Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Горокхов Основы културологии 2015

.pdf
Скачиваний:
24
Добавлен:
12.11.2022
Размер:
6.35 Mб
Скачать

мир изменился до неузнаваемости. Общество стало информационным. Количество научных открытий и технических изобретений в XX в. составило несколько сотен тысяч. Наука стала необходимым условием едва ли не всех видов человеческой деятельности.

* * *

История развития науки является, прежде всего, историей развития человеческой мысли, последовательной сменой идей, теорий, концепций обновляющихся и дополняющих друг друга и расширяющих горизонт человеческого постижения мира. Говоря об этапах становления науки, мы традиционно рассматриваем азиатскоевропейскую линию. Но справедливости ради надо отметить и успехи в деле познания мира народов доколумбовой Америки – майя, ацтеков, инков. Им также не был чужд интерес к неизведанному. В своих отдельных проявлениях их достижения не уступают европейцам и азиатам. Это касается астрономических и математических знаний. Однако эти народы в силу разных причин так и не смогли подняться до уровня фундаментальности, системности и целостности. Научные знания у них так и не стали наукой, а лишь отдельными, пусть даже яркими вспышками человеческого интереса к миру.

Классификация наук

Наука, как и любой другой элемент культуры, не представляет собой единое и абсолютно гармоничное целое. Она состоит из многих отраслей и дисциплин. Хотя, безусловно – это система, причём сложнейшая, которую не так-то просто увидеть, осмыслить, обрисовать. Даже выдающиеся мыслители испытывали огромные затруднения при решении этой задачи. Начиная с древних греков и заканчивая современными учеными, неоднократно предпринимались попытки классификации научных знаний.

Проблема классификации наук – это не просто тема их перечисления или группировки, но вопрос их взаимосвязи, переплетения, стыковки, взаимодействия, преодоления разобщенности, а то и разрыва. Вопрос этот очень большой и неоднозначный. Приведем несколько примеров решения данной проблемы.

251

С точки зрения Аристотеля, все науки можно разделить на:

теоретические (метафизика, физика, математика);

практические (этика, экономика, политика);

творческие (поэтика, риторика).

Он же полагал, что науки можно разделить на естественные (о природе) и искусственные (о человеке и его делах).

Ф. Бэкон спустя 2 тысячи лет после Аристотеля делит все знания на историю, поэзию и философию.

Попытки классификации научных знаний предпринимали Томас Гоббс, Джон Локк, Поль Гассенди. В частности Т. Гоббс, делил науки на индуктивные и дедуктивные; П. Гассенди – на логику, физику и этику; Дж. Локк – на физику, практику и логику.

В XIX в. французские мыслители (Сен-Симон, О. Конт) осуществили классификацию на основе движения от общего к частному, от более простых, общих, к более сложным, частным вопросам. О. Конт положил в основу классификации три критерия – логический, исторический и педагогический. Он представил следующую иерархию основных наук:

математика;

астрономия;

физика;

химия;

биология;

социология.

УКонта было несколько вариантов классификации, но эту он считал наиболее предпочтительной.

Гегель в соответствии с духом собственной философской системы предложил триадное деление – логика, философия природы, философия духа.

Г. Риккерт делил науки на естественные и исторические. П. А. Сорокин выделил три класса наук:

неорганические;

органические;

надорганические.

В. И. Вернадский в середине XX в. предложил классификацию наук на два типа:

252

науки, законы и объекты, которых охватывают всю реальность (физика, астрономия, химия, математика);

науки, законы и объекты, которых свойственны только для нашей планеты (биология, геология, гуманитарные науки).

Но по большому счету все составляющие научного знания, по мнению В.И. Вернадского, образуют единую науку.

Широкое признание в научной среде приобрела классификация наук на:

естественные (физика, химия, биология, география и дру-

гие);

социально-гуманитарные (социология, политология, экономика, история и другие);

технические (автоматика, электроника, кибернетика и др.). В научной литературе последних лет встречаются и такие клас-

сификации наук:

 

– описательные;

– типизирующие;

– объясняющие;

– генерализирующие;

– изучающие события;

– об объектах;

– изучающие законы;

– о проблемах;

– изучающие структуры;

– о методах;

– фундаментальные;

– идеальные;

– прикладные;

– реальные и т.д. и т.п.

Современный российский философ А. Г. Спиркин считает, что все науки целесообразно классифицировать на:

естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования;

общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).

Как видим, разброс мнений в вопросе классификации наук очень большой и к единому мнению учёные не склоняются.

