Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия ответы на вопросы к семинарам Яковлева Л.И факультет психологии.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
23.08.2022
Размер:
100.5 Кб
Скачать

3. Платон “пир”

О ЧЕМ «ПИР»?

Поэма о любви"— так иногда называли и называют „Пир". О любви небесной, высокой, отвлеченной, идейной, философской — „платонической". В «Пире» выясняются теоретическая и практическая стороны любви. Платоническая любовь — любовь к прекрасному вообще, к идеалу, красоте, благу.

Тема «Пира»: Что такое любовь?

ПЕРЕДАСТИЯ В «ПИРЕ»

В „Пире" педерастия исповедуется в сфере плотских любовных отношений. Она пришла с Востока и распространилась педерастия первоначально в дорийских государствах (Спартанском и Крит­ском), где ее распространение могло встретить благоприятную почву из-за условий военной и военно-школьной организации этих государств. В „Пире" Платон говорит о педерастии, как о чем-то общепринятом и общепризнанном.

О ЛЮБВИ

Идеальная форма любви для греков: „любящий" и „любимый" ставшие чем-то в роде старшего и младшего товарищей. Но гораздо чаще эти „товарищеские" отношения покоились на чувственной почве.

Платон, устами Сократа, отрицал все виды плот­ской любви, которая, независимо от ее формы, является в его глазах чем-то низ­менным, недостойным человеческого звания. Платон строго различает любовь земную и небесную любовь, стоящую многого и вели­кого.

ПОЧЕМУ О ЛЮБВИ?

  1. Любовь, как одно из звеньев, связывающих человеческую природу, слишком близка к философии Сократа и Платона, имеющей в виду, прежде и главнее всего, человека и его внутренний мир.ё

  1. В эпоху Платона тема о сущности любви была злободневной темою

ЖАнровые и композиционные особенности пира

  1. Это своего рода философский трактат, облеченный в своеобразную форму.

  1. Композиция „Пира“ отличается удивительною простотой и прозрачностью. За вводными главами (I—V) следуют пять речей участников пира.

  1. За этими речами, после короткой интермедии, следует речь или, скорее, рассуждение Сократа, за которым скрывается Платон.

ФЕДР

  1. Эрот — самый великий, могущественный и старший из богов, первым появился вместе с Геей из Хаоса. Он виновник величайших благ. А величайшее благо — это благородный любящий и благородный предмет любви.

  1. Любовь способна внедрить то, чем должны руководствоваться люди: стыд к постыдному, с другой—рвение к пре­красному. Любовь вдыхает в человека отвагу умирать друг за друга желают только любящие (Алкестида умерла за мужа и была воскрешена за подвиг, а Орфея прокляли, так как он испугался войти в царство мертвых).

  1. Боги скорее восхищаются, когда любимый любит своего поклонника, чем когда поклонник любит предмет своей любви. Ведь поклонник божественнее предмета любви: он боговдохно­вен (Ахилла отправили а острова Блаженных).

ПАВСАНИЙ

  1. Афродиты две (Урания Небесная и Пандемос Всенародная) => должны быть и два Эрота (Небесный и Всенародный), помощника богини.

  1. Деяние само по себе ни прекрасно ни постыдно: если совершается оно прекрасно и правильно, то становится прекрасным, если неправильно— постыдным. Не всякий Эрот прекрасен и достоин вос­хваления, но только тот, кто прекрасно направляет к любви.

  1. Эрот Всенародный являет деятельность свою, где случится. Его любят плохие люди: они любят более тело, чем душу; любят безрассудные существа, а не внутренне прекрасные, добиваются цели любыми, даже безобразными способами.

  1. Любовь Небесная не имеет отношения к женскому полу, а только к мужскому. Она не причастна к насилию. Любить и быть в дружбе с своими поклонниками признается весьма пре­ красным. Добровольное рабство пред предметом их любви не является предосудительным — это добродетель. Предмет любви вправе угождать любящему и его добродетели.

  1. Любовь явная лучше любви тайной, преимущественно же любовь к самым благородным и лучшим, даже если они и безобразны в сравнении с другим. Угождать дурному дурно и постыдно, угождать хорошему и прекрасно — прекрасно.

