментов в барокамере в Вашингтоне. Но успех опытов убеждает не всех. Высказывается мне­ ние, что дело вовсе не в «новом методе», а в специфиче­ ских особенностях организма самого Келлера, позволя­ ющих ему выдерживать такие условия, которые оказа­ лись бы смертельными для любого другого здорового человека.

Летом 1961 г. Келлер предпринял новое погружение на все том же швейцарском озере Лаго-Маджоре, наме­ реваясь доказать несправедливость выдвинутого амери­ канцами предположения. На этот раз Келлер взял с собой пассажира — корреспондента американского жур­ нала «Ланф» Кеннета Маклпша. Оба водолаза погружа­ лись, стоя па подвешенной на телефонном кабеле плат­ форме, к которой были прикреплены шесть больших бал­ лонов с секретной «келлеровской» смесью. На глубине они почувствовали ужасающий холод, сковавший их тела, из-за того, что водолазные костюмы еще перед началом погружения стали мокрыми изнутри от пота на жарком полуденном солнце. В один из моментов Келлер и Маклиш испытали удушье—замёрзший легоч­ ный автомат в течение нескольких минут работал с пере­ боями. Но все же новый рекорд был поставлен — до­ стигнута глубина 222 м, а выход па поверхность занял около 45 мин.

34

Маклиш раньше никогда не погружался глубже чем на 60 м. По приезде в Швейцарию он прошел трех­ дневный инструктаж и совершил три тренировочных погружения вместе с Келлером. В воскресенье в 4 ч пополудни они погрузились на 30 м, в понедельник — дважды на 90 м, в 9 ч утра и в 7 ч вечера, а во вторник в час дня состоялось рекордное погружение на 222 м. Сам факт установления рекорда удивил водолазных экспертов меньше, чем эта быстрая смена четырех глубо­ ководных погружений в течение 15 ч. «Во всем этом нет ничего, кроме задач, решенных с помощью матема­ тики», — так ответил Келлер на недоуменные вопросы.

Вся дальнейшая работа группы Келлера подчиня­ лась основной цели — достичь и превзойти следующий, трехсотметровый рубеж. В Цюрихе была создана новая лаборатория, оснащенная маленькой одноотсечной баро­ камерой, внутренний объем которой позволял разме­ щать в ней двух человек. В этой камере можно было производить имитацию погружений до глубины 450 м. Профессор Бюльмап широко использовал ее для изуче­ ния механизма вентиляции легких и проведения ряда экспериментальных декомпрессий.

Одной из серьезнейших проблем, которые требовали немедленного разрешения, явилась проблема создания специального водолазного снаряжения, пригодного для использования на глубине 300 м. Ряд неудачных погру­ жений в швейцарских озерах убедительно доказал, что обычные дыхательные аппараты ненадежны и небезо­ пасны при сверхглубоководных экспериментах. Напри­ мер, на глубине 180 м легочный автомат акваланга замерзает, поскольку расход газа (приведенный к нор­ мальному давлению) превышает 500 л'мин, п темпера­ тура струи падает значительно ниже 0 ’. Чтобы сверхглубоководпые погружения стали возможными, группой Келлера было создано новое снаряжение с полу­ замкнутым циклом дыхания. Но словам Келлера, это снаряжение давало возможность находиться в течение 4 ч на глубинах до 300 м.

Задача обеспечения безопасности очень беспокоила Келлера, и ее решению было уделено много внимания. И конечном итоге Келлер остановил свой выбор на ме­ тоде «искусственной поверхности», создаваемой на глу­ бине с помощью специальной погружаемой барокамеры,

35

очень напоминающей водолазный колокол. Внутреннее пространство барокамеры в нужный момент может быть изолировано от внешней среды с помощью герметичного люка, а прочность ее стенок позволяет водолазам на­ ходиться под высоким давлением, даже когда камера поднята на поверхность. Доставленные такой камеройлифтом на дно водолазы с автономными аппаратами, уравняв давление и открыв донный люк, покинут ее, чтобы выполнить необходимую работу. По окончании работы или в случае обнаружения неисправности инди­ видуального снаряжения водолазы укроются в камере и изолируются от внешней среды, после чего камеру можно быстро поднять па борт обеспечивающего судна. Смеси, нужные для дыхания на глубине и проведения декомпрессии, заготовлены заранее п содержатся в бал­ лонах, прикрепленных снаружи к ее корпусу.

Наконец, приготовления к штурму 300-метрового рубежа были закончены. Отлажено глубоководное водо­ лазное снаряжение, завершена постройка двухместной пятитонной камеры (она получила название«Лтлаптис»), намечено место погружения — остров Сапта-Каталипа близ побережья Калифорнии (США). Это место было выбрано Келлером далеко не случайно. Его работы заинтересовали водолазных специалистов американ­ ского военно-морского флота и экспертов промыш­ ленных компаний, запятых добычей нефти и газа в зоне континентального шельфа. Погружение в Калифорнии задумано Келлером как сенсационная демонстрация возможностей нового метода перед потенциальным за­ казчиком. Его намечено было провести с борта судна «Эврика», принадлежавшего уже упоминавшейся неф­ тяной корпорации «Шелл».