3.5.7. Техника

Одним из сложнейших теоретических вопросов культурологической науки является вопрос о технике, её сущности, чертах, мес-

253

те и роли в культуре, достижениях, тенденциях и проблемах развития.

Первые проблески интереса к технике возникли в античной философии (Аристотель, Демокрит, Диоген Синопский, Лукреций Кар). Однако впоследствии тема техники на долгое время исчезла из актуальных научных проблем. А если дажеи имела где-то место, то её выносили за рамки культуры, рассматривали как нечто обыденное, утилитарное, прозаическое, не имеющее отношение к ней. Лишь во второй половине XIX века техника становится объектом пристального внимания философов, антропологов, историков, экономистов. Большой вклад в её научную актуализацию внесли известные немецкие мыслители Э. Капп, К. Маркс, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Бек, наши соотечественники П.К. Энгельмейер, А.Н. Бердяев, А.И. Ильин, Б.П. Вышеславцев, В.И. Вернадский, француз Ж. Эллюэль, испанский философ Х. Ортега-и- Гассет, ряд американских исследователей, в частности, Л. Мэмфорд, Г. Скотт, Т. Веблен, Л. Уайт, Д. Белл и некоторые другие.

Понятие техники

Понятие техники одно из самых разноречивых, не поддающихся однозначному определению. В научной литературе и на уровне обыденного сознания существует множество представлений о том, что это такое.

Напомним, что этимология слова техника своими корнями восходит к древнегреческому «techne», что означало искусство, мастерство, умение. Для древних греков техне было и ремесленным мастерством, и изящным художеством, и высоким искусством, и риторикой, и медициной, и наукой, и поэтичностью. Более того, техне воспринимали как знание в самом широком плане, как умение ориентироваться, разбираться в чем-либо, как вид познания истины, как получение результата.

В смысловом контексте оно подразумевало умения и средства, необходимые для достижения какой-либо цели и реализации плана. Но, по большому счету, «техне», как отмечалось ранее, было идентично культуре.

254

Термин техника основательно вошел в научный лексикон в XIX веке. Однако его трактовка была весьма многозначной. Приведем несколько интерпретаций этого феномена.

С точки зрения Э. Каппа, техника, создаваемая человеком, является образом и подобием его организма, т.е. проекцией на самого себя.

О. Шпенглер определил технику как тактику жизни в целом. Она, согласно воззрениям немецкого мыслителя, представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, который равнозначен самой жизни. По его мнению, имеются бесчисленные техники: техника льва, перехитрившего газель, техника дипломатии, управления, применения газов, живописи, скачек, управления полетом, логическая техника и т.д. То есть у О. Шпенглера речь повсюду идет не о вещах, но о целенаправленной деятельности.

Х. Ортега-и-Гассет рассматривал технику как онтологического кентавра, одна часть которого взята из природы, а другая от человека. Техника, согласно его представлениям, выступает в качестве промежуточного звена между человеком и природой, которое опосредует их взаимоотношения.

Х. Бек определил технику как результат «встречи» человеческого разума с природой, породившую удивительный парадокс.

К. Ясперс полагал, что техника – это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды.

Ж. Эллюэль сравнивает технику со средой обитания, являющейся, прежде всего, вселенной Машины.

М. Хайдеггер рассматривал технику как вид раскрытия потаённости. Сущность техники, с его точки зрения, расположена в области, где имеют место открытие и его непотаённость, где сбывается истина.

А.Н. Бердяев в работе «Человек и машина» утверждал, что технику можно понимать в более широком и в более узком смысле. В более широком смысле говорят не только о технике экономической, промышленной, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике духовной жизни, мистического пути, технике мышления, стихосложения, живописи, танца,

255

права и т.д. В узком смысле техника всегда есть средство, орудие достижения целей, но не сами цели.

Вотечественной литературе советского периода длительное время техника рассматривалась как совокупность орудий и средств труда, применяемых в общественном производстве, а также область человеческой деятельности, связанная с их изготовлением, применением и усовершенствованием.

Вообще надо заметить, что термин техника часто употребляется весьма произвольно – и по делу и всуе.

Вконечном счете, в различных исследованиях по проблемам техники утвердились две её основные трактовки – широкая и узкая.

Вшироком смысле под техникой понимается едва ли не вся целесообразная человеческая деятельность и продукты этой деятельности, т.е. искусство жить.

Вузком смысле техника рассматривается как инструментальноорудийные средства человеческой жизнедеятельности, помогающие жить.

