Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пример статистики и описания исследования.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
123.9 Кб
Скачать

2.3 Валеологический аспект стиля жизни

СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основы системы взглядов и поведения, которая бы способствовала сохранению и укреплению здоровья слепых и слабовидящих и базировалась на гигиенических нормах, требованиях и правилах, закладываются в детстве, и потому важное значение для реабилитационной тифлопедагогики приобретают валеологическое изучение и оценка стиля жизни школьников с нарушением зрения.

Этому и был посвящен специальный констатирующий эксперимент, в рамках которого проблема стиля жизни слепых и слабовидящих учащихся рассматривалась в ракурсе их приобщенности к табакокурению. Подобный выбор содержания эксперимента мотивировался тем, что курение выступает как один из ведущих факторов риска нарушения здоровья, причем медицинская «составляющая» этого феномена отнюдь не исчерпывает всей его сложности.

Эксперимент, в основу которого был положен метод анкетирования, проводился в сравнительном плане и охватил 100 учащихся 6 - 12 классов Санкт-Петербургской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота (в том числе 50 слепых и 50 слабовидящих учащихся) и 46 нормально видящих школьников - учащихся 6 - 11 классов школы № 507 г. Санкт-Петербурга.

Обработка материалов анкетирования велась двояким образом.

В тех случаях, когда респонденту задавался вопрос, допускавший выбор только какого-либо одного из предложенных вариантов ответа, в основу анализа клались процентные показатели, характеризующие – в долевом измерении – количество участников обследования, занимающих те или иные позиции по этому вопросу.

Если же анкетируемый мог использовать сразу несколько представленных вариантов ответа, применялись своего рода рейтинговые показатели, отражающие относительную значимость каждого из вариантов. Рейтинг высчитывался путем деления суммарного количества случаев востребования данного варианта ответа на общее количество слепых и слабовидящих учащихся, участвовавших в анкетировании. Тем самым, величина рейтингового показателя могла колебаться в границах от 0 до 1 балла.

Валеологическая оценка стиля жизни школьников с нарушением зрения в аспекте их приобщенности к табакокурению предполагала прежде всего уяснение сравнительных масштабов распространенности среди них данной вредной привычки.

Что касается активного курения, т.е. курения в буквальном его смысле, то в своем пристрастии к нему, отвечая на посвященные этому вопросы анкеты, признались 41,0% охваченных обследованием слепых и слвабовидящих учащихся (41 чел.), причем в их число входят и мальчики, и девочки. Кроме того, еще 17,0% школьников с нарушением зрения (17 чел.), - и опять-таки не только мальчики, но и девочки, - сообщили, что сейчас не курят, однако курили раньше.

Между тем, хотя среди нормально видящих учащихся тоже обнаруживается весьма существенное количество и мальчиков, и девочек, имеющих опыт курения, их удельный вес в выборке оказывается в данном случае заметно меньшим: Общее число курящих составляет здесь 32,61% (15 чел.), а число не курящих в настоящее время, но куривших раньше – 8,70% (4 чел.).

Таким образом, школьники с нарушением зрения в целом больше приобщены к активному курению, нежели нормально видящие.

Однако в плане пассивного курения, т.е. присутствия тех, кто сам по-настоящему не курит, при том, как курят другие, ситуация является не столь однозначной.

Если среди некурящих слепых и слабовидящих школьников только 6,78% (4 чел.), по их оценке, часто стоят рядом, когда курят их близкие, друзья и знакомые, то среди некурящих нормально видящих учащихся таковых насчитывается 19,35% (6 чел.). В то же время, вовсе не бывают в подобных ситуациях лишь 16,95% опрошенных некурящих школьников с нарушением зрения (10 чел.) против 41,94% нормально видящих (13 чел.). При этом, по их данным, иногда в качестве субъектов пассивного курения выступают 52,54% не курящих по-настоящему учащихся с нарушением зрения, участвовавших в анкетировании (31 чел.), и только 29,03% нормально видящих (9 чел.), а очень редко – соответственно 23,73% (14 чел.) и 9,68% (чел.).

В то же время, школьники с нарушением зрения и сами представляют собой не вполне однородный в плане приобщенности к курению контингент, и между слепыми и слабовидящими учащимися обнаруживаются определенные различия в этом отношении.

Так, среди слепых школьников активно курят в настоящее время, по их признанию, 38,0% опрошенных (19 чел.), а курили ранее еще 18,0% (9 чел.), тогда как среди слабовидящих - соответственно 44,0% (22 чел.) и 16,0% (8 чел.). Таким образом, слабовидящие школьники имеют в целом несколько больший опыт курения, чем слепые.

