Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Холодная война В 2 т. Т.2 От Постадама до Мальты

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.04.2023
Размер:
7.68 Mб
Скачать

ГЛАВА 2

Генезис холодной войны

Происхождение холодной войны и ее периодизация, как видно из сделанного в первой главе краткого историографического анализа, представляет собой «вечную» дискуссионную проблему. И действительно: сколько-нибудь серьезная оценка явления невозможна без рассмотрения его генезиса и определения хронологических рамок.

2.1. Периодизация холодной войны

Войны начинают, когда хотят, но кончают их, когда могут.

Никколо Макиавелли

Разработка научной периодизации — актуальная и необходимая задача для раскрытия содержания исторического явления1. Решение этой задачи тем более важно, когда речь идет о холодной войне — самой длительной в XX в. Это было время бурных социальных потрясений; многочисленных традиционных больших и малых войн; крупных достижений в разви-

1 В научной литературе можно найти самые различные варианты периодизации истории вообще и военной истории в частности — в зависимости от того, какие критерии для анализа избрал исследователь. Встречаются, казалось бы, совершенно неожиданные и на первый взгляд неподходящие варианты, но, вероятно, рациональные с точки зрения решения поставленных исследователем научных задач (вспомним, к случаю, «новую хронологию» Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко; еще один пример — см.: Наука и технология в промышленности. 2006. № 1. С. 68–75).

Г Л А В А 2

6 3

тии сил, средств, способов, форм и методов противоборства враждующих сторон; рождения, взлета и падения великих держав.

Научная периодизация требует прежде всего убедительного обоснования предыстории и исходного рубежа рассматриваемого процесса (явления), а затем его логичного деления на отдельные части — периоды, этапы. Именно такой подход к холодной войне позволяет глубже вникнуть в содержание конкретных событий на каждом историческом повороте и обнаружить закономерности (тенденции) развития этого явления.

Как уже указывалось в военно-исторической литературе, можно встретить различные варианты периодизации холодной войны в зависимости от того, с какого конкретного рубежа те или иные исследователи начинают исчислять ее историю. Однако они, за редким исключением, используют лишь отдельные критерии для анализа, а то и просто ограничиваются указанием на определенное событие (чаще всего в качестве такового фигурирует Фултонская речь У. Черчилля).

Вданной работе исходным рубежом холодной войны взят 1945 год, но, как известно, никакое масштабное явление не возникает вдруг. Предыстория холодной войны против Советской России относится к 1917–1939 гг. (впрочем, даже союзнические отношения в военный период не были лишены конфронтационного подтекста). Уже тогда начали проявляться отдельные элементы способов, форм и методов противоборства сторон [1].

При разработке предлагаемого варианта периодизации истории холодной войны был использован целый комплекс критериев, основанных на объективных обстоятельствах. Главные из них — факторы социально-экономического, военностратегического, геополитического и морально-этического порядка. Также учитывались существенные качественные изменения в «человеческом материале» и в технических средствах борьбы, происшедшие в годы холодной войны.

Впредыстории холодной войны достаточно четко выделяются два периода.

Первый период (1917–1922) характеризуется открытой попыткой стран Запада во главе с США использовать военную

6 4

Г Л А В А 2

силу как главное орудие для достижения цели — ликвидации Советской России. Именно тогда были активно применены

имногие другие, так сказать, невоенные способы противоборства — политические, экономические, идеологические, психологические, подрывные, агентурные. Однако эти элементы из арсенала холодной войны хотя и сыграли свою роль, но не оказали существенного влияния на конечный результат: Советская республика вышла победителем в этой исторической борьбе. Может быть потому, что на этом поле большевики оказались сильнее: использованные ими некоторые нетрадиционные приемы и средства существенно помогли в трудном противоборстве с противником. По оценке В.И. Ленина, «в таком деле, где больше всего играют роль самые грубые и материальные факты, в военном деле мы победили Антанту тем, что отняли у нее рабочих и крестьян, одетых в солдатские мундиры» [2].

Второй период предыстории холодной войны относится к 1922–1939 гг. Он также известен в отечественной военной историографии как «межвоенный период». Именно тогда Запад впервые сосредоточил основные усилия в антисоветской политике на «невоенном фронте», используя для оказания давления на СССР всевозможные силы и средства, в том числе широкую морально-политическую поддержку и материальную помощь Гитлеру, рассчитывая на «решение коммунистической проблемы» руками Германии.

