Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
4.05 Mб
Скачать

II. Положение германии в международном правопорядке: конституционно-правовые основы

9. В международном праве государства являются суверенными по отношению друг к другу. Их внутренний суверенитет в основном служит нормам национального правопорядка защитой от норм других правовых систем, в том числе норм международного права. Поэтому государства изначально самостоятельно определяют, подчиняются ли они нормам международного права, в какой мере и каким образом. Этот процесс обычно осуществляется с помощью норм права о государственном устройстве. В первую очередь выявляется - применительно к внутригосударственному правопорядку - значение правовых установлений, внешних по отношению к национальному законодательству; затем определяется совместимость внутригосударственных органов с названными установлениями; наконец, рассматриваются полномочия по реализации задач государства в области внешней политики (поскольку международные отношения не сводятся лишь к реакции на международное право, осуществление и содействие при его возникновении и развитии).

10. Основной закон не только определяет организационные рамки действий по преодолению проблем, связанных с положением Германии как одного из суверенных государств среди множества. Основной закон определяет место германского государства в международном сообществе и программирует его поведение во внешних сношениях. Основной закон содержит положения о признании мирных отношений с другими государствами (см. абз. 12 и след.); определяет Федеративную Республику Германия как "открытое" и "ориентирующееся на нормы международного права" государство (см. абз. 18 и след.), приверженное (европейской) интеграции, способствующее интеграции и конкретизирующее интеграцию (см. абз. 21 и след.). Поскольку "внутренние" и "внешние" полномочия не поддаются строгому разграничению (что подтверждается опытом формулирования оговорок в отношении запрета вмешательства во внутренние дела суверенных государств или интервенции <7>), постольку разработка курса внешней политики отражается также на правовой ситуации во "внутригосударственной" сфере.

--------------------------------

<7> См.: Kunig. Das Nichteinmischungsprinzip. Zur Praxis der Organisation der afrikanischen Einheit (OAU) und des afrikanischen Staatenverkehrs, 1981, 17ff, 240ff.

11. Такое позиционирование объяснимо с исторической точки зрения. Пытаясь ориентироваться на будущее, конституционное законодательство также отвечает на вопросы, заданные в прошлом и не получившие ответа в силу исторических "обстоятельств" (Герберт Крюгер). После уничтожения основополагающих норм международного правопорядка путем агрессии и геноцида в период национал-социализма, политика которого после Нюрнбергского и Токийского процессов над военными преступниками послужила причиной и стимулом формирования нового вида ответной реакции, не известной довоенному международному праву <8>, в процессе реорганизации германской государственности были предприняты попытки обеспечить соответствующие меры с помощью конституционного права. В последующем изложении отсылки будут касаться лишь конституционного права Федерации (Основной закон) и конституций земель, прежде всего норм о позиции Германии в сообществе государств <9>.

--------------------------------

<8> См.: Grewe. auf , FS Doehring, 1989, 229ff; K. Ipsen. Das "Tokyo Trial" im Licht des seinerzeit geltenden , FS Oehler, 1985, 505ff.

<9> См. абз. 1 ст. 2 Конституции земли Бранденбург: положение о "сотрудничестве с другими народами, в особенности с польскими соседями".