  1. Если любящий даст клятву, а затем нарушит ее, только ему одному бывает прощение от богов: боги говорят, что любовной клятвы нет. Всенародный поклонник непостоянен, так как предмет его любви непостоянен. А поклонник добронравственный остается на всю жизнь, так как он „сплавился" с чем-то постоянным.

  1. Любовь позволяет самосовершенствоваться любящему и любимому. Она заставляет и любящего и любимого прилагать большое по­печение о добродетели.

ЭРИКСИМАХ

  1. Эрот двойственен. Но Эрот существует не только в человеческих душах, в стремлении их к прекрасному, он существует также и во всем прочем, в его стремлении ко многому иному.

  1. Природа тела содержит в себе этого двойственного Эрота: здоровые и больные элементы тела; одна любовь бывает при здоровом теле, другая—при болезненном.

  1. Угождать хорошим людям прекрасно, распущенным— постыдно = угождать здоровым элементам тела прекрасно и следует это делать медицине—дурным же элементам тела и болезненным угождать постыдно. Медицина —наука о любовных элементах, свойственных телу. Тот, кто распознаёт в этих элементах прекрас­ную и постыдную любовь, есть врач в превосходной степени. Цель врача — вселить в эти элементы любовь и согласие.

«Тот, кто умеет перемещать и устраивать так, чтобы вместо одной любви человек приобретал другую, или чтобы, у кого нет любви, она зарождалась, или удалять любовь, уже существующую в человеке,— тот будет хорошим мастером своего дела (врачом)».

  1. Музыка, медицина, гимнастика имеют дело с гармонией, ритмом, целостью => подвластны Небесному Эроту. Но, чтобы получать удовольствие, надо умело пользоваться наслаждениями Всенародного Эрота, так как они оба в искусстве присутствуют.

  1. Людям благопристойным и тем, которые, не будучи еще ими, должны совершенствоваться в благопристойности, следует угождать и беречь их любовь.

  1. Эрот, конечная цель действий которого благо, сопряженное с здравомыслием и справедливостью, имеет величайшую мощь уготовлять нам всяческое счастье и дает нам возможность достигать общения и дружбы как среди нас самих, так и тех, кто выше нас— у богов.

АРИСТОФАН (комедиограф)

  1. Эрот — самый человеколюбивый из богов, помощник людей, врачева­тель всего того, что после того, как оно подверглось враче­ванию, приносит величайшее счастье роду человеческому.

  1. Было три пола (мужской пол был в начале порождением солнца, женский — земли, пол общий мужскому и женскому — луны). Имели эти люди страшную крепость и силу, и замыслы у них были великие. Боги наказали их и рассекли пополам. Когда человеческий организм был рассечен пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Они умирали от голода и вообще от в бездействия, так как ничего не хотели делать одна без другой.

  1. Любовь — стремление к целому. Став друзьями бога и примирившись с ним, мы отыщем и встретим предмет нашей любви, чего из теперешних людей достигают немногие. Высшее благо — получить свой предмет любви. Эрот возвратит нам нашу древнюю природу, уврачует и сделает нас блаженными и счастливыми.

АГАФОН

  1. Из всех богов блаженных Эрот является самым блаженным, самым прекрасным, самым доблестным.

  1. Он самый юный из богов, олицетворяет собой быстроту. Старость Эрот от природы ненавидит и ни на шаг к ней не приближается. Вместе с юными всегда он пребывает и бывает.

  1. Он нежен и гибок. Он ходит и обитает в самом мягком из всего сущего: свое обиталище он водружает в нравах и душах богов и людей. Селится в прекрасных душах и покидает безобразные: с безобразием он в постоянной борьбе. Эрот есть красота.

  1. Эрот не обижает ни бога, ни человека, не терпит обид ни от бога, ни от человека. Насилие Эрота не ка­сается. Совершая что-либо, он не совершает этого насилием.

  1. Он рассудителен (господство над удовольствиями и страстями), мужественен и мудр. Бог этот — столь мудрый поэт, что он и других делает поэтами. Эрот — отец наслаждения, нежности, неги, прелести, любов­ного стремления, вожделения, пекущийся о благом.

