Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
16
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
52.74 Кб
Скачать

Власть глобального гражданского общества

Мета-власть глобального гражданского общества основана также на признании веса и значения прав человека в противовес мнимой самоочевидности национального государства, в соответствии с которой государства могут делать на подвластной им территории все, что им заблагорассудится. Политика в области прав человека также открывает арсенал стратегий для подспудной революционизации международной системы. Если на уровне мировой экономики отказ от возможных инвестиций в значительной мере обнаруживает относительность суверенитета государств, признанных в рамках международного права, или существенно затрудняет его реализацию, то в данном случае нормативное, правовое и политическое продвижение к реализации статуса «гражданина мира» отодвигает на второй план независимость национального государства. Требование о соблюдении прав человека позволяет не только неправительственным организациям (NGO), но и группе государств, активно защищающих права человека, поверх границ оказывать влияние на соотношение между авторитетом и легитимацией власти внутри других государств. Иными словами: сфера влияния сотрудничающих друг с другом космополитических государств стремительно растет. Режим соблюдения прав человека превращает раздробленный на национальные государства мир в лишенное границ властное пространство «всемирной внутренней политики» (Карл-Фридрих фон Вайцзеккер), в котором «чужие» государства, а также неправительственные организации могут вмешиваться во «внутреннюю политику» других стран и изменять их властные структуры и основы легитимации власти. Это удается, в частности, тогда, когда режим соблюдения прав человека и соответствующие региональные конвенции способствуют активизации внутренних групп сопротивления, ориентированных на космополитические ценности, или же когда политику в сфере прав человека увязывают с экономическими или военными санкциями.

Права человека как властный ресурс

В этом смысле язык прав человека позволяет вести в высшей мере легитимную и авторитетную дискуссию о сущности власти, которая, с одной стороны, дает возможность угнетенным и ущемленным группам заявить о своих правах и (возможно) добиться их реализации внутри страны при внешней поддержке со стороны мировой общественности; с другой стороны, во всем мире правительствам и неправительственные организации предоставляется стабильное и принципиальное право на участие в обсуждении и решении этих проблем.

В этой связи центральное место занимает различие между истинным и ложным космополитизмом. То, что возможна ложная космополитизация, то есть использование инструментов глобальной реализации прав человека для обеспечения национальной миссии со стороны единственной оставшейся мировой державы, то есть Соединенных Штатов Америки   не вызывает сомнений. Напротив, большинство правительств Европейского Союза занимаются скорее истинной космополитизацией, то есть политикой реализации прав человека в смысле обязательной постановки международных отношений на правовую основу, которая постепенно изменяет параметры национальной властной политики в направлении космополитического режима «внутренней политики граждан мира».

Сегодня ориентированные на космополитизм государства Запада располагают всеми козырями и возможностями, чтобы в полной мере использовать новый властный ресурс под названием «права человека»: темы глобального гражданского общества предоставляют сообществу западных государств, действующему по всему миру, идеологическое оружие для всемирно-экономических и военных «крестовых походов». Это новое сочетание гуманитарной самоотверженности и имперской логики силы находит свое выражение, в частности, в «гуманитарных интервенциях», которые проложили дорогу чрезвычайно двусмысленному «военному гуманизму» (включая соответствующее оснащение и переориентацию национально-транснациональных вооруженных сил, призванных выполнять эту задачу).

Соседние файлы в папке Часть 1