Что же касается пассивного курения, то очень часто, по их оценке, оказываются в него вовлеченными только 3,83% опрошенных слепых школьников из числа не курящих по-настоящему (1 чел.) против 10, 71% слабовидящих (3 чел.). В свою очередь, если среди активно не курящих слепых школьников, как свидетельствуют их ответы, крайне редко выступают или почти никогда не выступают в роли в роли пассивно курящих по 25,81% респондентов (8 чел.), то среди активно не курящих слабовидящих школьников – соответственно лишь 21,43% (6 чел.) и 7,14% (2 чел.). Формулой же «иногда» определили свою вовлеченность в пассивное курение 45,16% слепых учащихся (14 чел.) и 60,71% слабовидящих учащихся (17 чел.), не курящих по-настоящему. Следовательно, и применительно к пассивному курению статус слабовидящих школьников в валеологическом его аспекте оказывается менее предпочтительным, чем статус их слепых сверстников.

Между тем, как свидетельствуют результаты проведенного анкетирования, критическим в плане приобщения школьников с нарушением зрения к активному курению является 13 – 14-летний возраст. Если в 12-летнем возрасте, по их сведениям, начали курить 9,76% всего массива курящих школьников с нарушением зрения, то в 13 лет к курению приобщились уже 31,71% из общей массы курящих слепых и слабовидящих учащихся (13 чел.), а в 14 лет – еще 26,83% (11 чел.); затем же интенсивность приобщения школьников с нарушением зрения к курению, хотя и не монотонно, но в целом снижается: в 15-летенем возрасте курить начали 14,63% тех из них, кто курит и в настоящее время (6 чел.), в 16-летенем – 7,32% (3 чел.) и, наконец, в 17-летнем – так же, как и в 12-летнем, - 9,76% (4 чел.).

При этом ведущей причиной приобщения слепых и слабовидящих школьников к курению выступает любопытство: ссылка именно на данное обстоятельство оказалась самой распространенной в их высказываниях в связи с вопросом анкеты о том, почему они начали курить (рейтинг 0,54). Более того, действие фактора любопытства усугубляется эффектом своеобразного группового заражения, ибо, по итогам анкетирования, вторым по значимости механизмом приобщения учащихся с нарушением зрения к курению служит начало курения «за компанию» (рейтинг 0,46). Пример же старших друзей и стремление быть и выглядеть взрослым оказываются отнюдь не столь существенными факторами приобщения к курению (рейтинг соответственно 0,12 и 0,07). При этом примечательно, что псевдореабилитационный мотив начала курения – желание быть не хуже ребят из других школ (т.е. нормально видящих сверстников) – вовсе не является распространенным среди школьников с нарушением зрения, и упоминание о нем носит сугубо единичный характер (рейтинг 0,02). Также единичным, по итогам анкетирования, оказывается и случай приобщения к курению по примеру родителей (рейтинг 0,02).

Между тем, хотя пример курящих друзей и родителей, по мнению самих слепых и слабовидящих школьников, не послужил для подавляющего большинства из них прямым толчком к началу курения, не могут не обращать на себя внимания два обнаружившихся по результатам анкетирования факта.

Во-первых, у основной массы курящих учащихся с нарушением зрения (70,73% - 29 чел.) все-таки курят в семье. Во-вторых, по оценке доминирующей части этих учащихся (58,54% - 24 чел.), большинство среди их друзей и знакомых также составляют те, кто курит. Следовательно, если курение в ближайшем микросоциальном окружении непосредственно и не провоцирует слепых и слабовидящих детей к курению, то о его косвенном негативном влиянии, связанном с притуплением у них чувства опасности применительно к курению, вопрос ставить вполне правомерно.

К тому же у большинства курящих школьников с нарушением зрения (68,29% - 28 чел.), по их информации, родители знают о том, что они курят. Однако, по сведениям самих учащихся, основная часть родителей, знающих о курении своих детей (46,43% - 13 чел.), делают вид, будто не замечают его. Еще 17,86% родителей (5 чел.) не возражают против него и относятся к курению собственных детей спокойно. В итоге лишь соответственно в 25,0% и 10,71% случаев родители, знающие о том, что их слепые и слабовидящие дети курят (7чел. и 3 чел.), пытаются запретить им это и уговаривают бросить курить.