Вэто время Советский Союз форсированно наращивал силы для отражения будущей внешней военной агрессии (в неизбежности которой не было сомнений) и в целом успешно противостоял ударам противника «невоенными средствами». К началу Второй мировой войны СССР превратился в могучую индустриальную и военную державу, был признан многими десятками государств как равноправный и авторитетный субъект международных отношений. Вашингтон также в 1933 г. был вынужден признать свою неудачу в политике непризнания СССР

иустановить с ним дипломатические отношения.

1939–1945 гг. — третий период предыстории, или «консервация» холодной войны. Этот период пришелся на годы Второй мировой войны. Принципиальной и уникальной его особенностью стало сочетание союзнических отношений между США,

Г Л А В А 2

6 5

Великобританией и СССР с латентным (скрытым) процессом холодной войны. Эти шесть военных лет можно расчленить на четыре следующих этапа.

Первый этап, сентябрь 1939 г. — июнь 1941 г. В военной историографии известен как первый период Второй мировой войны, или «Странная война» в Западной Европе. В ходе «Странной войны» Вашингтон и Лондон преследовали цель — направить германскую агрессию на Восток, против СССР. Основная задача: «пусть они истребляют друг друга». Советское руководство в своей политике исходило из реальной ситуации, предпринимая все необходимые шаги для подготовки к отражению агрессии, включая также меры по совершенствованию арсенала невоенных сил и средств.

Второй этап, июнь 1941 г. — декабрь 1943 г. В это время было осуществлено глубокое вторжение войск Германии и ее союзников в пределы Советского государства, но после ряда тяжелых поражений СССР смог переломить ход войны. В процессе вооруженной борьбы сторонами были широко использованы все имеющиеся у них тогда невоенные силы и средства. И в этой области СССР одержал несомненную победу.

Третий этап, декабрь 1943 г. — май 1945 г. — завершение разгрома Германии и ее союзников. Параллельно в Вашингтоне и Лондоне был принят ряд решений, оформивших переход от союзничества с СССР к конфронтации, к холодной войне. Естественно, что и Москва предприняла некоторые адекватные ответные меры в этой области.

Четвертый этап, май-сентябрь 1945 г. — завершение вооруженного противоборства на Дальнем Востоке и война СССР

с Японией. Особое значение в становлении холодной войны в это время имело применение США атомных бомб для ударов по японским городам Хиросима и Нагасаки (с явной целью продемонстрировать Советскому Союзу и миру в целом появившиеся у Америки новые силовые возможности и решимость их использовать).

1945–1955 гг. — первый период открытой холодной войны:

переход противоборствующих сторон (США — СССР) к полномасштабному использованию всех сил и средств из арсенала холодной войны, включая первую «горячую войну по доверен-

6 6

Г Л А В А 2

ности» (в Корее, 1950–1953 гг.); институализация холодной войны. В этом периоде явно просматриваются граничные рубежи двух этапов.

Первый этап, 1945–1949 гг. — короткий, но весьма емкий отрезок времени, когда в США и СССР были осуществлены практические мероприятия к быстрейшему переходу от подавляющего использования в противоборстве военной силы к достижению желаемых целей, прежде всего за счет сил и средств холодной войны. Создание в 1949 г. военно-политического союза ряда западноевропейских государств, Турции и Канады во главе с США явилось важным событием институализации холодной войны. На этот счет у исследователей ее истории имеются в распоряжении многочисленные архивные и иные источники.

Второй этап, 1949–1955 гг. — завершение институализации холодной войны. С момента опубликования документов об образовании западного Североатлантического альянса (НАТО) и до официального провозглашения восточного военно-поли- тического союза — Организации Варшавского Договора (ОВД) прошло всего шесть лет. Однако именно в это время практически завершился исторический процесс складывания нового баланса сил в мире.

1955–1985 гг. — второй период холодной войны. Его основное содержание составляет борьба за создание военно-страте- гического паритета между НАТО и ОВД, между США и СССР.

В военно-исторической литературе имеются различные варианты периодизации этого исторического отрезка времени. На наш взгляд, целесообразно выделить два этапа.

Первый этап, 1955–1973 гг. — дальнейшее совершенствование противоборствующими сторонами своих арсеналов оружия массового уничтожения и нарастание противоборства. Прямая и взаимная угроза применения этого оружия во время Карибского кризиса 1962 г. поставила мир на грань ядерной войны, которой, к счастью, удалось избежать. И вновь значительные усилия противоборствующих сторон сосредотачиваются на «невоенном фронте».

