Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Васильев А.М., Петров И.Н. Рецепты Арабской весны русская версия (Политический бестселлер). 2012

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.82 Mб
Скачать

всего побережья страны. Три основные зоны отправки не­ легальных мигрантов — это побережье от г. Солимана до г. Сиди-Дауд, побережье к югу от мыса Эт-Тиб от порта Эль-Ха- вария до Келибии и восточное побережье от г. Мензель-Темим до г. Хаммамет. Из портов Туниса нелегалы, в первую очередь, стремятся добраться до южного побережья острова Сицилия или до островов Пантеллерия, Лампедуза, Линоза. Среди ми­ грантов распространен маршрут от побережья в районе порта Махдия до о. Лампедуза, откуда можно добраться до Мальты, а оттуда и до Сицилии.

Наряду с Ливией и Тунисом, Марокко, Алжир и Египет также выступают в качестве важных транзитных территорий и источников нелегальной миграции. Тысячи египтян, в основ­ ном молодых людей, ежегодно пытаются незаконно проник­ нуть в Европу. Некоторые используют побережье Египта, при­ бегая к услугам контрабандистов, однако большинство переби­ рается сначала в Ливию или в Тунис и лишь затем в Италию. Через Суэцкий канал идет поток миграции из Бангладеш и Шри-Ланки в Европу. В надежде проникнуть на европейскую территорию в Египет прибывают беженцы из Судана, Сомали, Эритреи и Эфиопии

В Алжире мигранты пересекают Сахару (в качестве тран­ зитных городов чаще всего служат г. Таманрассет на юге и г. Магния на севере страны) и перебираются в Марокко (основ­ ной транзитный город — Уджа). Среди нелегалов преоблада­ ют в основном граждане Нигерии и Камеруна. По этому мар­ шруту мигрантов, как правило, перевозят через пустыню на грузовиках.

Самый короткий путь в Европу — через Гибралтарский пролив. Всего 14 км разделяют Марокко и Испанию. Этот путь был самым популярным вплоть до начала 2000-х гг. Од­ нако благодаря введению в строй так называемой «электрон­ ной стены» в районе Гибралтара, он перестал быть основным. Мигранты, использующие территорию Марокко как транзит­ ную, пытаются проникнуть в испанские анклавы Сеуту и Мелилью, а также на Канарские острова.

Наряду с традиционными способами проникновения аф­ риканских нелегалов в Европу достаточно часто используют-

293

ся более изощренные пути. Одна из причин увеличения мас­ штабов незаконного перемещения людей кроется в широком использовании интернета для рекламы трудоустройства на За­ паде. Достаточно распространенным путем въезда в европей­ ские страны остается фиктивный брак с гражданами страны иммиграции. Однако в последние годы растет число иностран­ цев, использующих неофициальные каналы пересечения гра­ ниц без документов или с помощью поддельных документов, получить которые им помогают организации, специализирую­ щиеся на подобных услугах. К услугам фирм, занимающихся незаконным провозом иностранцев через границу и их неле­ гальным трудоустройством, прибегают в первую очередь эко­ номические мигранты и беженцы, не имеющие шансов на ле­ гальный въезд. Плата за нелегальную иммиграцию составляет

от нескольких сотен до десятков тысяч долларов в зависимо­ сти от страны назначения, дальности маршрута и длительно­ сти поездки. В последние годы бизнес на нелегальной имми­ грации переживает настоящий бум. Ежегодно транснациональ­ ные преступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн. нелегалов. По оценкам ООН, мировые доходы от контрабанды людей составляют 5—7 млрд. долл. в год.

Специфической чертой современной миграции является увеличение доли женщин (до 47,5%) и детей в нелегальном миграционном потоке. В последние 2—3 года довольно по­ пулярной стала незаконная миграция беременных африканок, рассчитывающих на гуманные чувства европейцев. Достаточ­ но распространенным является также нелегальное перемеще­ ние женщин, девушек и детей в целях сексуальной эксплуата­ ции. По оценкам экспертов, ежегодно на мировой рынок ин­ тимных услуг поступает от 700 тыс. до 4 млн. чел.

