Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономические кризисы.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.02.2023
Размер:
307.2 Кб
Скачать

2.5. Формирование рыночных субъектов и преодоление кризиса платежей

В рамках мер, направленных на превращение российской экономики в подлинно рыночную, ключевая роль принадлежит коррекции прав собственности, призванной сформировать эффективную систему корпоративного управления. Добиться того, чтобы директорат российских акционерных компа­ний был подконтролен собственникам капитала и ориентирован на максимизацию прибыли (в краткосрочном плане) и чистой стоимости фирмы (в долгосрочном плане), можно лишь при ре­шении двух проблем.

Первая состоит в отработке правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность для акционеров выполнять функции собственника. Такая работа ведется, и за­дача сводится к ее успешному и достаточно быстрому завершению.

Вторая проблема, как представляется, — основная, хотя именно ей пока, к сожалению, не уделяется должного внимания. Речь идет о введении в действие системы, гарантирующей рыноч­ный характер управления своими активами таким специфическим акционером, как государство. Последнее и сегодня остается крупнейшим собственником, которому принадлежит, по некоторым оценкам, до половины всех имеющихся в стране активов, в том числе более или менее крупные пакеты акций в многочисленных приватизированных предприятиях. Отсутствие разумного меха­низма управления государственной собственностью вообще и принадлежащими государству ак­циями в частности является, по-видимому, основным фактором, деформирующим поведение многих крупных и средних российских предприятий. Слишком часто «нестандартные» действия дирек­тората фирм оказываются возможными только потому, что один из крупнейших акционеров — государство — либо не дает о себе знать, либо попросту не определился в отношении своих целей.

Те или иные подходы к проблеме управления постсоветской государственной собственностью в литературе в последние годы предлагались, однако принципиальное ее решение видится лишь на путях задействования особого алгоритма перевода гос. активов в рыночный режим функциони­рования, разрабатываемого автором с 1990 г. Суть этого алгоритма сводится к следующему. Уч­реждается государственная инвестиционно - холдинговая компания (альтернативный вариант — несколько таких компаний), на баланс которой (которых) передаются все принадлежащие госу­дарству акции. Отрабатываются специальные механизмы, способные обеспечить ориентацию де­ятельности этой компании на максимизацию ее чистой стоимости; сама компания выводится из прямого подчинения исполнительной власти, т.е. ей придается статус, аналогичный тому, кото­рым в настоящее время обладает Центральный банк России.

Принципиально важно также обеспечить коренное изменение характера взаимоотношений между властями различного уровня и действующими в рыночном режиме субъектами хозяйство­вания (независимо от формы собственности). Сплошь и рядом используемые властями антиры­ночные методы управления экономикой (несоблюдение собственных материальных обязательств, принуждение предприятий поставлять продукцию и оказывать услуги неплатежеспособным по­требителям, давление на хозяйствующие субъекты в целях недопущения сокращения у них заня­тости даже при отсутствии перспектив для сбыта соответствующей продукции, и т.п.), с одной стороны, суть естественный способ адаптации к противоестественной экономической системе. Но, с другой стороны, продолжение такой практики способно лишь закрепить существующее ту­пиковое положение.

Вот почему наряду с усилиями по реформированию поведения хозяйственных субъектов жиз­ненно необходимо неуклонное ограничение находящегося в распоряжении органов власти арсенала управления экономикой с помощью тех инструментов, которые доказали свою чужеродность рыночной системе. Особенно важно уже сейчас полностью исключить возможность государствен­ных неплатежей (включая навязывание в качестве средств платежа разного рода денежных сурро­гатов). Для этого нужно, думается, законодательно ввести порядок, при котором в случае неспо­собности федерального правительства оплачивать поставленную по его заказу продукцию (пре­доставленные услуги) и невозможности цивилизованным образом оформить связанную с этим задолженность надлежит автоматически включать механизм печатания денег. Такая мера, как пред­ставляется, приведет не к разгону инфляции, а к кардинальному повышению ответственности правительственных структур за принимаемые на себя обязательства.

Именно меры по рационализации управления государственными активами, изменению взаи­моотношений между властью и бизнесом позволили бы наиболее разумным путем решить задачу перевода российской экономики в подлинно рыночный режим функционирования. Достижение же этой цели устранило бы, как показано выше, системные причины натурализации экономики. Однако, будучи абсолютно необходимыми для преодоления кризиса платежей, предлагаемые шаги, к сожалению, не являются достаточными. Начать действовать по рыночным правилам хозяйствен­ным субъектам исключительно сложно ввиду достигшего беспрецедентных масштабов «обезденежения» реального сектора экономики. Беспочвенны в этих условиях надежды на то, что делу может помочь жесткое следование линии на банкротство неплатежеспособных предприятий: ре­зультатом станут всеобщее банкротство и полная дезорганизация экономики. Несерьезна и ставка на эволюционную монетизацию экономики путем дозированного увеличения денежного предло­жения (благодаря как операциям ЦБР, так и расширению кредитной деятельности коммерческих банков): основная часть экономики прежде чем до нее дойдут деньги, просто задохнется. Поэтому альтернативы радикальному решению — расчистке финансовых завалов "при помощи всеобщего зачета неплатежей — просто не существует.

Смысл этой весьма непростой операции состоит в разовом насыщении экономики, готовой действовать по рыночным правилам, деньгами. Технологически акция сводится к следующему. Взаимная просроченная задолженность всех хозяйственных субъектов одномоментно погашает­ся. Причем тем из них, у кого сальдо по взаимным просроченным долгам отрицательное (свои долги меньше чужих), на счет зачисляется адекватная сумма денег. Положительное же сальдо задолженности переводится на государство, которое в зависимости от перспектив данного пред­приятия, задач проводимой промышленной политики и прочих соображений может либо соответ­ствующим образом оформить эту задолженность, либо конвертировать ее в акции предприятия, либо, наконец, подвергнуть последнее банкротству. Очень важно параллельно добиваться пога­шения задолженности по зарплате.

Само собой разумеется, всеобщий взаимозачет приведет к единовременному увеличению де­нежного предложения. Отсюда необходимость энергичных шагов, направленных как на миними­зацию связанного с этим повышения уровня цен, так и на предотвращение раскручивания инфля­ционной спирали. В данной связи, в частности, следует:

  • на время проведения операции взаимо­зачета (и в течение нескольких месяцев после ее завершения) ввести мораторий на повышение цен;

  • сохранить режим валютного коридора и тем самым — «якорь» для внутренних цен;

  • ис­пользовать известные из мировой практики механизмы приспособления к инфляции (переход на адаптированные к ней системы бухгалтерского учета и налогообложения, автоматическую индек­сацию всех номинальных контрактов, и т.п.).

Хорошо понятны причины, заставлявшие исполнительную власть отмахиваться от идеи все­общего взаимозачета: признание необходимости осуществления этой весьма дорогой, технически сложной и исключительно ответственной операции стало бы красноречивым признанием пороч­ности всего предшествующего курса «рыночных» реформ. Неудивительно и то, что авторы «Про­граммы стабилизации экономики и финансов» не смогли предложить ничего, кроме общих фраз о возможности «выстроить комплекс мер, уместных в нынешней обстановке, облегчающих финан­совое положение предприятий и способствующих снижению процентных ставок».

Соседние файлы в предмете Экономика