Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Боровиков П.А. Человек живет под водой

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
27.10.2023
Размер:
35.63 Mб
Скачать

Эксперимент «Тексас Тектайт» должен был начаться в конце 1972 — начале 1973 г. Власти штата Техас выделили на его проведение 500 тысяч долларов, остальныесредства поступят от заинтересованных организаций.

Глава 5. К ГРАНИЦАМ ШЕЛЬФА

Заканчивались шестидесятые годы. Освоение азотно-кислородного диапазона шло своим чередом. Прокатилась и почти сошла на нет волна любительских и полулюбительских подводных экспе­ риментов. Набрали силу новые мелководные программы и среди них прежде всего западногерманская «Гель­ голанд» и американская «Тектайт». Но уверенность в том, что человек сможет жить и плодотворно тру­ диться на глубинах, измеряемых не только десятками, но и сотнями метров, не давала покоя исследователям. Не хотели останавливаться на достигнутом рубеже и военно-морские силы США.

Безудержное стремление вглубь — это качество с мо­ мента успешного завершения эксперимента «Силаб-2» стало главной отличительной чертой программы аме­ риканского флота. Но на сей раз чувство меры изме­ нило руководителям «Силаба», и ее третий этап успехом не увенчался.

НЕУДАЧА «СИЛАБА-3»

Еще не поставив последнюю точку в многочислен­ ных отчетах по выполненным в ходе «Силаба-2» опы­ там, участники программы развернули интенсивную подготовку к новому эксперименту. Окрыленная побе­ дой, администрация флота принялась усиленно форси­ ровать работы, странным образом сочетая большой раз­ мах операций и значительные вложенные средства

сторопливостью и волевыми решениями, приведшими

вконце концов программу «Силаб» к краху. Однако в 1965 г. ничто не предвещало такого финала.

Объявленный срок начала нового эксперимента —

160

октябрь 1966 г. — на первых порах казался достаточно реальным. Не вызывала особых сомнений н намечен­ ная глубина — 120 м, хотя и превосходившая вдвое уже освоенную. К тому времени и Кусто, и Линк совершили уже рывки вглубь: после домика-ракеты на 25 м желто-черный клетчатый шар «Преконтннента-З» благополучно побывал на стометровой глубине, а ре­ корд Джона Линдберга и Роберта Стенюи (132 м) после «Силаба-3» так и остался бы рекордом.

Но время шло гораздо быстрее, чем хотелось бы руководителям «Силаба». Вскоре стало ясно, что г концу 1966 г. не успеть сделать и половины того, что было необходимо для успеха третьего опыта. А необ­ ходимо было очень многое.

Надо было разработать программу эксперимента и в соответствии с этим подобрать и основательно подготовить ее исполнителей — глубина 120 м требо­ вала большого уважения! Но ключевым вопросом, как и следовало ожидать, оказалась подготовка мате­ риальной части подводной лаборатории, средств над­ водного обеспечения, глубоководного водолазного сна­ ряжения. В распоряжении ВМС было хорошо заре­ комендовавшее себя подводное жилище «Силаб-2» с кор­ пусом, рассчитанным, однако, па глубину постановки лишь 60 м. Наиболее правильное решение — разрабо­ тать и изготовить новую конструкцию с рабочей глу­ биной, соответствующей предполагаемой глубине про­ ведения эксперимента, — показалось администрации флота неприемлемым. Главное — любой ценой вы­ играть время. И вот принято решение: в опыте «Сплаб-3» использовать старую лабораторию, произведя необхо­ димые доработки и улучшения и существенно се пере­ оснастив. В качестве плавбазы должно было послужить вновь оборудованное судно обеспечения «Элк Ривер». Водолазное снаряжение тоже не лежало еще на скла­ дах: над его доведением и приспособлением к условиям подводного дома нужно было основательно потру­ диться.

Вполне естественно, что выполнить обширный план подготовки оборудования и участников эксперимента всего за один год оказалось невозможно, и сроки

начала

«Силаба-3» стали неудержимо отодвигаться.

Но ...

одновременно стали расти и аппетиты командова-

6

II. Л. Боровиков

161

ния ВМС. Намеченная ранее глубина стала казаться недостаточной, и поэтому было решено погрузить на 120 м лишь первый из пяти запланированных экипажей, а затем, если все будет в порядке, переставить лабора­ торию на 180 м и продолжить эксперимент. Вскоре и это показалось недостаточным: в конце 1967 г. при­ нимается решение провести опыт на глубине 180 м в полном объеме. Само собой разумеется, что с «ростом» глубины неизбежно отодвигались и сроки начала экспе­ римента — объем и серьезность подготовки возрастали в соответствующей пропорции.