Большинство нелегальных мигрантов используют терри­ торию североафриканских государств как транзитную, стре­ мясь перебраться дальше — в Испанию, Италию или на Маль­ ту. Эти страны зачастую также оказываются лишь промежу­ точным этапом следования незаконных мигрантов в более благополучные страны ЕС — Францию, Германию, Нидер­ ланды, Великобританию. Отдельные нелегалы добираются до

2 9 4

скандинавских государств, миграционная политика которых до недавнего времени была достаточно мягкой.

Впереговорах с африканскими странами ЕС всегда увязы­ вал предоставление им каких-либо преференций с принятием на себя обязательства по реадмиссии мигрантов (возвращение нелегальных мигрантов в ту последнюю страну не член ЕС, с территории которой они прибыли). Соглашения о реадмиссии подписаны у Испании с Алжиром, Марокко, Мавританией и Нигерией, а у Италии — с Алжиром, Ливией, Марокко и Ни­ герией. В целом, страны Юга Европы настаивают на более же­ сткой миграционной политике. Однако эти усилия наталкива­ ются на противодействие более удаленных государств, таких, как Швеция, Дания, Норвегия.

Внастоящее время &0% европейцев выступают за усиле­ ние контроля на внешних границах ЕС, при этом, правда, 56% не против целевого приглашения иностранных рабочих и спе­ циалистов. Опросы общественного мнения показывают, что европейцы все чаще заявляют о необходимости защиты собст­ венной культуры, собственного образа жизни.

Каковы же основные направления борьбы с незаконной миграцией в Европе?

Во-первых, это введение более строгих законодательных актов и правовых норм, регулирующих въезд и пребывание иммигрантов, включая унификацию стандартов визовых доку­ ментов и сроков получения статуса беженцев. Многие евро­ пейские страны, стремясь сократить незаконный приток имми­ грантов в страну; в том числе под видом беженцев, ужесточили законы, регулирующие получение последними официального статуса. Наиболее значительные перемены произошли в Гер­ мании, в которой законодательно исключено автоматическое право для всех иностранцев на получение убежища. Анало­ гичные изменения в законодательствах и другие европейских стран привели к сокращению числа претендентов на получе­ ние статуса беженца.

Во-вторых, предусматривается усиление контроля за об­ щими границами, проведение совместных операций вдоль гра­ ниц, создание общей консульской системы и единой погранич-

2 9 5

ной службы, позволяющей взять под охрану контрольно-про­ пускные пункты на автомагистралях, в аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах. Для упрощения контроля за пребыванием и перемещением иностранцев планируется уже в ближайшее время создать общий банк въездных виз и под­ готовить списки стран, граждане которых должны иметь визы для въезда на территорию Евросоюза или смогут пользоваться безвизовым режимом передвижения. Программа формирова­ ния общей политики в области совместного управления грани­ цами государств ЕС включает также разработку общего свода законов о порядке пересечения внешних границ и подготовку практического руководства для пограничных служб.

В целом, можно сказать, что странам ЕС и государствам Северной Африки к концу первого десятилетия XXI века уда­ лось принять компромиссный план проведения единого курса на противодействие нелегальной иммиграции, который вклю­ чает ряд мер по выявлению и пресечению проникновения не­ легальных мигрантов как в североафриканские государства, так и в страны Евросоюза, в том числе транзитным путем.

Однако события «Арабской весны» самым существенным образом обострили миграционную ситуацию как в Африке, так и в Европе.

Революция в Тунисе послужила первым толчком к активи­ зации миграционных потоков. Воспользовавшись неразбери­ хой в стране и ослаблением пограничного контроля со стороны тунисских властей, 25 тысяч тунисцев высадились на малень­ кий итальянский остров Лампедуза. Конечной целью тунис­ ских мигрантов была не Италия, а Франция, которая, опасаясь притока еще большего числа североафриканцев, предложила усилить пограничный контроль между европейскими страна­ ми, что ставило под сомнение существующие шенгенские до­ говоренности.

