
- •2.2 Демократические преобразования в сфере прав человека
- •2.3. Решение аграрно-крестьянского вопроса
- •2.4. Преобразования, предусмотренные «Русской Правдой», в просвещения, судопроизводства и военном деле
- •2.5 Решение национального вопроса
- •3.2 Избирательное право
- •3.3 Решение крестьянского вопроса
- •3.4. Преобразования в сфере прав человека
3.2 Избирательное право
При этом он выделял две категории гражданства- пассивное, к которому относил право выбирать депутатов в представительные органы управления и должностных лиц, и активное- право «быть избранным в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти»/1, с.56/.
Гражданство первой категории, полагал Н. Муравьев, должно удовлетворять следующим условиям: возрастной ценз («не менее 21 года возраста»), ценз оседлости («известное и постоянное местопребывание», кочевники не имели избирательного права), »здравие ума», »личная и по имению независимость», »исправность платежа общественных повинностей», »непорочность пред Законом»/1, с.56/, женщины, как и у Пестеля, к выборам не допускались, имущественный ценз- иметь личную собственность в размере: недвижимую на 500 рублей или движимую на 1 тысячу серебром. Таким образом, малоимущие слои населения не могли быть включены в эту категорию гражданства. Но вместе с тем предполагалось, что любой »природный житель государства Российского», который своими трудами составил себе »требуемое состояние», при наличии прочих условий мог быть включен в категорию граждан.
Российское гражданство, указывалось в проекте, может обрести и иностранец, если он, помимо указанных выше условий, прожил в России не менее 7 лет (или он родился в России). Для получения российского гражданства он должен подать российскому правительству ходатайство об этом и отказаться от гражданства своей страны. Остальным иностранцам, проживающим в России, запрещается занимать любую официальную должность или военную должность, даже «служить рядовым в войске российском»/1, с.57/. По истечении 20 лет (после революционного переворота) для получения гражданства предполагалась ввести для всех и образовательный ценз: »Никто, не обучившийся русской грамоте, не может быть признан гражданином»/1, с.69/.
В Конституции объявлялось, что права гражданства могут быть утрачены на время или навсегда в силу следующих обстоятельств: 1) на время- в случае предания суду, или банкротства, или «общественной недоимки», или судебным решением, или в случае »нахождения в услужении при ком-либо»; 2) навсегда- вследствие «вступления в подданство иностранное», поступление на службу на службу »в чужой земле без согласия своего правительства» или приговором суда »к бесчестному наказанию, влекущему за собой лишение прав гражданских»/1, с.56/.
Для получения активного гражданства, то есть занятия государственных должностей по выбору или по назначению, в проекте устанавливался довольно высокий имущественный ценз, причем чем выше должность, тем более высокий ценз ей соответствовал. Сообразно размерам движимого и недвижимого имущества, полагал Муравьев, следует составлять четыре списка граждан: 1-й включает владеющих недвижимым имуществом на 30 тысяч или движимым на 60 тысяч рублей серебром, 2-й- соответственно 15 и 30 тысяч, 3-й- 2 тысячи и 4 тысячи, 4-й- 500 рублей и 1 тысяча рублей соответственно. Как видим, для владельцев недвижимой собственности (в основном земельных собственников, а ими были помещики) имущественный ценз понижался вдвое, то есть они имели бы двойное преимущество перед владельцами движимости- денежных средств, которыми обладала в основном нарождающаяся русская буржуазия.
Граждане, помещенные в первый список, имели бы право на занятие самых высоких должностей в управление: быть избранными депутатами в Верховную думу высшего законодательного органа, в правители держав и в тысяцкие-начальники уездов. Состоящие во втором списке могли быть избраны в члены державных дум, быть судьями разных инстанций. те, кто находился в третьем списке, должны были избираться в Палату народных представителей- нижнюю палату высшего законодательного органа, в члены державных дум выборных. И, наконец, относящиеся к четвертому списку, могли занимать должности присяжных в судах. Лишь при выборах низшего представителя местного управления- волостного старшины- отсутствовало требование имущественного ценза: к этим выборам допускались «все граждане без изъятия и различия» Списки, указывалось в Конституции, следовало тщательно проверять, после чего они должны быть опубликованы.
Отметим, что в Конституции Н. Муравьева предусматривалось участие в выборах бывших казенных и удельных крестьян. Им было предоставлено двухстепенное избирательное право без требования имущественного ценза и они составляли категорию «общих владельцев». «Общие владельцы не имеют права каждый лично участвовать в выборе тысяцкого, народных представителей и других чиновников, но все общество на сходке имеет право назначить одного избирателя с каждых 500 жителей мужского пола, и сии избиратели, назначенные общими владельцами, подают голоса наравне с гражданами, как уполномоченные целого общества »/1, с.34/. Все это крайне сильно ограничивало участие в политическое деятельности подавляющего по численности сословия крестьян. Устанавливаемый Н. Муравьевым высокий имущественный ценз для участия в выборах и занятия должностей подвергался острой критике не только со стороны Пестеля и его единомышленников, но и членов Северного общества.
Во втором и третьем вариантах своей Конституции Н. Муравьев хотя и снизил вдвое размер имущественного ценза при занятии должностей и снял его с избирателей, однако сам цензовый принцип остался неизменным. Этот принцип обеспечивал политическое господство торгово-промышленной и аграрной буржуазии, причем с преимуществом крупных земельных собственников.