
Послание Иисуса (110
..pdf
Бедные
Палестинская экономическая структура состояла лишь из двух социальных слоев: бедных, большинство из которых были крестьянами, и землевладельцев, или зажиточного класса. Не было никакого намека на средний класс, и даже искусные ре- месленники относились к низам общества. Учитывая пропасть между двумя слоями и практическое отсутствие среднего слоя,
не оставалось никакой надежды на достойное человеческое существование для бедных, не обладавших никакими средства- ми изменить существовавшее положение, которое целиком зависело от желания власть имущих5.
5 Бедняк Ветхого Завета был угнетаемым человеком, жаждущим спра- ведливости, который в чрезвычайных ситуациях должен был прибегать к насилию, как к единственному способу облегчить свое положение, хотя бы на время. В последний период Ветхого Завета среди бедняков проявлялась тенденция считать себя «бедными Яхве». Эти люди, отча- явшиеся снискать человеческую защиту, возложили доверие на Бога, единого способного воздать им должное и избавить от страданий. Во времена Христа о социальной справедливости говорить было еще рано.
11
ПОСЛАНИЕ ИИСУСА: НОВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Мы теперь подходим к тому, что евангелисты сообщают нам о послании, с которым Иисус пришел в эту запутанную и напряженную жизнь. Иоанн Креститель, весьма суровый под- вижник, явился, чтобы призвать людей измениться к лучшему, говоря, что Царствие Божие, надежда еврейского народа, при- близилось (Мф. 3,2).
Иисус, плотник из Назарета (Мк. 6,3), пришел из Галилеи, и Иоанн окрестил Его. Таким образом, Иисус связал себя с виновным человечеством, готовясь исполнить миссию во имя всех (ср. 2 Кор. 5,21). С этого момента Иисус был явлен как Мес- сия — предводитель, посланный Богом. Дух, сила Божия, осенил Его, и голос Отца назвал Его Сыном, Царем и Слугой.
Для Израиля Царь означал спасение народа Божия; Слуга
— спасение всех народов (Ис. 42, 1-4, 6; ср. Мф. 12). Царь знаме- новал триумф, Слуга — страдание (Ис. 53, 3-12). Эти черты,
разбросанные по всему Ветхому Завету и теперь соединившиеся в лице Иисуса, указали на то, что в Божьем плане идея Мессии не вполне соответствовала еврейским ожиданиям. Но Его при- звание состояло в том, чтобы, будучи Царем и Слугой в одном лице, установить справедливость и защитить бедных и угнетен-
ных (Пс. 71,1-4, 12-14; 42,1-4; 49,9-13).
Иисус прошел испытание (искушение в пустыне), которое подтвердило подлинность Его призвания как Мессии и Слуги,
отказавшегося от всех притязаний на политическую власть и
12
славу в этом мире (Мф. 4,9-10; Лк. 4,5-8). С самого начала стало ясно, что Царствие Божие не будет установлено насилием или войной, а Мессия не явит себя торжествующим полководцем или национальным вождем. Кроме того, использовать власть и славу (честь, авторитет, деньги), чтобы приблизить Царство Божие, значило бы пойти против Божьего замысла и стать орудием лукавого.
Провозглашение: Царствие Божие
После крещения и божественного явления Иисус возвра- тился в Галилею, где начал активную проповедь. Подобно Иоан- ну Крестителю, Он потребовал изменить жизнь, ведь Царство Бога приблизилось (Мф. 4,17). Но Он хотел сказать не то же самое, что Иоанн. Для последнего Царство началось бы с огром- ного судебного процесса (Мф. 3,12); для Иисуса оно заключалось в той перемене, которую Бог предлагал человечеству.
Естественно, люди понимали Царство согласно своим соб- ственным представлениям, т. е. ожидая поворота в истории
Израиля и окончательного наступления эпохи процветания и триумфа при правлении Мессии-Царя. Когда Иисус сказал, что Царство приблизилось, люди подумали о государственном перевороте, в котором Мессия восстанет и изгонит римлян, положив конец господству чужеземцев, и преобразит нацио- нальные учреждения.