Но главные события были еще впереди. Вооруженный кон­ фликт в Ливии стал главной причиной массовых перемещений на Африканском континенте. Помимо военных действий и по­ литической и экономической нестабильности положение усу­ губляется еще и тем, что оппозиционеры, пришедшие к вла-

2 9 6

ста после Каддафи, объявили черных африканцев «наемниками Каддафи» и всячески подогревали ксенофобские настроения среди своих сторонников. В результате этого в Ливии посто­ янно фиксируются случаи нападения, насилия и даже убийст­ ва африканцев. Многие из них неделями не выходят из домов, опасаясь нападения. Так, например, группа сомалийцев в Три­ поли из 30 человек 12 дней не покидала своего жилища. Один из этой группы отправился за помощью, но так и не вернулся. Группа эритрейцев, направлявшаяся из Триполи к тунисской границе, была остановлена более 20 раз и полностью ограбле­ на. Тридцатилетний электрик из Нигерии был выкинут из сво­ ей мастерской в Бенгази со словами: «Ты — пособник Каддафи и будешь убит!». Строители из Ганы были объявлены «наемни­ ками Каддафи» и их фотографии с соответствующей подписью были размещены в социальных сетях, таких, как Facebook и YouTube. Зафиксированы массовые случаи изнасилования чер­ ных африканок в Триполи и Бенгази. Это лишь малый перечень актов насилия, повсеместно происходящих в Ливии. В этих ус­ ловиях мигранты спешно покидают страну. С момента начала конфликта в феврале 2011 г. до ноября 2011 гг. страну покину­ ло более 850 тыс. человек. Подробная статистика, которой мы располагаем, относится к более раннему периоду — маю 2011 г. Так, по данным ЮМ, к 26 маю 2011 г. покинуло 531 439 чело­ век. В основном они переместились в соседние Египет и Тунис, но также и в Алжир, Нигер, Чад, Судан, в Италию и на Мальту. Более 70% беженцев — черные африканцы. Весьма примеча­ тельно, что в Европу переместилось в общей сложности менее 3% мигрантов. Транзитные пути по перемещению африканцев в европейские страны в 2011 г. сместились в сторону Марокко, на территории которого расположены два испанских анклава — Сеута и Мелилья.

К вынужденным мигрантам

прибавились и ливийцы.

К маю 2011 г. 342 тыс. ливийцев

покинули страну. В основ­

ном они пересекали египетскую и тунисскую границу, где нет визового контроля. На границе с Тунисом в палаточных лаге­ рях расположилось более 100 тыс. берберов из племен, лояль­ но относившихся к М. Каддафи. Они обратились за гумани-

2 9 7

тарной помощью к международным организациям. Многие из них надеялись в дальнейшем перебраться в Европу. Вливание Ливии в ряды стран массовой эмиграции населения еще более обострило непростую ситуацию в Средиземноморье. Ведь ра­ нее число иммигрантов из Ливии в Европе не превышало не­ скольких тысяч человек. И это были в основном богатые биз­ несмены, вкладывающие свои деньги в развитие европейской, в первую очередь, итальянской экономики.

Очевидно, что и европейские правительства и междуна­ родные организации европейского и мирового уровня будут всячески препятствовать притоку лиц из стран, охваченных революциями. Уже сегодня ряд этих организаций направил свои усилия на организацию помощи мигрантам в Ливии по их транспортировке в страны происхождения. Именно в этом европейцы видят выход из сложившейся ситуации. Ксенофоб­ ские настроения ливийских повстанцев вынуждают африкан­ цев спешно возвращаться домой или бежать в соседние Египет и Тунис. Но не всем это удается. Египетские и тунисские вла­ сти поддержали своих граждан и сумели организовать их воз­ вращение на родину. Однако это возвращение в условиях рос­ та безработицы и экономической нестабильности лишь уси­ ливает и без того острые противоречия на рынке труда этих стран. Что же говорить о черных африканцах, десятками тысяч прибывающих в Тунис и Египет. Вряд ли там им будет оказан приветливый прием. То же самое можно сказать о странах к югу от Сахары, которые экономически и социально не готовы к возвращению своих граждан, трудившихся в последние годы в Ливии. Одновременно исчез важный источник пополнения валютных поступлений для африканских стран-доноров рабо­ чей силы. Денежные переводы африканских мигрантов из Ли­ вии ежегодно превышали 2—3 млрд. долларов.