Неизвестно, как бы развивались события дальше, если бы в этот неудержимый процесс не вмешался президент США. В утвержденном им плане-графике значилось: глубина постановки — 183 м, дата начала эксперимента «Силаб-3» — 17 октября 1968 г. Как оказалось, этот срок был близок к реальному.

Предполагалось, что «Силаб-3» даст много новой цепной информации в нескольких областях, ставших уже традиционными для этой программы. Пять эки­ пажей акванавтов по восемь человек в каждом, сменяя друг друга через 12 суток, должны были выполнить медико-биологические исследования, провести океаноло­ гические наблюдения, испытать новое глубоководное снаряжение и оборудование, отработать методы прове­ дения подводно-технических и аварийно-спасательных работ.

Акванавтам предстояло оборудовать на дне гидро­ физический полигон. Непосредственно на грунте наме­ чалось установить индикаторы приливных волн, тер­ мографы, датчики солености, приборы для измерения турбулентности воды в придонных слоях, измерители лучистой энергии. Кроме этого, на дне водружалась мачта, увешанная на разных уровнях многочисленными датчиками скорости и направления течения и темпе­ ратуры. Запись показаний приборов должна была производиться автоматически каждые две минуты.

В число работ по морской геологии входили иссле­ дования процессов осадконакопления, переноса мате­ риала, слагающего грунт, а также изучение микро- и мезоструктуры дна.

Отличались разнообразием запланированные опыты по биологии моря. Акванавтам предстояло изучать

162

образ жизни лангустов, провести эксперименты по привлечению рыб светом, исследовать люминесценцию живых организмов, попытаться отождествлять звуки, издаваемые обитателями моря. Полноправными участ­ никами программы должны были стать два дельфина и два морских льва: на них возлагались обязанности почтальонов и «мальчиков на побегушках». Дрессиро­ ванные животные должны были продемонстрировать также свое умение отыскивать и спасать «заблудив­ шегося» акванавта.

Технический персонал программы намеревался про­ вести дополнительные исследования искажения голоса водолаза в гелиокислородной сильно сжатой среде; предполагалось оценить эффективность новых подвод­ ных переговорных систем с коррекцией речи. Выпол­ няя задания за бортом лаборатории, акванавты должны были одновременно испытать гидрокомбинезоны с при­ нудительным обогревом. Конструкторов подводного дома интересовали эксплуатационные свойства систем и элементов лаборатории, их надежность: экипаж должен был, например, оценить, удобно ли в обраще­ нии оборудование для хранения, приготовления и приема пищи, насколько трудоемки в обслуживании

такие системы,

как система регулирования давления

и регенерации

атмосферы, хорошо ли сделаны люки

и иллюминаторы и другие элементы корпуса, удачно ли спроектировано освещение внутреннего пространства отсеков и прилегающей к дому акватории.

В задания входили строительные работы на морском дне. Помимо разбивки научного полигона и установки океанологической мачты, акванавтам предстояло воз­ вести в районе лаборатории цилиндрическое укрытие диаметром около 3 м и такой же высотой, смонтировав его из трех заготовленных заранее секций. Это укрытие, оборудованное светильниками и прочими необходимыми вещами, должно было послужить в качестве мастерской и склада материалов. Важную часть технической про­ граммы составляли натурные испытания подводного инструмента: взрывного тросоруба, электрокислородного резака, ручных электродрелей, гайковертов и т. п. Акванавтам предстояло оценить и такие новшества, как, например, химическое средство «осветления» мут­ ной воды.

6*

16 3

И конечно же, сами люди — члены экипажей «Си- лаба-3» должны были стать объектом пристального изу­ чения. Медико-биологическая часть программы опыта предусматривала всесторонние исследования факто­ ров, влияющих на самочувствие и трудоспособность человека в экстремальных условиях подводного мира. Например, предполагалось регистрировать параметры, характеризующие сердечную деятельность и тепловой баланс организма акванавтов, находящихся как в сте­ нах лаборатории, так и за ее пределами, при различной температуре среды и разной нагрузке — от максималь­ ного физического напряжения до отдыха и сна. Важно было увязать эти данные с климатическими параметрами гелиокислородной атмосферы в доме и с эффективностью обогревающего водолазного снаряжения.

