Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УПП_частично готовые билеты-1.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
117.06 Кб
Скачать

1) Задержание подозреваемого ;

2) Меры пресечения ;

3) Иные меры принуждения.

Третья группа мер принуждения делится еще на две: а) применяемые к подозреваемому и обвиняемому б) применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому.

  1. Особенности возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.

Право распоряжения обвинением по делам данной категории принадлежит частному обвинителю — потерпевшему: уголовное дело возбуждается по его волеизъявлению. Однако дальнейшее производство по данным делам осуществляется компетентными государственными органами независимо от воли потерпевшего.

Если потерпевший признан недееспособным или ограниченно дееспособным, дело может быть возбуждено по жалобе его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, представителя организации, на попечении которой находится потерпевший).

Жалоба пострадавшего с просьбой о привлечении к уголовной ответственности лица, страдающего душевным заболеванием, влечет за собой возбуждение уголовного дела для решения в установленном порядке вопроса о том, не нуждается ли лицо, на действия которого подана жалоба, в применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Уголовные дела о таких преступлениях, как

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью (без квалифицирующих признаков),

  • побои,

  • клевета

считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за искл-ем случаев, когда руководитель следственного органа, следователь, и дознаватель(с согласия прокурора) возбуждают уголовное дело о ЛЮБОМ преступлении, если оно совершено в отношении лица, нах. в состоянии беспомощности.

Дела частного обвинения подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Эти уголовные дела (по трём статьям, указанным выше) возбуждаются

  1. в отношении конкретного лица

  2. в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по угол.делам (члены СФ и депутаты ГД, руководители, председатели, короче все крутые.)

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю  следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

Билет 34.

  1. Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии обеспечения независимости судей в уголовном судопроизводстве.

Основополагающим для правового статуса суда является положение о его самостоятельности и независимости.

Суды самостоятельны и осуществляют свою власть независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи и присяжные заседатели в уголовном процессе, участвующие в отправлении правосудия, также независимы (ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Независимость судей имеет своим непосредственным источником не разделение властей, а состязательность процесса, поскольку всякое справедливое состязание нуждается в нейтральном арбитре.

Независимость суда гарантируется в уголовном судопроизводстве:

  1. Запретом на смешение в его деятельности судебных и каких-либо других процессуальных функций. В частности, суд не вправе возбуждать уголовные дела, поскольку это является начальной формой уголовного преследования. Точно так же суд не правомочен направлять дела для производства дополнительного расследования, ибо это создавало бы неоправданное преимущество обвинителю. Однако если в досудебном производстве имели место существенные нарушения закона, объективно не устранимые в судебном производстве, суд вправе возвратить дело прокурору для их устранения, при условии, что это не будет связано с восполнением неполноты произведенного дознания или следствия, т.е. с дополнительным расследованием. Судья не может быть следователем, дознавателем, прокурором по рассматриваемому им уголовному делу, выполнять по нему любые другие процессуальные функции, кроме функции правосудия,— в противном случае он подлежит отводу.

  2. Правом на отвод и самоотвод судей. Дело не только в том, что при помощи этого института пристрастные судьи устраняются из процесса. Правосудие должно не только быть, но и представляться справедливым. Особенно эффективен в этих целях немотивированный отвод, когда обвиняемому предоставляется право отвести определенное количество судей, не затрудняя себя обоснованием этого.

  3. Запретом на навязывание суду чьего-либо постороннего мнения. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по за- кону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным за- коном (Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

  4. Правом суда в случае признания подсудимым своей виновности продолжить рассмотрение дела, если собранные доказательства оставляют у него сомнения в достоверности такого признания.

  5. Запретом в уголовном процессе на применение формальных критериев оценки доказательств. Никакие доказательства не могут иметь здесь заранее установленной силы и оцениваются лишь по внутреннему убеждению . Это значит, что в интересах судейской независимости имеет свои пределы даже подчинение суда закону, который не должен устанавливать в уголовном процессе формальную систему доказательств.

  6. Гласностью судебного разбирательства. Гласность сама по себе не делает суд независимым, однако затрудняет выражения судейской пристрастности и необъективности, быстро делая их предметом реагирования общественности.

  7. Участием в составе представителей народа — присяжных заседателей. Постоянные судьи нередко подвержены профессиональной психологи- ческой деформации — они ощущают себя частью государственного аппарата, чувствуют корпоративную солидарность с правоохранительными его частями (полицией, прокуратурой), задачи государства начинают заслонять для них интересы отдельных граждан, а индивидуальная справедливость может приноситься в жертву справедливости «высшей». Это порождает в действиях судьи тенденциозность, обвинительный уклон. Наконец, постоянного судью легче подкупить. Всех этих недостатков лишены или, по крайней мере, менее им подвержены представители народа в суде.

  8. Служебным судейским иммунитетом. Он выражается прежде всего в том, что судья не может быть привлечен к какой-либо юридической ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Наложение на судью дисциплинарного взыскания (предупреждения, досрочного прекращения полномочий) может осуществляться лишь особым органом самого судейского сообщества — квалификационной коллегией судей.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается соответствующей судебной коллегией по представлению Генерального прокурора РФ.

К уголовной ответственности судья может быть привлечен также при условии получения заключения соответствующей судейской коллегии о наличии в его действиях признаков преступления и согласия соответствующих квалификационных коллегий судей, избираемых органами судейского сообщества (собраниями, съездами или конференциями судей).