Снашей точки зрения элементы техничности, инженерии имеют место почти во всей системе культуры, во всём многообразии общественного бытия человека. Но вряд ли правомерно всё это называть техникой. Для этого имеется немало других подходящих терминов – мастерство, качество, умение, технология, манера и т.п.

Всилу чего представляется, что собственно под техникой целе-

сообразно понимать систему материально-вещественных инструментальных средств (от простейших до сложнейших), с помощью которых человек воздействует на окружающий мир, преобразует его, создает, транслирует и воспроизводит культуру. В

такой интерпретации техника, вне всякого сомнения, есть мастерство, но не всякое мастерство является техникой. Мастерство футболиста, артиста, художника и др. не является техникой в этом смысле, а умением качественно исполнять свои обязанности, те или иные процедуры, воплощенные не в веществе, а в действии.

Вкультурологическом аспекте техника может рассматриваться двояко: с одной стороны, – это важнейший элемент культуры, имеющий собственные черты, свойства, характеристики, законы и тенденции становления и развития, типологические и видовые особенности, а с другой, – техника есть всеобщий инструмент культуротворчества, благодаря которому существуют и развиваются едва

256

ли не все элементы культуры и который по своей значимости стоит в одном ряду с языком. Подобно языку техника также является всеобщим полем, пространством, где разворачивается, функционирует и осуществляет собственное бытие культура. Многовековой опыт культурного бытия человечества показывает, что для того, чтобы существовала и развивалась культура, необходимо наличие следующей триады: человек→техника→природа. То есть культура не может создаваться без человека, культура не может существовать без природы, культура, по большей части, не может быть созданной и существовать без техники.

Как и всякий элемент культуры, техника имеет свои собственные специфические черты, признаки, свойства. Рассмотрим важнейшие из них.

Основные черты и признаки техники

Чтобы отграничить собственно технику от всего иного, «технического», попробуем выделить ее основные характеристики. В качестве таковых просматриваются следующие.

1. Вещественность (материальность). Техника, прежде всего,

представляет собой материальное тело, некогда бывшее природным веществом и благодаря человеческим знаниям и деятельности превратившееся в артефакт. Независимо от исторического времени и выполняемых функций, материала и размеров, прочности и дизайна техника всегда является материальным объектом, овеществленным человеческим знанием и трудом. Своеобразие технических объектов состоит в том, что они представляют собой нечто среднее между неорганикой и органикой. Как это ни странно звучит, но техника есть материал, взятый у природы, преобразованный, обустроенный и направленный против самой природы.

Техника объективна, она существует для человека как предмет объективированного мира, как вещь. Она надиндивидуальна, хотя может быть сделана с учётом индивидуальных потребностей человека. В силу материальности техника – один из самых наглядных, очевидных и результативных элементов культуры. Понять смысл мифа, религии, искусства сложно. Для этого требуется основательная подготовка, либо необходимо просто верить. Смысл и предназначение техники ясны даже человеку малообразованному, и это во

257

многом благодаря её материальному воплощению. Иное дело, владение техникой, знание принципов её функционирования, безопасности, умение её укротить. Наскоком технику не возьмешь. В этом плане в технике тайн больше, нежели в других элементах культуры.

2.Искусственность. Любая техника представляет собой искусственный объект, т.е. вещь созданную умом и руками человека. Ни один природный объект не может рассматриваться в качестве технического, если он не преобразован для выполнения специальных задач. Абсолютно вся техника, даже самая умная, является рукотворной и неодушевленной. Только в фантастических произведениях машины умеют думать и чувствовать. В реальности же они не более чем инструмент в человеческих руках, который если и «соображает», то делает это не самостоятельно, а по человеческой воле и заданной программе. Несмотря на искусственность, техника не противоречит природности, не нарушает её законов. Она заложена

вприроде потенциально, и человек посредством собственной деятельности актуализирует её. Но при этом технодеятельность не выходит за рамки, допустимые природой. Техника, как и вся культура, надприродна, но не антиприродна. С помощью техники человек создаёт новую реальность, своеобразную форму и способ человеческого бытия. Он преобразует природу, творит чудеса, но по законам природы. Следовательно, техника есть продолжение природы, её закономерностей и заложенных в ней потенциальных возможностей. Она – вторая природа, т.е. культура.

Благодаря технике мир, в котором живёт человек, стал искусственным – от искусственного дыхания до искусственного моря и острова.