В свою очередь, по оценке значительной части курящих школьников с нарушением зрения, спокойно относятся к их курению и учителя: подобным образом оценивают позицию своих педагогов более трети - 34,15% - слепых и слабовидящих учащихся, заявивших о себе как о курящих (14 чел.). Такое же их количество полагает, что учителя не знают о том, что они курят, и соответственно лишь в 14,63%, 12,20% и 4,88% случаев, по отзывам курящих слепых и слабовидящих школьников (6 чел., 5 чел. и 2 чел.), педагоги ругают их за курение, убеждают бросить курить и запрещают им курить.

Эти меры, как и аналогичные меры, предпринимаемые родителями, оказываются, однако, малоэффективными.

Так, 48,78% опрошенных курящих школьников с нарушением зрения (20 чел.), по их признанию, курят по несколько раз в день, а 21,95% (9 чел.) – и вовсе по много раз в день. С меньшей же частотой – один-два раза в день и несколько раз в неделю – курят соответственно лишь по 14,63% курящих слепых и слабовидящих школьников (6 чел.). При этом 31,71% таких школьников (13 чел.), по их сведениям, выкуривают примерно по полпачки сигарет в день, а 26,83% (11 чел.) – по несколько сигарет в день. С большей интенсивностью – свыше одной пачки и по одной пачке сигарет в день – курят соответственно 14,63% и 12,20% курящих слепых и слабовидящих школьников (6 чел. и 5 чел.), а с меньшей – одна-две сигареты в день и одна пачка сигарет в месяц – 2,44% и 12,20% (1 чел. и 5 чел.).

Между тем, что касается мотивов продолжения курения, то ведущим среди них для слепых и слабовидящих школьников выступает гедонистический, связанный с получением удовольствия от курения: наиболее распространенным, по результатам анкетирования, объяснением их сохраняющейся приверженности курению явилось объяснение с помощью формулы «потому что нравится курить» (рейтинг 0,41). Данная причина, побуждающая школьников с нарушением зрения к продолжению курения, отчетливо возобладала над группой из трех других, обнаруживших, по итогам анкетирования, примерно одинаковую и не высокую значимость.

Речь идет о своего рода «транквилизаторном» мотиве, суть которого выражается утверждением «когда я курю, я успокаиваюсь» (рейтинг 0,29), а также о неспособности преодолеть никотиновую зависимость («не удается бросить курить» - рейтинг 0,24) и о непонимании желательности прекращения курения («не вижу необходимости бросать курить» - рейтинг 0,22). Коммуникативный же мотив продолжения курения («курение дает возможность общаться с друзьями») оказывается еще менее значимым для слепых и слабовидящих школьников (рейтинг 0,17), а боязнь возможного осуждения со стороны друзей в случае отказа от курения, как явствует из результатов анкетирования, и вовсе не выступает для учащихся с нарушением зрения в качестве причины, обусловливающей их сохраняющуюся приобщенность к курению.

При этом деньги на сигареты основная часть опрошенных курящих школьников с нарушением зрения – 48,78% (20 чел.), по их признанию, выгадывает за счет экономии на карманных расходах; 19,51% курящих слепых и слабовидящих учащихся (8 чел.) угощают сигаретами друзья, еще 17,07% (7 чел.), по их информации, деньги на сигареты и вовсе дают родители, а 14,63% (6 чел.) работают и обеспечивают себя деньгами для приобретения сигарет сами.

В то же время, большинство курящих слепых и слабовидящих школьников осознают пагубность курения для своего здоровья и здоровья окружающих.

Так, 78,05% из них (32 чел.) безоговорочно согласились с утверждением о безусловной вредности курения, тогда как наивно-оптимистическую позицию, полагая, что вред курения сильно преувеличен или что ничего особенного в курении нет, занимают соответственно только 17,07% и 4,88% курящих школьников с нарушением зрения (7 чел. и 2 чел.).

Более того, как явствует из свидетельств самих курящих школьников с нарушением зрения, едва ли не половина из них – 48,78% (20 чел.) – пытались избавиться от своего пристрастия и бросить курить, однако, получается, эти попытки не увенчались успехом.

Подобный факт выглядит особенно тревожным с учетом того обстоятельства, что опыт курения сочетается у большинства этих школьников с опытом употребления алкогольных напитков. В наличии у них такого опыта признались, высказываясь в связи с соответствующим вопросом анкеты, 78,05% курящих слепых и слабовидящих школьников (32 чел.).

Итак, в аспекте приобщенности к курению стиль жизни школьников с нарушением зрения предстает как неоптимальный с валеологических позиций.