Но Иисус отличал две эры Царствия Божия: первую - ис- торическую, которая должна начаться уже теперь, вторую — окончательную, когда торжество Бога будет очевидным. Иисус явился, чтобы начать первую эру и основать движение, которое станет началом Царствия Божия в мире.
Наступление Царства было радостной вестью (Мк. 1,15) особенно для бедных и угнетенных, как это было предвозвещено в Ветхом Завете (Лк. 4,18-19; Мф. 11,5). Благая весть заключалась в том, что люди должны были стать свободными и более ни в чем не нуждаться. В этом состояло Божие послание, переданное через Иисуса: наступает эра равенства, изобилия (Лк. 2, 51-53) и человечности, в которую единственным правителем будет непо- средственно Бог. Как они и надеялись, ход истории изменился — появилось новое человеческое общество.
13
Группа
Чтобы выполнить поставленную цель, Иисус выбрал муж- чин из простого народа, рыбаков с Галилейского озера (Мф. 4,1822). Он призвал их жить не для себя, и не для благочестивой жизни, оторванной от мира, но ради исполнения миссии, к которой Он собирался приготовить их: быть «ловцами людей». Таким образом, Иисус создавал не закрытую, но открытую группу, которая должна была возрастать, привлекая мужчин и женщин к новому образу жизни, который Он собирался препо- дать своим первым ученикам (Мф. 13,31-32).
Сравнение с существующими партиями
Иисус не отождествлял себя ни с одной из существующих партий или движений: конечно же, ни с правящим классом; ни с коллаборационистами саддукеями, фактически отказавшимися от идеала Царствия Божия; ни с фарисеями, которые господ-
ствовали и манипулировали людьми с помощью показного благочестия, поддерживая в них ложную религиозность. Фари- сеи молчаливо соглашались с существовавшей несправедливо- стью, объявив, что Бог сам разрешит назревшие трудности. Они были приверженцами недеяния, усугублявшего несправедли- вость.
Националистическая партия активно требовала перемен. Ее приверженцы, как и Иисус, хотели, чтобы Царствие Божие началось немедленно. Последователи Иисуса также принадле- жали к угнетаемым классам, но позиция и тактика их учителя коренным образом отличалась.
Глубокое расхождение между Иисусом и существовавши- ми партиями заключалось в следующем: все партии принимали существующий еврейский строй; они полагали, что царство,
храм и священство были действительными и постоянными учреждениями, кроме того, они наслаждались мыслью об ис-
ключительным положении еврейского народа среди других наций. Но Иисус во все это не верил вообще.
14
Иисус придерживается радикальной позиции
Позиция, занятая Иисусом, была радикальной: Он отри- цал легитимность сложившейся системы вообще. Решение
проблемы несправедливости заключаются не в бездеятельности и не в улучшении (эволюционном или революционном) сущест- вующих учреждений. Корень всех бед человечества лежит в основаниях самой системы, которую создали люди в погоне за деньгами, славой и властью; в тройном влечении к «обладанию», «превозношению» и «властвованию», толкающих людей на соперничество, ненависть и насилие.
Итак, Иисус отверг все установления Израиля: храм, цар- ство и священство. Он предложил создать новое общество, в котором люди могли быть свободными и счастливыми (Мф. 5,3- 10). Чтобы достигнуть этого, нужно было добровольно отринуть три ложные ценности: деньги (жажду богатства), славу (поиски признания) и власть (желание господствовать). Вместо соперни- чества — сотрудничество; вместо превозношения — равенство; вместо господства — солидарность и смиренное добровольное служение. На место зависти, ненависти и насилию должны прийти братство, любовь и свобода.