3.Инструментальность. Не всякое искусственно обработанное вещество является техникой. Порой даже сделанное самым искусным образом, даже из самого дорогого материала, даже самым талантливым мастером. Техникой является лишь тот искусственный объект, который выступает в роли активного или пассивного инструмента, позволяющего человеку воздействовать на внешний мир и добиваться необходимых результатов. Техника всегда выступает инструментальным посредником между субъектом и объектом культуротворчества. Её цель исключительно прагматична, поскольку она является человеческой целью.

258

Как известно, инструментальные возможности человеческого организма ограничены, но желания, интересы и страсти безграничны. Их можно удовлетворить, хотя бы частично, с помощью техники, ставшей основным внешним органом жизнедеятельности человека, его образом и подобием. Именно в технике сконцентрировалась огромная преобразовательная сила, исходящая от индивида, его способности и возможности.

Втехнике постоянно происходит накопление орудийной силы, овеществленного и живого навыка. Природа не создаёт ни молотка, ни теплохода, ни телефона, ни компьютера. Всё это – продукты человеческих усилий; природный материал, который благодаря рукам

изнаниям человека превращается в технику и активно действует. Таким образом, инструментальность – важнейшая черта техники.

4.Целесообразность. Техника не является самоценной, она целесообразна, в ней интегрируются знания, мотивы, цели. И эта целесообразность задается людьми, её создателями. Цель, смысл, конкретное предназначение, ценность базируются не в самой технике, а в человеке – программирующем и создающем её. Техника есть не что иное, как способ и форма человеческого бытия, воплощающая сущность человека, его устремления и свойства. По сравнению с естественным миром, где действуют слепые стихийные силы, в мире техники всё более-менее запланировано, рассчитано, предусмотрено, целенаправленно, спрогнозировано. Хотя, разумеется, могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства.

Целесообразность техники проявляется во всём – в её предназначении, в параметрах применения, материале, из которого она создается, производимом количестве, себестоимости, предполагаемых сроках эксплуатации, энергопотребляемости, производительности, даже в последующей утилизации.

Любой создатель техники и её потребитель неизбежно задается вопросом: «Каков смысл этой машины, нужна ли она вообще?»

Втехнике встретились большие возможности природы и большие желания и твердые намерения человека использовать эти возможности. В результате настойчивых усилий людей, природа с помощью техники вовлекается в мир их целесообразных действий.

5.Функциональность. Любая техника от примитивной до самой совершенной создается для того, чтобы выполнять определенные функции, удовлетворять насущные потребности индивида и

259

человеческих сообществ. Круг основных функций, как правило, ограничен, хотя в силу различных обстоятельств могут выполняться и несвойственные тому или иному виду техники задачи.

Но, преимущественно, любая техника предназначена для определенных целей. Иначе говоря, она прагматична, имеет функцио- нально-прикладной характер. В силу чего важно, чтобы техника применялась точно по назначению, чтобы никому не взбрело в голову пахать самолётом, летать на тракторе, устраивать спортивные гонки автобусов с пассажирами, проводить опасные научные эксперименты на атомной электростанции и т.д. Нарушение функциональных параметров может привести к трагическим последствиям для человека, нарушению экологии природы, к разрушению самой техники.

Функциональность также означает то, что техника только тогда является таковой, когда она работает по назначению. Поломанная телега или комбайн, стиральная машина или утюг, валяющиеся на свалке – это уже груда мусора, но не техника. Следовательно, техника – это то, что целенаправленно функционирует, что может реально работать, приносить конкретную пользу.

6. Подчиненность человеческой воле. Создаваемая людьми техника не обладает какой бы то ни было самостоятельностью в принятии решений. Она полностью подчиняется человеческой воле и соответственно функционирует в заданном человеком направлении. Даже работа самой совершенной современной автоматической техники программируется её создателями в строго заданных параметрах. Технике полностью чужды избирательность, моральность, добросердечие, гуманность, скромность, сдержанность, ответственность и другие человеческие качества. Их надо искать не у машины, а у её творца и пользователя. Под молох техники может попасть любой: ребёнок и старик, мужчина и женщина, учёный и безграмотный, потребитель и даже её создатель. А чтобы этого не случилось, техника должна полностью повиноваться правильным конструкторским решениям, соответствовать правовым и моральным нормам, действующим в обществе. Известный американский ученый и писатель-фантаст А. Азимов сформулировал знаменитые три закона робототехники, которые с оговорками могут применяться к любой технике. Суть их такова.

260