Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / БЦБ_Англия, Германия,Австрия_Micheler.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
605.7 Кб
Скачать

Шаг второй - глобальные сертификаты

 Следующим шагом на пути к дематериализации ценных бумаг стал выпуск глобальных сертификатов (Sammelurkunden - § 9а Depotgesetz), которые удостоверяли права по всем ценным бумагам одного Стоит отметить, что несмотря на то, что так произошел отказ от оформления отдельных документо в отношении Effekten по-прежнему продолжают применяться нормы вещного права.

Проф.Михелер отмечает, что последствиями такой дематериализации Effekten явились невозможность выполнения ими основных функций ценных бумаг (Funktionsverlust) или, во всяком случае, значительное ослабление этих функций.

То есть со временем способы хранения и управления ценными бумагами эволюционировали, так как уступка посредством вещной передачи документа была заменена уступкой, не требующей такой передачи. Возникла более современная система, аналогичная хранению бумажных документов, однако функцию обеспечения уступки она больше не выполняет. И утверждение о том, что право из совместного хранения передается постредством уступки прав на бумагу перестало быть верным.

Таким образом, В практике современного безналичного оборота Effekten документ больше не играет существенной роли для подтверждения наличия, осуществления или передачи прав, что, соответственно, говорит об исчезновении таких функций ценных бумаг, как Legitimationsfunktion и Presentationsfunktion. В отношениях между эмитентом и инвестиционным банком эти функции сохраняют свое значение, так как инвестиционный банк выступает в качестве непосредственного владельца ценных бумаг, но в то же время на законодательном уровне закреплена презумпция, в соответствии с которой инвестиционный банк не может рассматриваться в качестве действительного правообладателя. Что же касается действительного собственника ценных бумаг, сдавшего их на хранение в банк-депозитарий (Depotbank), который в свою очередь учитывает эти ценные бумаги на счете в инвестиционном банке, то он для осуществления своих прав (например, права голоса на общем собрании акционеров) легитимируется перед эмитентом лишь посредством предъявления им выписки из учетных книг банка-депозитария либо простого свидетельства о депонировании ценных бумаг в банке-депозитарии. Данный факт, по мнению многих ученых, свидетельствует об утрате Effekten функций легитимации и презентации.

Аналогичная ситуация имеет место быть и в отношении функции приобретения прав из ценных бумаг - Rechtserwerbsfunktion. Если раньше приобретение права собственности на ценную бумагу осуществлялось на основании положений § 929 ГГУ, в соответствии с которыми для передачи права собственности требовалось заключить соглашение о передаче (Einigung) и передать саму движимую вещь (Ubergabe), то теперь о передаче вещи как таковой не может быть и речи. Вместо приобретения права собственности на отдельную ценную бумагу инвестор приобретает некую идеальную субстанцию - долю в праве общей долевой собственности на определенную совокупность ценных бумаг. Из этого вытекает, что и права, определяемые этой совокупностью ценных бумаг, тоже приобретаются не отдельно, а как часть чего-то целого. Помимо этого в данном случае на практике становится невозможным применять вещно-правовые нормы о защите прав добросовестного приобретателя в связи с тем, что лицо, отчуждающее ценные бумаги, из-за отсутствия непосредственного владения ценными бумагами не в состоянии создать "видимость" права (Rechtsschein) на распоряжение этими бумагами, которой мог бы довериться приобретатель.

Рассматривая детальноиные функции ценных бумаг автор приходит к выводу, что их применение нередко сильно ограничено или модифицировано.