Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бобровский Функц.основы.docx
Скачиваний:
267
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
10.07 Mб
Скачать
  1. Смены типов выразительности

Движение экспрессивно-драматургических функций создает множество возможных вариантов в соотноше­ниях моментов времени. Наряду с их устойчивостью, относительной долговременностью действия внутри произведения постоянно возникают наплывы, образую­щие «полифоничность» одновременно сосуществующих (порой и противоположных) эмоций, их борьбу и не­прерывные взаимопереходы. В результате линии дра­матургического развития обогащаются сменами внут­реннего содержания, не передаваемыми с помощью графических аналогий. Чрезвычайно широки возмож­ности, заключенные в принципе самодвижения, при котором одно воплощаемое в музыке состояние в своем внутреннем развитии переходит в иные состояния, отличные от исходного. Отличие это может доходить до контраста.

Наплывы контрастирующей выразительности в пре­делах одной темы особенно рельефны. (Один из образ­цов такого рода «драматургической модуляции» приво­дится в четвертой главе на с. 122—123.)

При всей неисчислимости экспрессивно-драматурги­ческих функций они способны объединяться в целост­ные множества на основе эстетических категорий лири­ческого, драматического, жанрово-бытового, эпиче­ского, комического и т. д. Эти целостные множества в зависимости от отношения индивидуального сознания к объекту воплощения в свою очередь образуют два самых объемных и обобщенных типа выразитель­ности — личностно-субъективный и внеличностно-объективный. Их смены создают две драматургические тенденции, одна из которых направлена от личност­ного начала к внеличностному, другая же — от вне-личностного к личностному. Обе эти тенденции, однако, взаимно действуют друг на друга, и чаще можно на­блюдать лишь преобладание одной из них. Однако при некоторой условности предлагаемой классификации они важны. Так, например, можно отметить, что первая тен­денция господствует в драматургии сонатного цикла. Влияние второй особенно заметно в балладах Шопена, где сквозное развитие устремлено от эпико-лирической завязки к драматической или, более того, трагической развязке.

70

Существо балладной драматургии12 заключается в особой фор­ме сквозного развития, по ходу которого усиливается изначально заложенный в произведении образный контраст. При этом развитие темы, воплощающей светлую лирику, направлено, казалось бы, к своему триумфу, но возникающий в генеральной кульминации вне­запный и решительный перелом действия приводит к торжеству трагического начала, что соответствует моменту катастрофы в скрытом сюжете баллады. Здесь начинает действовать синтетическое («сюжетное») время музыки. Под знаком той же катастрофы про­ходит и кода, образующая притом последнее звено трехкомпонент­ного синтетического ритма (см. третью главу). Такая драматургия наблюдается в Первой, Второй, Четвертой балладах, Третьем скер­цо Шопена (а также в балладе Грига). Один из лучших интерпре­таторов Шопена, Г. Нейгауз писал: «Вспомним хотя бы силу раз­ворота трагического повествования в трех минорных балладах с их катастрофами в конце! Разве это не целые драмы?»13.

Существует и другой вариант балладной драматургии, при ко­тором сквозное развитие лишь одной лирико-драматической темы приводит к бурной динамической вспышке в репризе и коде. В их пределах возникает генеральная кульминация, венчающая собой все произведение. Такая драматургия наблюдается, например, в мазур­ках Шопена ор. 50 № 3 и ор. 59 № 3.

Возможен и принципиально иной, но более редкий — «обращен­ный» вариант балладной драматургии, где кульминация связана с апофеозом светлого начала (Третья баллада Шопена).

Во всех случаях действует та же драматургическая модель: напряженное развитие образного тезиса ведет к наступающему в репризно-кодовом разделе формы решительному перелому (своего рода критической точке), что приводит к кульминации, фиксирую­щей одно из двух противоположных выразительных начал.

Нарастание напряжения связано с ускорением темпа развития, сжатием музыкального времени, с действием принципа перерастания в разработочность. Завершение на кульминации создает рельеф «полуволны». Элементы балладной драматургии могут совмещаться с другими видами драматургии.