Второй этап, 1973–1985 гг. — получил в военной историографии образное название «разрядки». Противоборствующие

Г Л А В А 2

6 7

Уинстон Черчилль на трибуне Вестминстерского колледжа (Фултон, штат Миссури)

стороны пошли на снижение уровня военного противостояния, продолжая совершенствовать свои ракетно-ядерные средства вооруженной борьбы и активно используя их в качестве «орудия сдерживания».

Для СССР и его союзников значительно осложнились международные условия, в которых приходилось вести холодную войну. В этом процессе свою роль сыграл китайский фактор. Вашингтон весьма оперативно и эффективно его использовал. Москва была вынуждена идти на определенные уступки, проигрывая частные битвы холодной войны.

1985–1991 гг. — третий период холодной войны, ее завершение. Это был апогей холодной войны. Крупные неудачи советского руководства в борьбе с западным оппонентом неотвратимо приближали СССР к поражению. Горбачевская перестройка по факту означала быстрое движение советского государства к гибели.

При наличии фактического равенства между СССР и США в средствах вооруженной борьбы Москва непрерывно слабела под системным воздействием внешнего противника и ско-

6 8

Г Л А В А 2

ординированными деструктивными действиями внутренней оппозиции, руководство которой ориентировалось на Запад и пользовалось его масштабной поддержкой.

Финальная дата холодной войны — 8 декабря 1991 г., подписание Беловежских соглашений, упразднивших СССР1.

Холодная война XX в. родилась на богатой почве глобальных и комплексных противоречий. Далеко не факт, что противоречия такого уровня можно разрешить раз и навсегда на основе взаимоприемлемого компромисса. Борьба за абсолютное лидерство в мире велась на протяжении всей человеческой истории разными центрами силы с широким применением как военных, так и невоенных средств и методов. Сегодня нет признаков того, что впереди нас ждет «всеобщий мир». Напротив, в обозримом будущем вероятно обострение соперничества государств (коалиций) в борьбе за ресурсы развития. А это значит, что холодная война остается востребованным инструментом мировой политики.

2.2. Предыстория холодной войны (1917–1939)

Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы.

Томас Гоббс

Первые проявления холодной войны обнаружились сразу же после того, как в октябре 1917 г. в России началась социалистическая революция. Очевидно, что события 25 октября можно называть переворотом (revolutio — лат. поворот, обращение). Не менее очевидно, что они стали всего лишь исходной точкой самой масштабной революции в человеческой истории, качественно изменившей мир.

1 Нередко окончание холодной войны датируется 1989–1990 гг. и связывается с внешними признаками «потепления» в советско-американских отношениях. Думается, однако, что в подобных оценках (а они были впервые сделаны как раз в тот период) доминирует пропагандистский элемент. Как теперь очевидно, политическая линия Запада на разрушение СССР была продолжена и после встречи Горбачева и Буша на Мальте.

Г Л А В А 2

6 9

Надо сказать, что Запад еще задолго до этого «поворотного пункта истории» имел теоретически разработанную, материально и организационно обеспеченную программу развития, основанную на либеральных ценностях и фактическом отрицании идеи равноправия стран, народов, отдельных людей. Российские коммунисты, взявшие власть в Российской империи, в свою очередь, не скрывали свою конкурентную программу переустройства мира. По образному определению В.И. Ленина, «русская революция бросила искры во все страны мира и еще больше придвинула к краю пропасти взорвавшийся империализм» [3]. Что испугало Запад? Вот эти идеи и оценки:

капитализм как историческая социально-экономическая формация загнил, утратил свой поступательный потенциал,

иего гибель неизбежна;

победа социалистической революции в России открывает путь к созданию справедливого общества, без эксплуатации человека человеком;

русская революция стимулирует революционное движение в других странах, обретая союзников на всех континентах, приведя в движение абсолютное большинство населения планеты — «эксплуатируемых, изнывающих под гнетом» людей труда;

она привела в движение народы в колониях, «порабощенных горсткой империалистических хозяев мира»;

Октябрьская победа обеспечила создание на одной шестой части планеты государства нового типа;

Советская республика создала принципиально новую военную организацию.

