Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3305

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
2.15 Mб
Скачать

литературе была рысь (см. «Поучение Владимира Мономаха детям»), так что это еще одна, мало рассмотренная в историографии проблема.

3.См. например: Фехнер, М.В. Глиняные лапы из Тимеревского курганного могильника // СА, №3, 1962. С.305-309; Фехнер, М.В. Бобровый промысел в Волго-Окском междуречье // СА, №3, 1989. С. 71-78; Дубов, И.В. Глиняные лапы в погребальном обряде курганов Аландских островов и Волго-Окского междуречья // Новое в археологии СССР и Фин-

ляндии. М., 1984. С. 95-99.

4.Историографический обзор см.: Кураев, И.В. Погребения с глиняными лапами и кольцами из Ярославского Поволжья // Научное наследие А.П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья. Материалы научной конференции. Труды ГИМ. Вып. 122. – М. 2000. – С. 157-164; более актуальная работа – Чеснокова, Е.Г. Глиняные лапы в погребениях Волго-Клязьменского междуречья (История изучения) // Материалы V межрегиональной научной конференции. Александров, 2013 (в печати).

5.Callmer, J. The clay paw burial rite of the Åland Islands and Central

Russia. A symbol in action // CSA. Vol. 2, 1994.P. 13 - 46.

6.Callmer, J. The clay paw burial rite of the Åland Islands and Central

Russia. A symbol in action // CSA. Vol. 2, 1994. P. 13 - 46.

7.Kivikoski, E. Finland.–London, 1967.

8.Sæbjørg, W. N. Thor’s hammer in Norway A symbol of reaction against the Christian cross? // Old Norse religion in long-term perspectives Origins, changes, and interactions. An international conference in Lund, Sweden, June 3–7, 2004. Lund. 2006. P. 218-223.

9.Назаренко, А.В. О язычестве славян //Древняя Русь и славяне. М., 2009. С.298 – 314.

10.Подробнее разбор проблемы см: Фроянов, И.Я. Народные волнения 1227-1230 годов в Новгороде // Древняя Русь IX –XIIIвеков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012. С.392 – 418.

271

11.См. Галкин, Т.О. Погребальный обряд региона Северо-Восточной Руси как отражение межрелигиозных, межэтнических и торговых связей в IX – в первой четверти XIII вв. (на письменных и археологических источниках) - автореферат на соискание учёной степени кандидата исторических наук – специальность 07.00.02. –Владимир, 2012.

12.Последняя работа подобного рода: О крае родном. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд-

во, 1978.

13.Археология древнего Ярославля. Загадки и открытия. М., 2012. –

296 с.

14.См. например сборники Новгород и новгородская земля. История

иархеология. Новгород, 1994-2012.

15.И территория Владимирского края в целом, добавим мы. Земля, которая за время существования Российского государства дважды принимала на себя столичные функции: на рубеже XII – XIII вв., и в XVI веке.

Глаголев В.С.

Феномен невоцерковленности в контексте церковно-государственных отношений восточно-православных церквей

Для современного человека культуры, живущего в лоне восточноправославной церкви (и думаю, для любой личности, ответственно относящейся к миру, к другим людям и значимым смыслам собственной жизни) непреходящую ценность представляет завет апостола Павла «Духа не угашайте!». Этот завет в равной степени значим для содержательных проектов государства в сфере конфессионально-государственных отношений и для ответственных людей церкви, которые в наши дни не могут укрыться от реалий государственной жизни за самыми высокими и толстыми стенами монастырей. Планка высоты и пламенения духа, то есть его интенсив-

272

ности, активности, устремленности к непреложным ценностям поистине небесного значения, позволяет формировать и утверждать установки высокой нравственной требовательности, содержательной культуры и чтения в сердцах людей их главных надежд, забот и устремлений. Для понимания людей в их главном!

Апостол Павел пришел в христианство чудом обращения. Он не понаслышке знал мир нехристианского окружения, равно как и мир современных ему христиан. И мы понимаем сегодня, что его выбор христианства, представляющийся нам мгновенным озарением, мог состояться лишь как преображение собственного духа в результате переработки всех глубоких впечатлений тех лет жизни, которые он провел до обращения. И его страстность утверждения христианства в среде язычников была не менее искренна и нравственно непреложна, как и его убежденная борьба с христианами до обращения к Христу. Мы наблюдаем здесь знание двух сторон, их аргументов положения, исповедания убеждений. И выбор – утверждение ап. Павлом христианства - предстает как результат взвешивания на весах внутренней совести правоты христианской веры.