Радикализм Иисуса заставляет нас понять, почему в Еван- гелии мы не видим взывания к справедливости, характерного для пророков. Пророки были реформаторами, они требовали правды, потому что верили в законность учреждений. Иисус пришел не для того, чтобы потребовать правосудия, но чтобы предложить решение, которое окончательно покончит с миро- вой несправедливостью.
Но все это — не более чем красивая идея и утопия. Однако
Иисус не продвигал идеологии и по этой причине адресовал свое послание не ко всем. Людям Он говорил иносказательно, призывая к размышлению. Он хотел сформировать группу единомышленников, живущих по предложенным идеалам. Пока нет такого сообщества, не может быть никакого спасения; цель, предложенная Иисусом, будет неосуществимой, а его учение и пример станут очередной новой идеологией.
15
Конечно, насилием нельзя образовать такие сообщества. Для группы существенно, чтобы к ней присоединились люди по своему свободному выбору через личное убеждение.
Провозглашение Мессии
Поэтому Иисус, никогда никого не принуждая, а только приглашая, начал свою проповедь словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5,3). Чтобы принад- лежать Царству Божию, — так Иисус называет это новое обще- ство — недостаточно быть нищим. Нужно отказаться от самого желания богатства, заключающего в оковы сердце человеческое,
толкающего людей на несправедливость и отделяющего их от Бога (Мф. 6,19-21,24).
Каждый призыв начинается словом «блаженны». Таким образом, считающие себя нищими духом, не собираются быть среди угнетаемых. Бог, будучи их царем, обязательно освободит их. Они будут свободными людьми в царстве взаимной любви, свободными от нужды, поскольку все их стремления к справед- ливости будут удовлетворены в пределах группы, где все под- держивают друг друга, и каждому помогает Бог. Он Сам явится в искренних сердцах, не омраченных соперничеством. Те, кто стали братьями, будут посланцами мира среди всех людей и достигнут такого блаженства, что Бог назовет их своими детьми (буквально сыновьями и дочерьми). Они должны ожидать, что
развращенное человеческое общество будет преследовать не принимающих его системы ценностей. Но это не предвестие поражения, а скорее знамение того, что они находятся на сторо- не Бога и идут путем правды.
Как Иисус объяснил первым ученикам, группа должна была жить не ради себя самой, но для привлечения всех людей доброй воли (они свет мира, видимый град, Мф. 5,14-16). Они
призваны были стать носителями изменений в человеческом обществе (они — соль земли, Мф. 5,13; и закваска 13,33), потому что Мессия пришел, не чтобы привести к совершенству горстку людей, но ради непосредственного вмешательства Бога, меняю- щего ход истории.
16

Условия для ученичества
Само собой разумеется, что обязательным условием для ученичества была вера в Иисуса как Мессию и Сына Божия (Мк. 1,1; Мф. 16,16; Ин. 20,31); вера, означающая приверженность Ему и Его миссии. Очевидно, что нет смысла в следовании за Иису- сом, если не верить, что его послал Бог.
a) Отказ от богатства
Даровав веру, Иисус во-первых потребовал от учеников от-
казаться от стяжания (Мф. 5,3; Мк. 10,21 и Лк. 12,33; 14,33), что
является единственным способом порвать с несправедливой системой (Лк. 16,9). Этот отказ — не аскетическое делание не- скольких зацикленных на себе людей, а необходимость для вхождения в новое человеческое сообщество, которое Бог хочет сотворить в этом мире.
Нельзя сказать, что Иисус жестко ставил отказ от имуще- ства обязательным условием для спасения.6 Но целью группы, которую собирал Иисус, было не только обретение вечной жизни, которая уже обещана (Мк. 10,30; Ин. 3,18; 6, 47,54; Еф. 2,5- 6), но преображение человеческого общества. Недостаточно ни собственной праведности, ни снисходительных добрых дел, ни покровительственного милосердия и благотворительности. Он хочет создания группы, в которой нет ни моего, ни твоего, но где все разделяют все, что имеют, с другими (Деян. 2,42-45; 4,52).
