Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
m34701.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
908.29 Кб
Скачать

6. Патогенез

Риккетсиоз клинически проявляется в любое время года, но преимущественно в сезон выпаса животных. В некоторых хозяйствах он протекает в форме энзоотии, охватывая до 90% животных.

Пути заражения возбудителем оказывают влияние на характер эпизоотического процесса. При трансмиссивном пути, характерном для отгонного содержания скота установлена взаимосвязь между количеством клещей в природных условиях, домашних животных и степенью пораженности их риккетсиозом.

Подтверждением этого являются результаты по изучению особенностей иммунобиохимического статуса телят герефордской породы (В.А. Молоканов, С.М. Воробьёв, 2000;2001) с ярко выраженной пигментацией вокруг глаз, которые более устойчивы к РКК. У них установлена тенденция к более высокому содержанию общего белка сыворотки крови и повышенная активность антиоксидантных систем организма, что подтверждается более высоким уровнем церулоплазмина; повышенное содержание количества лейкоцитов за счёт моноцитарного звена, что говорит о более высокой активности макрофагальной системы; повышенная функциональная активность полиморфноядерных лейкоцитов; более высокая активность гуморального звена иммунной системы, за счёт более высокого содержания иммуноглобулинов первичного ответа (Ig М), лизоцима и циркулирующих иммунных комплексов, как в сыворотке крови, так и в жидкости передней камеры глаза.

Общими закономерностями иммунного ответа при риккетсиозе, является активизация защитных сил организма в начале заболевания. Установлено увеличение более чем в 2 раза концентрации иммуноглобулинов (Ig) М и А в первые 3-4 дня после внедрения инфекционного агента, как в сыворотке так и в жидкости передней камеры глаза. В дальнейшем, начиная с 3-ей стадии, нарастает уровень иммуноглобулинов вторичного иммунного ответа – Ig G, повышенный уровень которых сохраняется при РКК длительное время. Это связано с тем, что фаза снижения данного класса иммуноглобулинов очень пролонгирована, что объясняется 21-30 дневным периодом полураспада сывороточного Ig G.

Установлено максимальное (более чем в 2 раза) снижение уровня лизоцима в 3 и 4-ю стадии развития РКК, что соответствует максимальному уровню гистамина и снижению активности антиоксидантных систем. Это объясняется тем, что лизоцим являясь естественным антигистаминным фактором, присутствующим в организме животных, частично расходуется на элиминацию свободного гистамина, а также расходуется на участие в инфекционном процессе.

Общая бактерицидная активность сыворотки крови, отражает общие закономерности нормальной реакции организма телят на внедрение патогенной микрофлоры, которая заключается в активизации защитных сил организма на начальном этапе на фоне развития воспаления и дальнейшее постепенное снижение этого показателя.

Активация системы комплемента при РКК развивается по классическому пути, по которому цепь реакций, по синтезу его фрагментов инициируется комплексом антиген-антитело, что подтверждается повышением концентрации Ig M и Ig A уже в начале развития РКК, которые активируют систему комплемента. В дальнейшем (4-5 стадии) уровень активности системы комплемента снижается, что связано, скорее всего, с расходованием его компонентов на элиминацию циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК), уровень которых, постепенно повышаясь, достигает максимальных показателей к 5-ой стадии. Динамика ЦИК, которая нарастает по мере развития инфекционного процесса, указывает на повышение сенсибилизации организма больных телят.

При РКК утановлена прямая взаимосвязь иммунобиохимических показателей сыворотки крови и влаги передней камеры глаза, в зависимости от стадии болезни.

У больных животных отмечено резкое, более чем в 2 раза, увеличение уровня общего белка, в жидкости передней камеры глаза значительно начиная с 3-ей стадии. Повышение концентрации иммуноглобулинов А и М в 1,5-2,0 раза начиная со 2-й стадии.

Следует отметить, что жидкость передней камеры глаза содержит гораздо меньшее количество иммуноглобулинов по сравнению с сывороткой крови. Так если уровень Ig A меньше только в 2,3 раза, то уровень Ig M – в 6,3-7,0 раз, а уровень Ig G – в 50,0-57,13 раз. Возможно это связано с тем, что иммуноглобулины классов А и М проникая через гематоофтальмический барьер, накапливаются во влаге передней камеры глаза, и задерживаются там на более длительный срок за счет того, что их молекулярная масса в 6 раз превышает молекулярную массу Ig G.

Динамика лизоцима и комплемента в жидкости передней камеры глаза у больных телят при РКК, имеет несколько иной характер по сравнению с сывороткой крови. Так уровень лизоцима достоверно практически не менялся, хотя и отмечено его некоторое повышение в 1-ой стадии болезни на, и затем постепенное снижение.