Нетрудно заметить, что этого критерия совестливого выбора часто недостает логической мотивации, по лекалу которой выстраиваются те или иные позиции в отношениях церквей и государств. Это – критерий сердца. Сохраняя в своей духовной практике значение этих принципов апостола Павла, восточно-христианское видение церковной жизни утверждает подлинность своего содержания в строгом следовании обряду, исторически изменчивому, зависящему от форм «хранения» канона в рамках социаль- но-политических структур и национально-культурных образований, со всеми особенностями истории, языка, законов и обычаев данного места и времени. Именно последнее условие позволяет обеспечивать внутреннюю жизнь древним богослужебным восточно-христианским практикам в нашей бурно изменяющейся жизни, предъявляющей постоянно новые требования и в сфере взаимодействия церквей и государств.

273

В течение 2012 и 2013 гг. в нашей стране активно обсуждался проект изменений в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Критики этого проекта отрицательно отнеслись к предложению вывести за рамки легитимности религиозные группы, то есть малочисленные объединения верующих, не обязанные проходить государственную регистрацию, которую осуществляет российское Министерство юстиции. Возражения против Проекта изменений исходили из положения, что религиозная группа – естественная форма существования во многих духовных традициях. Апостол Павел в свое время общался, по-видимому, не только с крупными общинами, известными нам по его посланиям, но и с малочисленными группами христиан. Такой малочисленной группой были и первые ученики Спасителя – апостолы.

Критики Проекта отмечали, что в форме религиозной группы выражается сама идей свободы совести, возможность исповедовать свою веру и свидетельствовать о ней. Часто именно в рамках таких групп совершается молитва и осуществляется повседневное и праздничное богослужение. Соборность в христианстве покоится на образе священного собрания, для которого второстепенным по значению вопросом является количественный состав собравшихся. Вера, которая собирает людей в религиозные группы, не поддается ни социологическим, ни объективно выдержанным психологическим «замерам». Ни одному государственному регистрирующему органу невозможно подтвердить или отвергнуть признание искренности своей веры той или иной группой. Полагаю, что подобная сложность касается не только христианских, но и других конфессиональных религиозных групп, и определяет деликатные стороны государственноконфессиональных процессов.

Известна американская практика «размывания» идеологополитического значения различных конфессий за счет увеличения числа действующих центров религиозности разных типов и их «перевода» в сферу частной жизни. Однако ни «старая» Европа, ни традиции восточнохристианских церквей с их идеалами симфонического взаимодействия с

274

государственными структурами (традиция, унаследованная от тысячелетнего опыта Византии) не готовы к такой версии. Приходится иметь в виду, что активность полирелигиозных процессов в реальных условиях Европы ослабит позиции исторически доминирующих церквей. Нетрудно заметить также, что такое ослабление облегчит активизацию исламских групп.

Будем откровенны: сегодня ислам готов взять на себя функции титульной религии не только в арабском и тюркоязычном мирах, но и в Европе, - если там продолжатся процессы «старения» и депопуляции народов и наций, определивших формирование национальных европейских государств в сравнительно недавнем прошлом. Приходится учитывать демографические причины, а также признать силу нравственной собранности и устойчивости последователей ислама, объединяющих исламских иммигрантов в их стремительно расширяющихся общинах на европейском континенте.

С одной стороны, не существует ни серьезных культурных, ни идеологических оснований, чтобы признать исламские организации в Европе в качестве государственных. С другой стороны, нетрудно предположить, что европейский ислам будет искать возможности своего государственноправового признания и использовать все мыслимые правовые возможности продвижения по этому пути.

Поэтому европейская модель светского государства предполагает сохранение доминирующих идейных позиций бывших государственных церквей. Эти позиции основаны на сохранении их очевидного авторитета, готовности граждан участвовать в их жизни. Несомненно значима и приобретает все большую актуальность готовность христианских церквей индивидуально работать с каждым, кто пришел в их стены.

