
Как естественная система человеческий язык сходен с сигнальными системами животных, но он сложнее и гибче их. Основное условие этого – идеальность языкового знака. Сигнальные системы животных этим свойством не обладают. Правда, в семиотической практике их нередко тоже называют языками, однако в полной мере это обозначение применимо только к человеческому языку.
Решающий аргумент в пользу идеальности языкового знака – это способность людей говорить про себя. Ф. де Соссюр говорил о языковом знаке, что он «...связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ» [1977, 99]. Иными словами, языковой знак представляет собой психическую сущность, его означаемое есть некая единица человеческого знания, а его означающее – это представление о соответствующем ей звучании.
ДАЛЬШЕ!
Идеальность языкового знака – важнейшее условие абстрактного мышления, этим человеческий язык коренным образом отличается от примитивных знаковых систем животных и благодаря этому он выступает универсальным средством передачи и хранения информации, оформления мысли и общения, обслуживающим все сферы человеческой деятельности [Кодухов 1974, 127 – 128]. Животные, по всей видимости, прибегают к сигналам (языку) лишь при решении частных задач, в конкретных ситуациях общения. Абстрактное мышление им не присуще.
ЗАКРЫТЬ!