Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kse_Dz_3

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
30.19 Кб
Скачать

Дубик Тимофей Сергеевич

Юридический факультет МГУ, 301 группа

Дата семинара: 19.10.18

Семинар 3. Тема 11. Генно-средовая парадигма в исследовании индивидуальности человека. Часть 1.

Задание 1.

Проанализируете данные о нейронных коррелятах преступного поведения.

В ходе исследования, проведённого под руководством Шейлы Ходжинс (Sheilagh Hodgins) и Найджела Блэквуда (Nigel Blackwood), выяснилось, что жестокие преступники-психопаты имеют отклонения в тех частях мозга, которые связаны с обучением через негативные стимулы (наказание). Найдите в открытых источниках дополнительную информацию об этих исследованиях и ответьте на следующие вопросы: Какими методами проводились исследования? Какие особенности преступников-психопатов в данном исследовании были выявлены? Являются ли они по своей̆ природе биологическими или социальными? Насколько с точки зрения современной̆ науки надежны выводы о корреляции в работе мозга и поведении? Какие правовые и этические ограничения в использовании методов исследования преступного поведения существуют? Как могут повлиять полученные результаты на методики раннего предупреждения насилия?

Среди бихевиористов и профайлеров уже много десятилетий ищет свое подтверждение теория, согласно которой т.н. психопаты совершают преступления, особенно насильственные, в связи с нарушениями и аномалиями не только в психическом здоровье, но и буквально в физиологических аспектах работы мозга.

В конце 2014 – начал 2015 гг. профессор Монреальского Университета Шейла Ходжинс и доктор Найджел Блэквуда из Королевского колледжа в Лондоне проводили исследования, в ходе которых с помощью магнитно-резонансной томографии изучили строение и работу мозга двух групп преступников, совершивших насильственные преступления: с психопатией и без – и сравнили их с таковыми у законопослушных граждан без расстройств личности. Ученые привлекли к исследованию 12 преступников с асоциальным расстройством личности и психопатией, 20 с асоциальным расстройством личности, но без психопатии и 18 здоровых законопослушных граждан1. Результаты томографий показали следующее: у психопатов наблюдалось сокращение объёма серого вещества в ростральной передней префронтальной коре и височных долях, по сравнению с другими преступниками и не-преступниками. В свою очередь эти области мозга важны для формирования эмпатии, обработки социальных эмоций, например, чувства вины и смущения, и формирования этических норм. Кроме того, отклонения были замечены и в сигнальных путях в белом веществе, связывающем заднюю часть коры поясной извилины с медиальной префронтальной корой – эти регионы мозга участвуют в процессе обучения, а подобные нарушения часто служат причиной отсутствия эмпатии, характерной для психопатии.

Все эти отклонения в первую очередь отражаются на способности такой личности учиться через негативные стимулы, которые оно попросту не способно обработать, заметить и понять, а потому не способно в полной мере оценить последствия своих действий. Предполагается, что данные особенности участвовавших в эксперименте лиц являются биологическими и сопровождают определённые нарушения в развитии мозга в раннем возрасте, хотя причины и посылки подобных нарушений еще не изучены и нам не известны.

Современная наука проводит определенные параллели между работой мозга и поведением человека, проводя исследования и выясняя, как соотносятся разум и мозг и какова связь между регистрируемой активностью мозга и поведением. С одной стороны, очевидно, что повреждения мозга и отказ в работе его определенных центров приводят к потере какой-либо психической функции, что доказывает существование корреляции между работой мозга и формированием сознания. Кроме того, к примеру, теория функциональных систем П.К. Анохина определяет, что в основе поведения лежат качественно-специфические системные процессы в мозгу, которые могут рассматриваться одновременно и как психические, и как физиологические2. Тем не менее стоит также учитывать, что собственная активность личности может менять соотношение наследственного и средового в определенных психологических реакциях3, а потому, несмотря на существование корреляции в работе мозга и поведении, современная наука затрудняется определить, как именно связаны мозг и разум и как они друг с другом взаимодействуют, а потому представлять такие выводы надежными и точными однозначно нельзя.