В литературе и религиозной практике православия существуют разные значения термина «воцерковленный» и, соответственно, различные типы отношения к этой категории верующих. В строгом церковном смысле «воцерковленный» - это человек, регулярно принимающий Причастие. Но какова должна быть регулярность принятия Святых Даров? Здесь многое

275

зависит от установки правящего архиерея, хотя minimum minimorum – Причастие раз в год перед Пасхой. Не случайно в Огласительном Слове Иоанна Златоуста, читаемом во время праздничной Утрени, говорится: «Придите все…». В то же время, рекомендации епископов и настоятелей храмов создают целый спектр уточнений степени регулярности принятия таинства Причастия прихожанами конкретных приходов: в одних достаточно причащаться один раз в месяц; в других – раз в неделю. Некоторые батюшки считают, что регулярное еженедельное причащение вредно для некоторых людей и не благославляют на него. Существуют определенные ограничения по допущению к Причастию женщин, связанные с их биологическими особенностями (выкидыш, аборт, роды, менструация). В последнем случае участие в таинстве не допускается; в остальных – для участия в нем требуется, как минимум, особая разрешительная молитва. В случае аборта обязательно покаяние. Другие ограничения относятся к строгости поста перед Причастием у младенцев. Некоторые ревностные священники (как правило, монашествующие) интересуются, – когда последний раз кормили младенца и, в определенных случаях, отказывают ему в Причастии, ссылаясь на то, что не прошло достаточно времени после принятия пищи. Напротив, для «кормящих, болящих и скорбящих», а также для беременных, по правилам не обязателен строгий пост в соответствующие дни. И наконец, в некоторых приходах ищущим Бога разрешается причащаться столько, сколько душа их просит – но с условием, что они чувствуют себя готовыми к этому. Психологически проницательные священнослужителя регулярно применяют эту меру к верующим, находящимся в неустойчивом психологическом состоянии, переживающим стрессы, вызванные как глубокими внутренними переживаниями, так и внешними причинами (смерть близких, семейные неурядицы и другие потрясения).

Оптимизирующим критерием применения выделенных практик является духовная жизнь прихожанина, патронируемая его духовным наставником. В зависимости от ее движения рекомендуется или запреща-

276

ется пост, увеличивается или уменьшается продолжительность келейного (домашнего) молитвенного стояния, число поклонов и т.д.

«Невоцерковленный» в таком случае – тот, кто ходит на службу, но не причащается; а также те, кто по тем или иным причинам игнорируют посещение храма.

Важно обратить внимание, однако, на несколько отличное от приведенного выше значение слова «воцерковленный». В реальной жизни и в социологии религии существует противопоставление тех, кто более или менее регулярно причащается – и тех, кто делает это крайне редко. Именно они составляют «довесок» к показателям роста религиозности в современной России, о котором рапортуют иерархи РПЦ. И именно они – тот «минус», который социологические службы «вынимают» из так называемого «общего числа верующих», когда недосчитываются на праздничных и иных службах и половины «отчетных» посетителей храма.

Следует учитывать, что секуляризационные процессы и динамика общественной жизни в условиях глобализации способствуют, с одной стороны, росту численности этого «довеска». С другой же стороны, у людей, включенных в эти процессы, наблюдается «ностальгия по настоящему» (А. Вознесенский), - т.е. неудовлетворенность уплощенным, одномерным состоянием внешней жизни и неосознанная тяга к трансцендентному измерению своего духовного состояния. Дистанцируясь от церковной обрядности, эти люди частично вливаются в новые религиозные движения, иногда переходят из православия в католицизм и протестантизм. А при определенных состояниях духовного кризиса под влиянием разных обстоятельств переходят в число последователей других религий.

Среди пребывающих в «довеске» есть люди, находящиеся «около церковных стен», живо интересующиеся церковной жизнью во всех ее проявлениях, но нерегулярно участвующие в церковных обрядах и эпизодически включающиеся в отдельные мероприятия церковной жизни (паломничество, Крестный ход, службы по случаю ключевых событий человеческой жизни и т.д.). Люди этого круга иногда оказываются на приход-

277

ских трапезах, принимают участие в благотворительных акциях. Паломнические поездки и передвижение с паломническими целями по городам могут относиться у них как к действующим храмам, монастырям и религиоз- но-мемориальным центрам (например, к Поклонным Крестам), так и к музейным комплексам, организованным на месте ранее действовавших культовых центров. Для верующего человека последние сохраняют свое религиозное значение: он благоговейно относится к ним даже в тех случаях, когда исторические особенности богослужения остались в далеком прошлом.