Социалистическая революция в России представляла собой очевидную угрозу капиталистическому миру и была им соответствующим образом воспринята. Общую картину дополняли старые геополитические расчеты и противоречия.

Советская власть уже в первые дни своего существования приняла Декрет о мире. Этот шаг означал не только исполнение прежних обещаний, но и попытку выиграть время для организации новой государственности. В известной мере лозунг мира был и пропагандистским ходом, но в любом случае он не мешал в практической политике опираться на военную силу,

7 0

Г Л А В А 2

ибо надо было обороняться от внешних и внутренних врагов. Советские лидеры считали, что ближайшие политические задачи, а также главные цели (мировая революция) могут быть решены в будущем с помощью военной силы с одновременным использованием «невоенных» средств и способов борьбы.

Овладев в 1917 г. самой большой по площади и богатой природными ресурсами страной, партия большевиков открыто провозгласила необходимость постепенного перехода человеческого общества к коммунизму, используя Советскую республику как цитадель, как опорную базу в борьбе с «очагами капитализма» по всему миру. Разумеется, советский исторический «вызов Западу» призвал к барьеру все так называемые буржуазные демократии, но грандиозная коммунистическая программа была воспринята в США как адресная, хотя и не очень серьезная угроза.

В действительности применительно к Америке куда более важным стало другое принципиальное обстоятельство: в 1917 г. Соединенные Штаты начинают активный пересмотр своей прежней политики изоляционизма и все решительнее вмешиваются в мировые дела, готовясь предъявить претензии на роль абсолютного лидера.

Весьма показательна в этом смысле американская политика по отношению к России. Как известно, 22 марта 1917 г. США первыми признали Временное правительство князя Г.Е. Львова, которое стояло за продолжение Первой мировой войны,

иактивно помогали ему. Если бы не это признание, то, по мнению американского посла в России Д. Фрэнсиса, революция, которая разразилась в октябре, произошла бы уже в марте 1917 г. Конечно, в этом утверждении есть преувеличение, но имеется и реальная составляющая.

Временное правительство 1 мая 1917 г. заверило Америку, что оно будет выполнять все обязательства, взятые царской Россией, и немедленно получило кредит в сумме 100 млн долларов. Всего же в 1917 г. ему было предоставлено 325 млн долларов. В конце мая в Петроград прибыла «миссия Рута», включавшая представителей дипломатии, бизнеса, аппарата пропаганды

ивоенного ведомства. Прибывшие в ее составе начальник штаба армии генерал Х. Скотт и представитель военно-морского

Г Л А В А 2

7 1

флота адмирал Д. Гленнон занялись «инспектированием» русской армии и флота, выясняя их боевые и мобилизационные возможности.

Летом 1917 г. США развернули широкую пропагандистскую деятельность среди населения и солдат России. Для этой работы привлекались также лидеры правых эсеров. Был образован так называемый Комитет социально-политического просвещения, получивший от США 2 млн долларов. В августе 1917 г. в Петроград прибыла специальная «миссия Красного Креста» США во главе с агентом компании Д. Моргана миллионером У. Томпсоном, целью которого было захватить «бумажный рынок в России и уничтожить большевистскую прессу». Важным органом ведения проамериканской пропаганды являлся также русский филиал «Комитета общественной информации», во главе которого стоял влиятельный чиновник государственного департамента США Э. Сиссон.

Также по «плану Рута» в Россию было направлено 550 американских специалистов из состава «Американской христианской ассоциации молодежи», получившей задачу создать сеть солдатских клубов на фронте и во всех крупных городах России. В основу их пропагандистской кампании было положено выступление В. Вильсона, получившее название «Обращение Америки к России»: в нем президент США призывал русский народ к мобилизации всех сил для продолжения войны в Европе, обещал «бескорыстную помощь», провозглашал американское понимание свободы и демократии.

Рост американского влияния в России подкреплялся экономически. Летом и осенью 1917 г. ввоз американских товаров в Россию резко увеличился. Возросли и поставки оружия, боеприпасов, снаряжения. Только в августе-октябре в Россию прибыло 227 тыс. винтовок, 500 пулеметов и более 11 млн патронов.

Американцы торопились взять под свой контроль важнейшие отрасли промышленности, транспорт, связь. Так, под видом технической помощи они начали прибирать к рукам железные дороги России. С этой целью был создан так называемый Русский корпус железнодорожной службы во главе с полковником Дж. Эмерсоном.

Соседние файлы в предмете История