Содержание комплемента и ЦИК по стадиям болезни имело такую же тенденцию, как и в сыворотке крови больных телят, нарастание на ранних стадиях развития болезни и снижение по мере созревания абсцесса роговицы, разрешения и рубцевания дефекта.

Следует только отметить, что если уровень комплемента, как в сыворотке крови, так и в жидкости передней камеры глаза был примерно на одном уровне, то содержание ЦИК в среднем в 5,0-7,0 раз ниже, что в целом коррелирует с низким содержанием в передней камере глаза иммуноглобулинов.

При РКК, в результате длительного паразитирования возбудителя в организме животных, развиваются сдвиги в белковом и липидном обменах, характеризующие катаболический профиль обмена веществ и анаэробный путь окисления углеводов. Это ведёт к нарастанию эндогенной интоксикации, снижению активности антиоксидантных систем.

На этом фоне нарастают явления аллергизации организма больных телят продуктами метаболизма риккетсий, особенно в 3-4-ую стадии, т.е. при довольно продолжительном течении болезни.

Вторичные иммунодефициты клеточного и гуморального звеньев иммунной системы приводят к нарушениям кооперативных взаимосвязей между иммуннокомпетентными клетками, снижению их функциональной активности, и как следствие к нарушению локальных иммунных реакций с развитием воспалительных процессов на слизистых оболочках конъюнктивы век и склеры, верхних дыхательных путей и легких, эндометрия, вымени. Этому способствуют алиментарные дефициты, являющиеся прямой причиной расстройств обменных процессов и результатом нарушений функций жизненно важных органов. Наблюдается снижение естественной резистентности и нарушение биохимического статуса организма. Из-за дефицита протеина, углеводов, минеральных веществ и витаминов происходят функциональные расстройства нейрогуморальной системы.

При появлении больных в стаде, превалируют аэрогенный, воздушно-капельный, диаплацентарный и алиментарный пути передачи возбудителя. При этом скорость развития эпизоотии находится в зависимости от плотности размещения скота.

При контактном и воздушно-капельном путях заражения активность эпизоотического процесса нарастает значительно быстрее, чем при трансмиссивном инфицировании.

Факторами передачи возбудителя инфекции могут быть молоко, вода, мясо, шерсть, инфицированные корма и воздух помещений, где содержаться больные и здоровые животные, однако ведущее место в его распространении отводится мухам и другим насекомым.

В защите организма от риккетсиоза важную роль играют клеточные (фагоциты) и гуморальные факторы естественной резистентности. При многих патологических состояниях организма, так же как и при риккетсиозе, отмечаются дефекты фагоцитарной системы.

Снижение защитной функции фагоцитов, секреторного иммуноглобулина и лизоцима приводит к нарушению локальной защиты и при инфицировании развиваются воспалительные процессы на слизистых оболочках конъюнктивы век и склеры, верхних дыхательных путей и легких, эндометрия, вымени. Этому способствуют дефициты протеина, углеводов, минеральных веществ и витаминов, являющиеся причиной расстройств обменных процессов и функции жизненно важных органов.

Учитывая важную роль низкого уровня естественной резистентности организма животных в возникновении РКК, необходимо учитывать ее показатели при прогнозировании болезни и организации лечебных мероприятий.

В конце зимы и в раннее весеннее время предрасполагающими факторами к возникновению и распространению болезни являются дисбаланс питательных веществ в рационе животных и прежде всего необеспеченность их не только белком, но и витаминами и микроэлементами, скученное содержание в помещениях с неудовлетворительными параметрами микроклимата: избыток влаги, аммиака, сероводорода, углекислоты, низкая температура воздуха; переболевание телят диареей, бронхитами, бронхопневмонией.

В летний период года увеличивается количество раздражающих факторов, негативно действующих на слизистую оболочку глаза. Устойчивость конъюнктивы и роговицы резко снижается под влиянием солнечных лучей; неблагоприятно на ткани глаза действует пыль, вызывая микротравмы, а жаркая погода ослабляет общую резистентность организма. Обилие насекомых способствует быстрому распространению возбудителя и перезаражению животных.

Независимо от пути заражения возбудитель проникает в организм через слизистые оболочки и кожу (чаще всего через поврежденную) не вызывая воспалительной реакции на месте внедрения. Это фаза внедрения.

Если возбудитель не фагоцитируется макрофагами и полинуклеарами на месте внедрения, он лимфогенным путем заносится в кровь, где обнаруживается уже через 4 часа после заражения. Это фаза первичной или малой риккетсиемии.