Централизованные формализованные организации и особенно цер- ковно-православные, представляют для государств наиболее удобные «объекты» работы (прошу простить меня за этот неуклюжий бюрократический термин). Их деятельность четко определена уставом. Они легко поддаются формализованной документации и соответственно процедуре формальной регистрации. На передний план в отношениях с государством у руководителей этих структур выступает представительство перед властями, социальное служение, образовательная деятельность, благотворительные функции.

При том последние иногда реализуются в формах сохранения в качестве приоритетных «эстетического благолепия». В данной связи в российской прессе недавно появился острый материал о закрытии в центре Москвы на неопределенный срок столовой при храме для предоставления телесной пищи само нищей категории московских обездоленных – так называемых бомжей (бытовая аббревиатура, обозначающая лиц без определенного места жительства). Поскольку храм, где их кормили, находился поблизости от центрального офиса Московской мэрии, появились успокаивающие сообщения, что место бесплатных обедов будет перенесено на окраину Москвы. Понятно, что в этом случае будут накормлены другие люди: путешествие бомжей по Москве создает определенные затруднения для других пассажиров. Аналогичные ситуации имели место на другом конце России - в Хабаровске и, видимо, являются одной из актуальных со- циально-конфессиональных проблем в нашей стране.

278

Известно, что лидеры крупных религиозных объединений, выступая в роли функционеров, вынуждены если не терять, то отводить на задний план свои качества харизматичных пастырей, вдохновляющих последователей. В результате формализованная централизованная структура затрудняет создание условий для переживания состояния соборности, предполагающей целостное единство во многообразии воззрений и убеждений.

Я думал так до встречи вчера с Его высокопреосвященством Митрополитом Амвросием. Митрополит Амвросий стилем своего общения ставит под сомнение мой тезис относительно этой трудности. Но это утверждение сохраняет, однако, свое значение применительно к другим иерархам православия. Как отмечает российский исследователь профессор Силантьева, «для традиций восточного христианства в отношениях с государством важно состояние негативной свободы – не отпадать от пути материнской Церкви. Не впадать в произвол – и при этом не унижать верующих других конфессий. Не превращать соборность в стадность – и при этом не превращаться в «индивидуума», сохранять лицо. Не гордиться обретенным опытом – и беречь его». Положительная свобода тем самым выступает как встреча с толкованием церковной жизни как «перпендикулярной». Она не встроена в разного рода социальные, экономически или политические проекты, - но и не противоречит им.

Горбунова А.М., Трухина М.М.

Из опыта популяризации русской духовной музыки как средства патриотического и нравственного воспитания

молодого поколения Пермского края

К числу важнейших задач, стоящих перед современной Россией, относится задача сохранения национальной самобытности, цивилизационной уникальности. Утрата нравственных ориентиров, как говорил Президент

279

РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012г., - создает угрозу нашему обществу, безопасности и целостности страны. Не менее опасной угрозой, является межэтическая напряженность и религиозная нетерпимость. В Послании подчеркивается, что нравственные традиции нельзя установить законом. Их сохранение и развитие – это задача всего общества.

Важнейшим фактором нравственного развития народа, в том числе молодежи, всегда была музыка. И в огромном разнообразии музыкальных направлений, особое место занимает русская духовная музыка, уходящая своими корнями в самые глубины нашей истории и культуры. Именно она стала смыслом жизни для нас – участников ансамбля «Перезвон». И наше исследование посвящено влиянию русской духовной музыки на формирование в молодежной среде национальной идентичности и терпимости.

Анализ накопленного материала позволили сделать следующие выводы. В отличие от большинства сегодняшних музыкальных направлений, русская духовная музыка живет уже свыше тысячи лет. Ее не смогли убить ни изломы истории, ни гонения. Сегодня духовная музыка вступает в пору возрождения. И это не случайно: ведь в условиях кризиса нравственных ценностей, она востребована, как никогда. Об этом свидетельствует история нашего ансамбля.

Все участники трио приобщились к духовной музыке еще до создания ансамбля. С самого детства родители знакомили нас с русской историей и культурой, старинными православными традициями. Окончив музыкальную школу, мы создали собственный коллектив. За прошедшие четыре года мы дали свыше ста концертов, на которых побывало более 24 тысяч человек, в основном молодежи. Если на первые концерты, которые мы устраивали обычно в школах, училищах, а то и просто во дворах, собиралось по несколько десятков парней и девчонок, то теперь в залах вместимостью по 800 и даже 1000 мест многим зрителям приходится иногда стоять. Вот как объясняют это сами зрители:

280

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]