Однако, избравшие бедность не должны стать толпой ни- щих. Напротив, Иисус обещал положить конец нужде и голоду. Он говорит лишь то, что решение проблемы заключается не в стяжании (Мф. 6,19-21), а в раздаянии (Мф. 14,15-21). У человека, оставившего попытки разбогатеть на земле, сам Бог становится капиталом и гарантом безопасности (Мф. 6,19-21). Раздавшие то, что имеют, обретут изобилие, явленное Иисусом в умножении хлебов (Мк. 6,38-44) и обещанное в ответ на вопрошание Петра
(Мк. 10,28-31).7
6Вечная жизнь может проявиться в готовности прийти на помощь ближнему (Мк. 10,17-18; Лк. 10,25-28; 19,8-10; Мф. 25,34-40,46).
7Пропитание группы не было лишь вопросом рачительного управле- ния; в этом также заключалось божественное благословение (Мф. 19,26),
17

Такая жизнь противоречит устоям общества, и поэтому Иисус ориентировал желающих быть его учениками на самоот- верженный прорыв к новому образу жизни. Чтобы принадле- жать группе Иисуса, недостаточно просто быть бедным, нужно сделать другой шаг, а именно отказаться от желания богатства и полюбить братство.
Иисус не просто отождествлял себя с бедными и угнетае- мыми, но и не стремился возглавить толпу (Мк. 1,37, 38, 45; 6, 45; 8, 10; Ин. 6,15). Он питал глубочайшую любовь к бедным: Он проводил с ними много времени, учил, лечил и кормил их, но когда заканчивал служение, то удалялся. Он умалился не для того, чтобы стать еще одним из угнетаемых, и не для того, чтобы возглавить их: Он пришел, чтобы открыть им новую возмож- ность, позволяющую униженным избавиться от ярма, а голод- ным от голода. В группе Иисуса никогда не было ни одного нуждающегося (Лк. 22, 35); Он не искал лишений (Мф. 11, 18-19) и не заставлял учеников поститься (Мф. 9,14-15); для него голод
был достаточной причиной для освобождения от требований закона (Мф. 12,1-8). Он жил бедно, потому что не верил в цен- ность богатства, и хорошо знал, что богатство часто подразуме- вает несправедливость (Лк. 16,9), так как человеческие свобода и счастье возможны лишь при отказе от любостяжания.
b) Отказ от славы и власти
Отказ от богатства влечет за собой отречение от почестей и власти, проистекающих из него. Где нет богатых и бедных, нет ни начальника, ни подчиненного. В своей группе Иисус никогда не позволял помыкать друг другом. Во-первых, в группе была полная свобода; Он никогда не навязывал строгих правил, обря- дов, которые нужно было соблюдать, или обязательных практик. А когда Его критиковали за то, что Его ученики не вели подвиж- нического образа жизни, Он вообще отказался устанавливать какие-либо правила касательно поста (Мф. 9,14; 17). Свобода и радость были отличительной чертой группы Иисуса, и сам Он сравнил это со свадебным пиром.
и невозможное человекам, сделано Богом, хорошо знающим наши нужды (Мф. 6,8,31-33). Нужно лишь быть готовыми прийти на помочь друг другу (Мф. 5,7) и быть щедрыми (6,22-23). Питание голодных было явным знамением того, что Иисус был Мессией, пришедшим, чтобы благовествовать бедным. Двенадцати ученикам поначалу было трудно понять своего наставника (Мк. 8,14-21).
18
Затем, Он не раздавал своим последователям никаких осо- бых титулов или знаков отличия, как это часто бывало у прочих учителей. Он запретил ученикам называть кого-либо «отцом», потому что все люди — братья и сестры, дети одного небесного Отца. Кроме того, Он никого не позволял называть «равви» (господин), как обычно обращались к учителям закона, посколь- ку у них был только один учитель — сам Иисус (Мф. 23,8; 11).