Из крови возбудитель в инкубационный период диссеминирует в микро- и макрофаги. Местом размножения риккетсий в фагоцитирующих клетках служит фаголизосома. Риккетсии в большом количестве концентрируются вокруг ядра, затем проникают в него и разрыхляют. Клетки увеличиваются в объеме и, в конечном итоге, разрушаются. При выходе в межклеточное пространство одна часть риккетсий гибнет, другая – фагоцитируется вновь, остальные проникают в циркуляторную систему.

При гибели возбудителя выделяется токсин (липополисахарид), который, по-видимому, обусловливает общую интоксикацию организма.

Фаза вторичной или большой риккетсиемии и токсемии. При длительной возбудителя в организме происходит аллергизация, в следствие сенсибилизации его продуктами метаболизма риккетсий, и веществами, образующимися при их лизисе. Аллергическая реакция наиболее выражена при подостром и хроническом течении болезни. Отличительной особенностью инфекционно-аллергических реакций является их сравнительно медленное развитие, поэтому их называют реакциями замедленного типа.

Следовательно, при риккетсиозном конъюнктивите имеют место все три иммунологических феномена: фагоцитоз, антителогенез, и гиперчувствительность замедленного типа. При подостром и особенно хроническом конъюнктивитах на фоне значительной деструкции эпителия отмечается накопление малых и средних лимфоцитов при слабо выраженной плазмоцитарной реакции, как свидетельствующее о появлении реакции на сенсибилизацию продуктами метаболизма возбудителя, и измененными тканевыми антигенами.

Фаза повторяющихся риккетсиемий и аллергизации организма. Усиливающееся нарушение гемодинамики в паренхиматозных органах ведет к развитию дистрофии и некрозов, нарушая их функцию и ослабляя организм в целом. В таких условиях развиваются аллергические и аутоиммунные процессы, которые приводят к подострому или хроническому течению инфекции.

Дефицит общего белка, альбуминов, глобулинов, лизоцима, каротина, витамина А и низкий уровень в сыворотке крови телят клеточного иммунитета, нарушение минерального обмена предрасполагает к воспалению слизистых оболочек, в частности, конъюнктивы глаз, снижается ее барьерная функция из-за десквамации покровного эпителия, обильного истечения слезы с малым содержанием лизоцима. При этом создаются условия, благоприятствующие активации риккетсий и условно-патогенной микрофлоры, и развитию конъюнктивита.

При снижении содержания каротина в сыворотке крови до 0,02  0,01 мг% у больных телят утрачивается блеск конъюнктивы, отмечается припухание и покраснение век, снижается количество вырабатываемой слезной жидкости и ее бактерицидность. Патологический процесс с конъюнктивы век переходит на роговицу.

Недостаток меди, цинка и марганца в роговице глаза способствует развитию в ней ксероза и более быстрому проникновению риккетсий в эпителий и строму.

Риккетсии, попадая на слизистую оболочку конъюнктивы век и склеры, на плоский неороговевающий эпителий роговицы, фиксируются. Освободившийся эндотоксин повреждает ткани, раздражает нервные окончания роговицы. Развивается острое серозное, затем катаральное воспаление, часто – десквамативное. Создаются предпосылки для нарушения зрительной способности глаза. Приведенная динамика развития патологического процесса обосновывает название болезни риккетсиозный конъюнктиво-кератит.

Во-первых, первично поражается конъюнктива, а потом в патологический процесс вовлекается роговица.

Во-вторых, в норме сосуды в роговице отсутствуют. Ее питание осуществляется за счет осмоса и диффузии со стороны эндотелия. Сосуды в нее врастают со стороны лимба или ресничного тела только при ее воспалении. Как известно, без сосудистой реакции нет воспаления.

Эндотоксин риккетсий играет существенную роль в патогенезе РКК. С интоксикацией связаны клинические симптомы болезни – депрессия, блефароспазм, слезотечение, плохая поедаемость корма. Эндотоксин обусловливает развитие альтеративных, экссудативных процессов и врастание кровеносных сосудов со стороны лимба и ресничного тела в роговицу с последующим расстройством гемодинамики. Степень их выраженности зависит от вирулентности Rickettsia conjunctivae bovis и реактивности организма.

Сoxiella Вurneti, так же как и Rickettsia conjunctivae bovis паразитирует в клетках соединительной ткани, адвентициальных клетках и поражает их вплоть до полного разрушения. При этом эндотелий сосудов, нервная и мышечная ткань не повреждаются. Это отличает Ку-лихорадку от других риккетсиозов, в частности, от сыпного тифа.

В поддержании эпизоотического процесса при риккетсиозном конъюнктиво-кератите крупного рогатого скота важная роль отводится природным (первичным) и антропургическим (вторичным) очагам риккетсиоза, через серых крыс, живущих в животноводческих помещениях, и бродячих собак.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]