СОКРАТ

  1. Эрот ни прекрасен, ни благ. Это великий демон-стремление или гений. Он служит посредником (пророком, медиумом) людей и богов; передает мо­ления и жертвоприношения людей, повеления и воздаяния за жертвоприношения богов. Если ты прекрасен, то стремиться к прекрасному не надо, а безобразный к нему стремиться не может, поэтому все стремящиеся к прекрасному — посередине между прекрасным и безобразным.

  1. Он всегда беден, и многого недостает, чтобы быть ему нежным и прекрасным, каковым его признает большинство; напротив, он жесткий, грязный, необутый, бесприют­ный. Нужда — постоянный его товарищ. Он сын Пороса (богатство) и Пении (бедность).

  1. Однако он полон замыслов на все прекрасное и благое, мужествен, смел, упорен, страстный охотник, всегда плетет какие-нибудь хитрости, страстно любит рассудительность и способен подать ее. Любит мудрость.

  1. Он ни бессмертен, ни смертен. То, что он себе приобретает, постоянно утекает, так что он ни богат, ни неимущ.

  1. Он стоит посредине между мудростью и невежеством. Эрот есть любовь и стремление к прекрасному; следовательно, неизбежно, Эрот любит мудрость, любящий же мудрость занимает средину между мудрецами и невеждами.

  1. В сущности, всякое вожделение к благу и к счастью есть для всякого величайшая и коварная любовь. Любовь не бывает ни любовью к своей поло­вине, ни любовью к целому, если она, приятель, не заключает в себе блага.

  1. При каком характере человеческой деятельности напряженное рвение людей может быть названо любовью? Чем представляется вся эта деятель­ность? Это есть рождение в прекрасном, и телесное и духовное. Рождение — проявление стремления к бессмертию через произведение потомства или мудрости. Любовь позволяет соприкоснуться с прекрасным и произвести на свет новое. Творчество делает людей бессмертными.

  1. Прекрасное вечно.

Почему Алкивиад (полководец) хвалит Сократа?

Его речи, во-первых, полны внутреннего смысла, затем, что они наиболее божественны и содержат в себе очень много добродетели. Он отказывается хвалить Эрота и хвалит Сократа, так как они похожи, их можно ассоциировать через внешность и божественные речи.

Сократ — гений, последний между богами и людьми, философия — и есть то самое посредничество. Сократ велик, потому что дал целостность великой идее и продемонстрировал ее своим примером. Сократ своим диалектическим методом совмещает противоположности (тезис+антитезис => синтез). Старость/молодость; красота/безобразие; смертность/бессмертие.

Сократ: истину знают только боги => философия не претендует на истинность. В диалектике рождается не истина, а истинное мнение, позволяющее людям взаимодействовать.

Алкивиад подтверждает статус Сократа как философа: он сам живет так, как учит. Алкивиад — успешный и богатый полководец — усматривает симпатию от Сократа и решает его «подтолкнуть». Но Сократ познал прекрасное вообще; познав общее, частное уже не притягивает.

Любовь к женщине (земле) — чему-то неоформленному — беспорядочна. А греки любят порядок, определенность, выражающийся в мужском начале, в статуе. Мальчик должен идти по возвышающему пути учителя, что указывает любовь к мальчику.

Индукция Сократа: от частного к общему — так познается прекрасное — общее для всех.

Две традиции понимания гения в европейской культуре.

  1. «Гений и злодейство — две вещи несовместимые» («Маленькие трагедии»).

  1. Гениальный творец (от бога) имеет право на все, а толпа должна жить по нормам и конвенциям (немецкий романтизм, Байрон, Раскольников). По Ницше, нет божественного дара, человек должен достичь всего сам (экзистенциализм).

В Европейской культуре они переплетаются.

Гений, связанный с прекрасным вообще, не может творить злодеяний. Идеалист — тот, кто верит в идеал, который можно познать, к нему можно приблизиться. ЛУчше терпеть несправедливость, чем самому ее творить, хоть и сложно стремиться к добродетели. Если мы добродетельно живем, то с нами ничего плохого не случится, ибо добродетельная жизнь покрывает все несчастья. Гений должен учить людей только благу, должен быть примером. Философия создает проекты добродетельной жизни.

«Андрогинная теория творчества». У андрогина оба полушария хорошо работают. Эта концепция себя изжила на научном уровне и уровне массового сознания.