Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
а вопросы оп.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
444.32 Кб
Скачать
  1. Эволюция нервной системы и психики животных.

Психика и эволюция нервной системы

Если бы среда обитания живых субъектов была повсюду одинаковой, то земля была бы населена одним видом живых организмов. В действительности среда обитания разнообразна – это вызвало дифференциацию живой материи, землю населяет больше миллиона различных видов животных. На Земле существуют различные физические изменения: годовые циклы погоды, смена дня и ночи, смена температуры и т. д. Всё живое приспосабливается к существующим условиям среды при помощи развившихся рецепторов.

Например, зрительный рецептор развивался у животных в связи с приспособлением к отражению рассеянного света солнца.

  1. У одноклеточных, так же как и у простейших многоклеточных, кишечно-полостных можно наблюдать лишь общую реакцию на свет – фототропизм. У земляного червя в эпидермии имеются светочувствительные клетки, которые способны отличать наличие или отсутствие света.

  2. У моллюска “блюдце” уже встречаются группы светочув­ствительных клеток, как бы выстилающие мешок, погруженный в его тело. Такое устройство органа зрения позволяет животному улавливать не только присутствие или отсутствие света, но и то, с какой стороны падает свет.

  3. У насекомых устройство глаз позволяет видеть форму мелких предметов.

  4. У большинства позвоночных животных глаз имеет светопреломляющую линзу (хрусталик), при помощи которой возможно видеть очертания предмета.

Развитие рецепторов сочетается с развитием определенного типа нервной системы.

Уровень развития органов чувств и нервной системы определяет уровень и формы психического отражения.

У живых организмов, стоящих на низшей ступени развития (кишечно-полостные) нервная система представляет собой систему, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система.

Животные с сетевидной нервной системой реагируют тропизмами (греч. поворот, направление). Временные связи (нервные связи) у них образуются с трудом и плохо сохраняются.

На следующей стадии развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии). Узловая, или ганглиозная нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений, так как чувствующие нервные клетки находятся вблизи от раздражителей, что меняет качество анализа полученных раздражений. Наиболее примитивная ганглиозная нервная система у червей, у них сегментные ганглии по своим отражательным возможностям однородны и поэтому не позволяют осуществлять более тонкое отражение. Головной ганглий, представляющий собой соединение неоднородных по функциям и связям нервных клеток, получает и перерабатывает более разнообразные раздражения.

Усложнение узловой нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных – насекомых. В каждой части тела ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной центр. Нервная система насекомых связывается со средой с помощью тонко организованных рецепторов, которые несут сигнальную функцию. Они отражают воздействие внешней среды, используя врожденные и приобретенные в индивидуальном опыте рефлексы. Врожденные рефлексы преобладают.

Высший тип нервной системы – трубчатая нервная система. Она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг – центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения.

У животных возникают и совершенствуются появившиеся на более низкой ступени эволюции психические функции (ощущение, восприятие, память, мышление). Чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика.

Особое значение в эволюции позвоночных имеет развитие головного мозга.

В головном мозгу образуются локализованные центры, представляющие разные функции. Эти центры взаимосвязаны через специальные нервные образования – ассоционные зоны. Чем выше организовано животное, тем совершеннее эти зоны. Животные, обладающие центральной нервной системой, наиболее адекватно отражают воздействие среды.

Эволюция психики идет не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные самых различных уровней отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения.

Среда не есть нечто постоянное, как и всякая материя, она эволюционирует. К эволюционирующей среде приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Изменение среды может воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

Сущность различий психики животных и человека

Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Язык” животных отличается от “языка” человека.

Животное может лишь подать сигнал своим собраться по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией. Человек с помощью “языка” информирует других людей о прошлом, настоящем, будущем, может передавать им специальный опыт. Язык человеку дает возможность отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в “языке” животных и человека определяет различие и в мышлении, так как чуждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспертами было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление (обезьяны). Абстрактные способы мышления у обезьян не наблюдал ни один исследователь.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвидеть последствия.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность же человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации.

Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости – сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия.

Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Например, обезьяна пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода с дерева, но через какое-то время она может изгрызть ее.

Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.

Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудиями сообща с другими людьми, заимствует опыт, используя орудия у одних и передавая его другим.

