Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Гидротехники10. Древняя Русь.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
15.02.2015
Размер:
8.04 Mб
Скачать

Вот так поморские кочи выжимало льдом

Поморский коч ледового класса

Коч поморский

Кочмара

Построенный в 1987 году при содействии завода «Авангард» коч «Помор» стал первой в СССР реконструкцией воссозданного облика крестьянского судна, на котором русские люди обживали побережье Северного Ледовитого океана

Поморская лодья

Лодья поморская

Древнерусская лодья «Любовь».

В 1990 году были успешно спущены на воду три лодьи – «Вера», «Надежда», «Любовь»

Карбас

Поморский карбас

Раньшина – парусно-гребное промысловое судно северных славян

Осиновка – небольшое судно поморов

  • Ёла строится из тонких пилёных досок на железных заклепках и бывает трёх размеров, в зависимости от этого поднимает 60–450 пудов груза, она обслуживается 3–4 человеками. Малые ёлы не имеют каютки и снабжены одним четырехугольным (формы трапеции) парусом, средние же ёлы (отрины) и большие ёлы (фембурины) имеют нередко по две мачты и косое вооружение и каюты с чугункой. Ёла отличается хорошими морскими качествами, но она мало прочна вследствие легкой постройки.

  •  Осиновка – небольшое судно поморов, выдолбленное из ствола осины с набоинами по бортам. Длина равнялась 5 – 7 м; высота борта – 0,5 – 0,8 м; осадка – 0,3 м. Могло принять на борт груз до 350 кг. Имело от 2 до 4 пар весел, иногда оснащалось мачтой. На изготовление такого судна уходило в среднем от 3 до 5 лет. Ледовый пояс устанавливался для более удобного передвижения судна по льду.

  •    Карбас (греч. karabos) – парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера северных славян-поморов. Длина судна колебалась от 8,5 до 12 м, ширина – 1,5 – 3 м, осадка – 0,5 – 0,8 м. Использовались в основном на Белом море в XII-XIX веках. При Петре I использовались в составе шхерного флота на Балтийском море для перевозки грузов и десантов. Карбас вмещал до 70 человек. Как правило, имел одну мачту, но строились и 2-х мачтовые карбасы. Помимо парусного шпринтового вооружения имел 3-6 пар весел. На подобных судах поморы совершали длительные плавания по Белому и Баренцеву морям, достигали Новой Земли. Поморские карбасы были палубные и беспалубные, по обеим сторонам на днище параллельно килю крепились полозья, с помощью которых судно легко передвигалось по льду.

  • Помимо этого были раньшины – суда, выходящие раньше других, то есть, не дожидаясь полного освобождения вод ото льда, обычно – извозные суда для доставки рыбы до прибытия лодей в целях более выгодной её продажи на архангельском рынке, и «суда-сани», преодолевающие и разводья и льды. Раньшина (раншина, рончина, роншина) – парусно-гребное промысловое судно. Имело 2-3 мачты. Грузоподъемность – 20-70 тонн. Использовалось в период XI – XIX веков с целью промысла рыбы и морского зверя в тяжелых ледовых условиях. Судно имело яйцевидную форму подводной части корпуса. При сжатии льдов оно выдавливалось на поверхность. Для сообщения с берегом во время стоянки на якоре на борту раньшины имелась лодка-осиновка.

Для прибрежного лова использовались также листер-боты (по имени Норвежского мыса Листер) длиной 10–15 м, шириной 3,5–4,5 м.

В конце XVII века благодаря морякам Север стал самой близкой к европейской культуре частью России. «Морские ворота» Архангельска – Соломбала стала главным российским опытом создания международного морского порта с собственной судостроительной верфью по типу голландского города Амстердама – морской столицы Европы того времени.

Одновременно с восточными, новоземельскими берегами Баренцева моря осуществлялись исследования северо-западного его сектора, где располагается архипелаг Шпицберген – настоящий оазис Северного Ледовитого океана. Официально принято положение о том, что Шпицберген открыли голландцы в экспедиции 1594-1597 годы. Русские поморы знали эти далекие земли и называли Грумантом, жители Скандинавии – Свальбардом (Холодный край, барьер, берег). Россияне впервые появились на Шпицбергене за несколько десятилетий до первого посещения архипелага Виллемом Баренцем, во второй половине XVI века.

На Шпицбергене русские охочие люди промышляли морского зверя, белух, добывали пушнину и моржовые клыки, белый медведь тоже мог стать достойной добычей. Северные мореходы с не меньшим, чем к Матке-Новой Земле, уважением относились к Груманту-батюшке, и давали в своих песнях исчерпывающие и образные характеристики его: «Остров Груман – он страшон, он горами обвышон, кругом льдами обнесён и зверями устрашон... На тебе нам жить опасно, не пришла бы смерть напрасно».