Что касается существующих ограничений на исследование поведения преступников, они затрагивают, в первую очередь, согласие лиц на участие в этих исследованиях, если для этого требуется выполнение каких-либо действий с их стороны, либо же предоставление биоматериалов и образцов для исследования; обычно при определенном приемлемом для лица методе подачи данных об исследовании преступники-психопаты такое согласие дают – как правило, такие люди крайне тщеславны и жаждут признания4, кроме того, в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, довольно скучно. В то же время простое изучение информации о таких преступниках может такое согласие и не предполагать – исследователь вправе ознакомиться по свободным и открытым источникам, в том числе публикациям в СМИ и т.д., с поведением и деяниями того или иного лица и изучать их. Такие источники могут включать и решения судов РФ по уголовным делам, доступ к которым (с разумеющимися исключениями) гарантируется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 N 262-ФЗ5, но не материалы уголовных дел, которые, по общему правилу, не публикуются и широкой публике не представляются. Материалы дела, однако, можно получить и от осужденного лица или его представителя, если копии с них ранее были сняты в порядке, установленном п.п. 12 и 13 ч. 4 ст. 47 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ6. Кроме того, для непосредственного взаимодействия с заключенным в случае его нахождения в исправительном учреждении требуется попасть на территорию данного учреждения в соответствии с установленным для учреждений данного типа контрольно-пропускным режимом при условии соблюдения порядка оформления необходимых для допуска на территорию учреждения документов и прохождения необходимых проверок. Разумеется, для проведения исследований за пределами таких учреждений потребуются разрешения начальника учреждения, где содержится лицо, а также заключение специальной комиссии, и последующее соблюдение всех норм и ограничений, возложенных законом на осужденных судом в установленном порядке. Также стоит помнить, что статус заключенного не умаляет каких-либо прав личности, касающихся пыток, бесчеловечного и унизительно обращения и т.д.

Полученные в ходе исследований активности мозга результаты представляют определенную проблему, связанную с созданием возможных методик предупреждения насилия, созданных на основе выводов подобных исследований. К примеру, всегда остается вероятностная погрешность таких методик, которая не учитывает личностных характеристик каждого психопата, который может как довольно успешно маскировать свое поведение, так и вполне добросовестно подавлять свои склонность к насилию и предполагаемую жестокость. Кроме того, стоит помнить, что подобные методики предупреждения насилия очень уж близки к объективному вменению, что прямо не допускается законом – при отсутствии совершения лицом противоправного деяния правоприменитель не вправе предпринимать против него какие-либо негативные или ограничивающие его права действия, т.е. как бы и слежку за таким лицом, и постоянные проверки установить невозможно ввиду не только объективного отсутствия у государства ресурсов для наблюдения за всеми возможными психопатами, но и из-за потенциального ограничения прав и свобод такого лица на тайну его жизни, переписки, корреспонденции, свободу перемещения и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на некоторые эффективные исследования в данной области, мы все еще не имеем достаточных данных, чтобы сформулировать конкретные методики выявления возможного преступного поведения ввиду наличия у лица мозговой патологии. Кроме того, следует помнить о существовании объективных проблем, возникающих при применении этих методик, связанных, в первую очередь, с тем, что же делать результатами выявления таких аномалий и отклонений.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • "Собрание законодательства РФ". – 2001. – 2008.

  • Брызгалина Е. В. Концепции современного естествознания. М.: Проспект, 2012. Переиздание – 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг.

  • Sarah Gregory, R James Blair, Dominic ffytche, Andrew Simmons, Veena Kumari, Sheilagh Hodgins, Nigel Blackwood. Punishment and psychopathy: a case-control functional MRI investigation of reinforcement learning in violent antisocial personality disordered men. The Lancet Psychiatry, 2015; 2 (2): 153 DOI: 10.1016/S2215-0366(14)00071-6

  • Криминологическое исследование: теоретико-методологические основы Т.М. Судакова // Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация. – 2017. УДК 343.9.018 DOI 10.17150/2500-4255.2017.11(4).656-665 https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskoe-issledovanie-teoretiko-metodologicheskie-osnovy

  • https://22century.ru/medicine-and-health/10504 (дата посещения: 13.10.18)

  • https://www.sciencedaily.com/releases/2015/01/150127212158.htm (дата посещения: 13.10.18)

  • https://newtonew.com/science/brain-and-consciousness (дата посещения: 13.10.18)

  • http://fb.ru/article/358517/osnovyi-teorii-funktsionalnoy-sistemyi-anohina (дата посещения: 13.10.18).

  • http://www.winstein.org/publ/1-1-0-225 (дата посещения: 13.10.2018).

1 https://22century.ru/medicine-and-health/10504 (дата посещения: 13.10.18).

2 http://fb.ru/article/358517/osnovyi-teorii-funktsionalnoy-sistemyi-anohina (дата посещения: 13.10.18).

3 Брызгалина Е. В. Концепции современного естествознания. М.: Проспект, 2013. – С. 274.

4 http://www.winstein.org/publ/1-1-0-225 (дата посещения: 13.10.2018).

5 "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6217.

6 "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

4

Соседние файлы в предмете Концепция современного естествознания