Каждый раз, когда у учеников проявлялась воля к власти, Он пресекал ее в корне; они должны были оставаться детьми (Мф. 18,1-4). И если ученик занимался каким-либо служением в группе, это не должно было походить на государственную структуру, где один является начальником другого (Мф. 20,2527). Власти Он противопоставлял равенство (Мф. 23,8) и взаим- ное служение (Мф. 20,25-28), находя гневные слова для любого, желавшего возвыситься (Мф. 23,12).
Чтобы стать его учеником, нужно было искоренить эгоизм: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16,24), то есть забыть о своей выгоде. И помимо этого Он нарисовал кар- тину, в которой не осталось места жажде славы: «Возьми крест свой», то есть будь готовым к высокомерным взглядам людей, отвержению и даже осуждению окружающим обществом (Мф.
6,10-12; 16,24).
c) Решение
Верность Иисусу и возвещение благой вести нужно поста- вить выше семейных уз (Мф. 10, 37; Лк. 14, 26), желания славы, благоустроенной жизни, безопасности и мирского успеха (Мф. 16,25-26). Решение должно быть радикальным и бесповоротным: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9,62).
«Мир» у апостола Иоанна
Подобное отвержение ложных ценностей общества выра- жено апостолом Иоанном как противостояние Иисуса и «мира». В отрицательном смысле это слово означает социальную, рели- гиозную и политическую систему того времени. Грех еврейской
верхушки заключался в самой ее принадлежности к властным структурам, неизбежно покоящимся на лжи и насилии (Ин.
8,23,44).
19

В противоположность этим предводителям, Иисус утвер- ждал, что является истинным пастырем, пришедшим не для того, чтобы разрушить и убить, но чтобы спасти и отдать собст- венную жизнь во спасение других (Ин. 10,10-11). Тех, кто претен- дует на власть и не в состоянии сделать подобное, Он называет ворами и разбойниками (Ин. 10,1-2,7)8.
Иисус и люди: освобождение
Большим препятствием для слушателей к принятию по- слания Иисуса было уважение к еврейским авторитетам и уста- новлениям. Иисус освободил от их власти людей словом и де- лом:9 своими проповедями Он подорвал престиж предводите- лей, но не как конкретных личностей (Он никогда не называл собственных имен), но как класса в целом. Фарисеи пользовались почтением, которое простолюдины воздавали им за благочести- вую жизнь. При этом люди чувствовали себя виновными, если
были не в силах исполнить все религиозные обряды с такой же скрупулезностью, как фарисеи. Иисус перешел в открытое наступление: тех, кого почитали за святых, Он посчитал лице- мерами (Мф. 6,2,5,16) и в лицо назвал их ворами (Мф. 23,25; Лк. 11,39). Таким образом, Он подорвал их авторитет и положил конец ложной идее, что святость состоит в исполнении множе- ства обрядовых предписаний и благочестивых обычаев (Мф.
5,20).
Иисус не просто доказывает это словами: Он заставляет учеников и людей открыть глаза на факты, каковы они есть и понять их; то есть, Он пробуждает в них критическое мышление
(Мф. 6, 2,5,16; 15,14; 16,12; 23,5-7). Столкнувшись с книжниками
8 Чтобы быть с Иисусом, недостаточно просто быть хорошим челове- ком, но нужно порвать с развращенным миром. Принятие послания Божия исключает учеников из «мира сего» (ср. Ин. 17, 14-16). Таким образом, те, кто с Иисусом, должны отказаться от ценностей «мира сего». Если Бог — податель жизни христианской общины, то князь мира сего — Сатана (Ин. 8,44; 12,31; 14,30). Христианская группа должна хорошо знать об этой несовместимости; ей не подобает быть «от мира» (Ин. 15,19) или приспосабливаться «к миру сему» (Рим. 12,12; 1 Петр.
1,14)
9 Когда Иисус общался с людьми, Он пытался освободить их от того образа мысли, которому они были научены, и который не давал им овладеть новым мышлением Царствия Божия. Сегодня мы назвали бы это «духовным пробуждением».
20