Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PlanKursa.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
81.41 Кб
Скачать

Материалы к занятию

В качестве иллюстрации предлагаем использовать слайды №№ 9 – 13; 28 - 32 из презентации «Journalists Social Roles»3; №№ 2 – 9 из презентации «Журналист и аудитория: интерактивное взаимодействие в Интернете»4 (для занятия на русском языке) или слайды №№ 25 из презентации «Interaction in mediathe way to protect the reality»5 (для занятия на английском языке).

Задание

Используя инструменты рисования в Google Docs, начертить основные схемы взаимодействия в Сети, выделив в них возможные позиции профессионального коммуникатора. Своими словами коротко описать, чем в той или иной ситуации журналист может быть полезен аудитории. Указать, возможна ли такая логика взаимоотношений журналиста с аудиторией за пределами Сети и почему? Проиллюстрировать схемы примерами из собственной практики. Если примеров из собственной практики не хватает — можно найти примеры в Сети.

Пример выполнения задания:

Двухступенчатый поток коммуникации и место в нем журналиста в роли диспетчера (графическая модель)

Подгруппа №1

Диспетчер

(лидер мнений)

Подгруппа №2

Группа №1

Группа №2

Группа №3

На данной графической модели представлена работа журналиста в ролидиспетчера.

Знакомство с этой схемой позволяет задаться вопросом о том, каково же место редакции — институционализированного СМИ — в новом информационно-коммуникационном пространстве. Ведь все необходимое для осуществления роли диспетчерадоступно рядовому пользователю Сети: и аудитория, и инструменты. Однозначного ответа на этот вопрос нет, как нет и уверенности в том, что редакции в привычном нам виде сохранятся как единственная форма производственного объединения журналистов, основанного на принципе разделения труда. Поскольку разделение труда сейчас требуется не всегда, то и причин для объединения становится меньше. Это объясняет развитие«персонального журнализма» и рост популярности этой модели журналистской деятельности в информационно-коммуникационной инфраструктуре. Почему в сентябре 2009 года ЖЖ-пользовательdrugoi6(Рустем Адагамов) получил право на освещение хода восстановительных работ на Саяно-Шушинской ГЭС7, в то время как корреспондент ИАInterfaxбыл выслан с объекта8? Ответ прост: расхожее мнение о том, что «один в поле не воин» для медиарынка больше не работает. Да и принадлежность к той или иной редакции при установлении доверительных отношений с аудиторией может скорее помешать, чем помочь. Популярный пользователь ЖЖ сегодня зачастую вызовет большее доверие, чем штатный сотрудник того или иного официально зарегистрированного СМИ. Даже учитывая то, что формальной ответственности за достоверность своих высказываний блогер не несет. И в данном случае не важно, что Рустем является высокопоставленным сотрудником компании SUP, управляющей «Живым Журналом». В блоге он выступает как частное лицо.

            1. Медиапотребители в Интернете: сегодня и завтра

Кто потребляет и будет потреблять плоды журналистского труда в Сети? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к теории поколений Нейла Хоува и Вильяма Штраусса и к подробному анализу аудитории Рунета, проведенного авторами журнала «Идея Икс» на основании этой теории. Получилось, что настоящее Рунета — это «Поколение Y», а будущее - «Поколение Z».

Поколение Y люди, рожденные в период с 1983 по 2000 года, «выжившие» или «герои». По своему психотипу соотносятся с поколением, рожденным в период с 1901 по 1921 года в силу сходства типов агрессии внешней среды. Наивны и склонны работать в команде. Отлично ориентируются в компьютерных сетях, им легче общаться с единомышленником на другом конце планеты, чем с соседом по подъезду. Еще одно прозвище «игреков» – «поколение большого пальца», от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах.

Поколение Zлюди, рожденные в период с 2001 года по 2020, «художники» (люди искусства) или «молчаливые». По своему психотипу соотносятся с поколением, рожденным в период с 1923 по 1942 года. Будут еще более замкнутым в рамки виртуального пространства. Z-ы вырастут идеалистами. Будут уходить в мир виртуальной реальности Они становятся полноценными, свободными личностями лишь в виртуале, доступ в который для них прост и естественен, а для других поколений – сложен и непонятен.

Для нас крайне важно понимать эти особенности аудитории, так как следствиями из них будут:

  1. обострившееся противостояние поколений,

  2. переход главенства от массовой информации к перераспределению аудитории между средствами массовой информации и средствами меж- и внутригрупповой коммуникации,

  3. высокий уровень виртуализации социальных практик и склонность к эскапизму (бегству от реальности), могут подтолкнуть Y-ов и Z-ов к «вебиграции».

В связи с этим становится важным вопрос: что может удержать их в пространстве первичной реальности?

В поисках ответа на этот вопрос мы попадем в дебри марксистской философии, которая отчего-то вновь популярна на Западе (не от того ли, что проблемы, о которых мы рассуждали на предыдущих занятиях уже всерьез обеспокоили мыслящих людей общества потребления? Обеспокоили настолько, что они рискнули преодолеть свою неприязнь марксистского мировоззрения в поисках их решения?). И выясним, что только осознание достижимости жизненных целей в пространстве «первичной реальности», наличие ощущения осмысленности бытия несет в себе потенциал противодействия «вебиграции».

Если, следом за С. Лемом, мы признаем творческую деятельность как одну из основополагающих жизненных целей людей в предсказанную им эпоху тотальной автоматизации, то придется признать, что игровая деятельность, являясь квазитворческой, пытается сегодня подменить собою прототип (т.е. собственно творчество) для существенной части интернет-аудитории.

Если же мы поставим во главу угла общение как существенное свойство «первичной» реальности, то и тут технология ставит подножку, оптимизируя общение и одновременно выхолащивая его, лишая акторов их индивидуальных, личностных черт.

И мы еще раз подходим к проблемам, связанным с реализацией интерактивных ролей журналиста в контексте защиты «первичной» реальности. Только обладая очень сильной личной волей к реальностии осознавая «искусственность» виртуальных заменителей творчества (при этом мы ни в коей мере не исключаем возможности реального творчества в виртуальном пространстве!) и ущербность «однокликовой», то есть предельно ритуализированной коммуникации, журналист в процессе работы в Сети может поддерживать у других установку на «первичную» реальность, провоцировать создание сообществ смешанного типа (существующих равно в реальном и виртуальном пространствах), объединенных некоей, пусть даже искусственно созданной, целью. Существуют успешные опыты решения такого рода задач. Но их, к сожалению, немного.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]