Партнером Келлера в его исторической попытке избран 35-летний английский журналист Питер Смолл. Опытный аквалангист, погружавшийся в глубины чуть ли не всех морей мира, основатель Британского подводного клуба, он был председателем оргкомитета Второго всемирного конгресса подводной деятельности, состоявшегося в Лондоне осенью 1962 г. Именно там и было принято окончательное решение о его участии в операции «Атлантис».

План погружения разработай до мельчайших подроб­ ностей. G помощью лебедки обеспечивающего судна

36

камерой дна должен поддерживать трос в натянутом состоянии.

«Атлантис» останавливается в шести метрах от дна, когда тяжелый груз, утапливающий камеру, ложится на грунт. В этот момент водолазы с уже надетыми дыха­ тельными аппаратами по одному покидают камеру и в течение 5 мин свободно плавают па 300-метровой глу­ бине. Каждый водолаз связан с камерой телефонным кабелем и в течение всего времени пребывания на дне поддерживает непрерывную связь с поверхностью. Если же с одним из них произойдет авария, второй легко сможет втащить пострадавшего в камеру именно благо­ даря тому, что «Атлантис» наполовину заполнен водой. В противном случае это было бы очень трудно сделать. Завершив пятиминутное пребывание вне камеры, во­ долазы войдут в нее и, отжав воду дополнительной пор­ цией смеси, плотно закроют люк. Теперь «Атлантис» можно быстро поднять па поверхность, хотя давление внутри него сохранится до тех пор, пока не будет закоп­ чена декомпрессия.

. . . И вот день решительного штурма глубин на­ ступил. 3 декабря 1962 г. друзья Келлера, офицерынаблюдатели из ВМС США, эксперты промышленных компаний, журналисты и фотокорреспонденты, затаив дыхание, прильнули к экранам телевизионных монито­ ров. А па экранах разворачивались события, отнюдь не запланированные программой. В 12 ч 35 мин темный силуэт — это был Ганс Келлер — медленно начал спу­ скаться по трапу, свисавшему из люка в дне камеры, неподвижно замершей па глубине 300 м. Человек на трапе помедлил несколько секунд, затем бросил на дно флаги и скрылся в люке. Эти два флага (швейцарский и американский) Келлер п Смолл намеревались торжест­ венно водрузить на морском дне в знак того, что отныне людьми завоеван новый гигантский континент — конти­ нентальный шельф.

Люди, знавшие Келлера как человека, неспособного повернуть назад до использования последней возмож­ ности, поняли, что стряслось что-то неладное. Как за­ явил впоследствии Келлер, он обнаружил, взглянув на манометр, что дыхательная смесь на исходе. Вернувшись в камеру, Келлер убедился: «произошла утечка в одном из соединений». Положение стало катастрофическим.

38

Смоллу было плохо. В этот момент он уже терял созна­ ние. Келлер нашел в себе силы захлопнуть крышку люка и повернуть маховик вентиля, а затем тоже лишился чувств.

На палубе «Эврики» раздались тревожные возгласы. Прозвучали слова команды, и мокрый трос медленно пополз из воды. Связь с камерой прервалась, и никто не знал, живы ли еще ее обитатели. Экран установлен­ ного снаружи «Атлантиса» телепередатчика заполнился пузырями. По-внднмому, расширяющийся газ выры­ вался из-под неплотно закрывшегося донного люка. Камера теряла давление. Когда она достигла 60-метро­ вой отметки, подъем был остановлен, иначе смерть Келлера н Смолла была бы неизбежной из-за резкого нарушения режима декомпрессии.

Начальник группы обеспечения отдал распоряжение, и два водолаза-спасателя прыгнули за борт. Это были Кристофер Уиттекер, двадцатидвухлетний англичанин, студент-геолог Калифорнийского университета, и тридцатилетпий американский водолаз Дик Андерсен, очень опытный специалист. Несмотря па молодость, Крис Уиттекер был хорошим подводником с многолетним стажем и присутствовал при проведении операции «Атлаптпс» как представитель Британского подводного центра.

Через 10 мин оба водолаза вынырнули па поверх­ ность, так и не установив причин неисправности. Люк выглядел плотно закрытым, но камера продолжала терять давление. Несмотря на протесты специалистов,

считавших опасным повторное погружение на

60 м

и настаивавших на выходе водолазов из воды,

Андер­

сен решил погрузиться еще раз и Уиттекер счел своим долгом присоединиться к нему.

Вторая попытка оказалась удачной. Тщательно обследовав кромку люка, Андерсен обнаружил торча­ щий наружу кончик ласта, мешавший люку плотно закрыться, и пропихнул его внутрь ножом. Намере­ ваясь проверить результат своей работы, он дал Крису сигнал подняться на поверхность и распорядиться на­ чать подъем камеры, а сам остался на глубине. Уиттекер повторил сигнал и ушел наверх, но на поверхности так и не появился. Кристофер Уиттекер погиб, пытаясь спасти жизнь Келлеру и Смоллу.

39

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