Медики намеревались изучать физическую и ум­ ственную работоспособность акванавтов, их память, способность к координированным движениям. Большое внимание уделялось вопросам развития взаимоотно­ шений отдельной личности и коллектива акванавтов,

подводного

экипажа и

персонала

наземных служб.

В целом

программа

будущего

эксперимента была

весьма насыщенной, разносторонней и очень интерес­ ной. В соответствии с разработанным подробнейшим планом каждый экипаж имел свою «специализацию».

На первый экипаж возлагалась задача проконтро­ лировать установку подводной лаборатории на дно, произвести проверку всех ее систем и ввести их в ра­ бочий режим. Значительную долю рабочего времени этого, но существу испытательного, экипажа должны были занять медико-физиологические исследования. Отработка аварийно-спасательных операций и опробо­ вание специального инструмента поручались второй группе акванавтов. В числе прочих заданий было укрепление грузоподъемных понтонов на бетонных массивах и стальных «затонувших» конструкциях, заранее уложенных на грунт. Третий экипаж — «строи­ тельный» — должен был возвести близ лаборатории склад-убежище и продолжить испытания различных приспособлений и инструмента. Перед оставшимися двумя экипажами была поставлена цель выполнить весь комплекс океанологических исследований. Кроме того, четвертая группа должна была испытать ультра­

1 0 4

звуковое поисковое оборудование, а на последний

экипаж

возлагалась задача подготовить подводный

дом к

эвакуации.

В отличие от свободного творческого распорядка дня исследователей «Тектайта» и экипажей многих других подводных лабораторий и рабочее, и личное время акванавтов «Силаба-3» было заранее расписано но часам и минутам. Руководители эксперимента, пожалуй, не без основания считали, что только так удастся выполнить в полном объеме весь чрезвычайно большой круг запланированных заданий. Задолго до начала работ был составлен «сценарий» эксперимента, в котором нашел отражение чуть ли не каждый шаг акванавта каждого экипажа. В этом документе было зафиксировано время начала и окончания всех рабо­ чих и бытовых эпизодов (будь то выход в воду, вахта связи или, скажем, завтрак) и имена акванавтов, участвующих в эпизодах. Там же содержались сведения об оборудовании, аппаратуре и инструменте, которые следовало бы использовать в работе акванавтам, име­ лась ссылка на соответствующие пункты инструкций и правил, наконец, было приведено пооперационное описание выполняемых действий — своего рода «тех­ нология» каждого эпизода.

«Сценарий» был отпечатан и распространен среди участников эксперимента. Однако по мере приближе­ ния начала опыта становилось все более ясно, что он нуждается в постоянной корректировке: часть пунктоз исключалась, добавлялись новые работы, видоизме­ нялись и перетасовывались отдельные задания, заме­ нялись их исполнители. Поэтому с целью оперативного внесения исправлений в разработанный план была составлена программа автоматизированной коррекции «сценария» с использованием электронной вычисли­ тельной машины.

Полная переработка «сценария» объемом около 300 страниц машинописного текста занимала не более 20 с. С помощью ЭВМ по желанию можно было полу­ чить в виде отпечатанного текста план на любой день или на весь эксперимент. Все устройство смонтировали в двух блоках и установили на борту судна обеспече­ ния «Элк Ривер», с тем чтобы руководители опыта имели возможность оперативно корректировать «сце­

*165

нарий» не. только до начала опыта, но и в ходе экспе­ римента «Силаб-3».

Обширные замыслы предстояло воплотить в жизнь сорока акванавтам — водолазам военно-морских сил, научно-исследовательских организаций, промышленных фирм США. Задолго до намеченного срока погружения лаборатории началась интенсивная подготовка группы кандидатов в акванавты и водолазов обеспечения общей численностью 54 человека.

Организаторы эксперимента серьезно отнеслись к на­ бору, обучению и тренировке будущих участников подводных работ. ВМС США разработали специальное положение о присвоении водолазам квалификации «акванавт». Человек, претендующий на это звание, должен был, в частности, доказать свое умение «. . . жить и работать на больших глубинах длительное время; обслуживать оборудование и системы подвод­ ных лабораторий; эксплуатировать глубоководное во­ долазное снаряжение; производить подъекл громоздких объектов со дна в пределах континентального шельфа, управляя специальными грузоподъемными средствами»,

и кроме того, он

должен был «. . . иметь

познания

в биологии моря

и общей океанографии».