Третье отличие – в чувствах.

Человек как высшее животное не остается “равнодушным” к происходящему вокруг. Приметы и явления действительности могут вызвать у животных и человека положительные или отрицательные эмоции. Но только человек может сопереживать горю и порадоваться с другим человеком, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое отличие психики человека от животных заключается в условиях их развития.

Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, а развитие человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития.

Животное и человек имеют опыт, накопленный в виде интенсивных действий на определенного вида раздражитель. Они приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь.

Только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Общественные отношения людей изменили биологические потребности и породили новые. С развитием предметов труда родилась и потребность в них. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мира.

  1. Условия возникновения и специфические особенности психики человека.

  2. Мозг человека.

20. Проблема соотношения психики и мозга Мозг и психика. Проблема локализации психических функций. Изучение работы мозга, как органа психической деятельности, по мнению отечественного нейропсихолога А.Р. Лурия (1973), основывается на результатах использования трех методических процедур: сравнительных анатомических исследований, данных физиологического метода раздражения отдельных участков мозга или их разрушения, а при исследовании функциональной организации мозга человека — клинических наблюдений над изменениями поведения больных с локальными поражениями мозга (при травмах, опухолях и др. заболеваниях). В современном естествознании доминирующей является теория нейропсихизма, согласно которой психика есть только у существ, обладающих нервной системой. Эволюция позвоночных животных на земле шла по линии усложнения строения и функционирования у них головного мозга. Увеличение относительного веса мозга на отдельных ступенях эволюции наглядно демонстрируется с помощью индекса Я.Я. Рогинского (отношение квадрата веса мозга к весу тела): у полуобезьян он составляет 0,13-1,37; у низших обезьян — 0,56-2,22; у человекообразных обезьян — 2,03-7,35; у дельфина — 6,72; у слона — 9,62; у человека — 32,0. Эти цифры показывают, насколько большое место занимает мозг человека в системе его тела, а значит и в организации поведения. Важно отметить, что увеличение объема и веса мозга связано не с ростом наиболее древних, стволовых отделов, а с развитием больших полушарий. У человека наибольшее развитие получила кора полушарий, причем наиболее интенсивно формировались новые области коры (неокортекс), которые у низших млекопитающих лишь едва намечены. Древние области коры — палеокортекс (образования коры, еще не отделенные от подкорковых образований), архикортекс (образования двухслойной древней коры, входящей в систему "обонятельного мозга") и межуточная кора (образования, носящие переходный характер между новыми и старыми отделами) у человека составляют лишь незначительную часть коры. Мозг человека можно определить как высокоорганизованное многоуровневое полисистемное и полифункциональное образование со множеством взаимодействующих локальных и общецеребральных элементов. Общий контроль, координацию и регуляцию режимов работы мозга осуществляет система интрацентральной регуляции, включающая различные необходимые механизмы и системы мозга, благодаря чему достигается согласованность работы мозга и обеспечивается в конечном итоге целостная церебральная и психическая деятельность. Локализация высших психических функций — теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа, Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма. Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций, разработанной Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью. Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья, которые могут быть достаточно динамичными и взаимозаменяемыми. Каждое звено этой системы связано с определенной мозговой структурой, при этом у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций. При нейропсихологических поражениях этих звеньев происходит возникновение определенных сочетаний нарушений психических функций, которые объединяются в определенные нейропсихологические синдромы.

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики

В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.

Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением.

Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно считать, что у них есть психика.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражи­мость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать).

Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

“Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект.

Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента.

Раздражимость субъективного аспекта не имеет.

Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке.

Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока.

В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта.

1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма.

2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции.

А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его.

Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что она является средством приспособления животных к окружающей среде.

Прямых доказательств развития психики нет, поэтому рассмотрим отдельные вопросы ее развития.

Ни одно ныне живущее животное, даже самое примитивное, не может рассматриваться как прародитель более высокоорганизованных животных.

“Выстраивая” современных животных в последовательности усложнения психики и поведения, нельзя получить реального филогенетического ряда. Однако главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены. В качестве основных отмечаются следующие:

  1. 1)  усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

  2. 2)  совершенствование способности к индивидуальному научению;

  3. 3)  усложнение форм психического отражения.