Впервые

вистории программы «Силаб» кандидатам в экипаж предъявили требование обладать квалификацией водо­ лаза первого класса. Эта квалификация могла быть присвоена лишь после прохождения полугодичных курсов в Учебном центре ВМС в Вашингтоне.

Впрограмму обучения входило освоение вентили­ руемого воздушного и инжекторного гелиокислородного снаряжения. Практические спуски выполнялись

ввесьма мутной воде реки Анакостия: курсанты сты­ ковали трубы большого диаметра с фланцевыми соеди­ нениями, прикрепляли тросы к уложенным на дно крупногабаритным грузам, промывали в грунте тун­ нели и траншеи, резали трубы — и все это при нулевой видимости. В Центре курсантов научили проводить работы по спасению экипажей затонувших подводных лодок и пользоваться спасательным колоколом. Окон­ чив курсы, кандидаты в акванавты получили право выполнять подводные работы в аппаратах на сжатом воздухе на глубинах до 40 м, в вентилируемом воздуш­

166

физических упражнений на развитие силы и координа­ ции и ежедневно бегали кроссовую дистанцию 5 миль.

До начала морского эксперимента десяти канди­ датам в акванавты удалось пожить на 183-метровой «глубине»: в соответствии с планом подготовки они провели «погружение» с насыщением в гидрокомпрессионпом комплексе Экспериментального водолазного центра в Вашингтоне. Другие члены группы — всего 31 человек — жили в барокамере на «глубине» 137 м и «погружались» на 183 м, оставаясь там в течение одного часа.

Наконец наступил последний этап обучения. Аква­ навтам предстояло досконально изучить свое будущее подводное жилище, познакомиться с устройством и обслуживанием всех его систем и агрегатов. Оборудова­ ние судна обеспечения «Элк Ривер» также стало объек­ том их внимания. Акванавтам «представили» их буду­ щих коллег —дрессированных дельфинов и морских львов. Среди/них был и старый знакомый — ветеран эксперимента «Силаб-2» знаменитый дельфин Таффи.

Полный курс обучения длился около года. Если учесть, что все кандидаты в акванавты еще до начала занятий имели водолазный стаж не менее двух лет, следует признать, что группа будущих членов экипа­ жей «Силаба-3» была подготовлена к работе весьма основательно (хотя, как выяснилось впоследствии, в учебной программе были некоторые упущения).

Уделяя большое внимание разработке программы опыта и обучению ее исполнителей, руководство «Силаба» не забывало о главном—-подготовке материальной части. Как уже говорилось, основной элемент техни­ ческого комплекса — подводный дом изготавливался па основе старого корпуса уже побывавшей на морском дне лаборатории. Участники второго эксперимента жаловались на перенаселенность своего жилища, и их мнение было принято во внимание. Численность эки­ пажа «Силаба-3» уменьшили с 10 до 8 человек, а вну­ тренний объем дома существенно увеличили, пристроив к корпусу два новых отсека и ликвидировав две бал­ ластные цистерны.

Общий принцип размещения оборудования внутри старого корпуса изменился незначительно. Из спаль­ ной зоны убрали две койки, расположенные вдоль

168

Схематический разрез подводной лаборатории «Силаб-3». К старому корпусу лаборатории «Силаб-2» были пристроены два вспомога­ тельных отсека и балластный блок-якорь: а — план; б — про­

 

 

 

дольный

разрез.

 

 

 

 

1 — водонагреватель; 2 — иллюминатор; 3

— кресла;

4 — электрораспре­

делительный

щит;

5, 21 — холодильник;

в — туалет;

7,

19 — спальная

зона;

8 — трехконфорочная

инфракрасная

электропечь;

9 — раковины

моек; 10— лабораторные столы; 11 — блок

очистки

дыхательной

смеси;

12 — душ;

13 — стиральная машина

и сушилка; 14 — антресоль;

15 —■

лабораторная зона;

16 — балластный

танк

1; 17 — верхний входной

люк;

18 «—балластный танк

Л’с 2; 20 — гардероб;

22

— наблюдательная

камера; 23 — люк; 24 — балластный танк № 3; 25 — входной люк; 26

стеллажи для хранения водолазного снаряжения; 27 — теплоизоляция; 28 — место установки ТВ-камеры.

торцевой переборки, была расширена лабораторная зона за счет передачи водолазного снаряжения в один из дополнительных отсеков. Но при взгляде снаружи в очертаниях нового подводного дома лишь с некоторым трудом можно было угадать контуры его предшествен­ ника.

1бЭ

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