Иными словами, миграционная ситуация в регионе с по­ терей в лице Ливийской Джамахирии крупнейшего африкан­ ского рынка рабочей силы и ростом политической и эконо­ мической нестабильности в соседних арабских государствах постоянно обостряется. Весьма вероятно, что африканские ми­ гранты в ближайшие годы расширят географию своих переме-

2 9 8

щений. Речь идет не только о Северной Америке, но и о Ла­ тинской Америке и Азии.

Так, например, Китай, где активно борются с перенасе­ лением, столкнулся настоящим нашествием африканских ми­ грантов. Крупнейшее в Азии африканское землячество распо­ ложено в городе Гуанчжоу. По официальным данным, здесь проживают около 20 тысяч выходцев из Африки, по неофици­ альным, — их почти в десять раз больше, и число это каж­ дый год увеличивается на треть. 65% беженцев в Бразилии и Аргентине — африканцы. Даже в России растет численность африканской диаспоры. По некоторым оценкам, она достига­ ет 100 тыс. человек.

Что касается европейцев, то они прикладывают усилия, чтобы не допустить дополнительного притока африканских мигрантов, задействуя в условиях обострения экономической ситуации в Европе политические, институциональные, а, воз­ можно, и военные рычаги.

Критики стратегии усиления контроля за миграционными потоками утверждают, что эти меры просто не могут обеспе­ чить желаемого эффекта. В этой связи Евросоюз, по всей ви­ димости, нуждается в новой миграционной политике. Совер­ шенно ясно, что резкое ограничение миграции не соответству­ ет ни экономической, ни демографической ситуации в Европе и в других развитых государствах. Вместо того чтобы пытать­ ся предотвратить иммиграцию, нужно, с одной стороны, кон­ тролировать ее в соответствии с потребностями принимающих стран в трудовых ресурсах, поощряя трудовую и ограничивая нелегальную миграцию, а с другой — воздействовать на при­ чины, порождающие массовый исход африканцев из их собст­ венных стран.

В феврале 1994 г. в знаменитой работе «Приближающая­ ся анархия» Роберт Каплан предсказал общемировой кризис в результате разложения государств в регионе Западной Африки, что приведет к мощному «иммиграционному выбросу». Ми­ гранты из Африки, писал он, будут пытаться добраться до бла­ гополучных государств Магриба и Европы. Сегодня эти пред­ сказания сбываются. Более того, демографический взрыв на Африканском континенте сопровождается сегодня политиче-

2 9 9

ской и экономической дестабилизацией в относительно благо­ получном североафриканском субрегионе и массовой эмигра­ цией населения из Ливии, что еще более обостряет ситуацию как в Европе, так и на Африканском континенте. Решение про­ блем, связанных с миграцией, может быть найдено только то­ гда, когда возобновится экономическое и социальное развитие стран Африки, что невозможно без совместных усилий афри­ канских государств и всего мирового сообщества. Между тем в мировой практике уже накоплен большой «отрицательный» опыт помощи странам Африканского континента. Анализ их неудач свидетельствует, что государства региона, переживаю­ щие внутренние кризисы, требуют не краткосрочных про­ грамм, рассчитанных на немедленное получение результата, а помощи, имеющей долгосрочный и комплексный характер.

АВТОРЫ

Предисловие

ВАСИЛЬЕВ Алексей Михайлович — директор Института Афри­ ки РАН, действительный член РАН.

Причины и предпосылки

КОРОТАЕВ Андрей Витальевич — д.и.н., зав. кафедрой совре­ менного Востока РГГУ, ведущий научный сотрудник Института Аф­ рики РАН.

ЗИНЬКИНА Юлия Владимировна — к.и.н., научный сотрудник Института Африки РАН.

ЗЕЛЕНЕВ Евгений Ильич — д.и.н., декан восточного факульте­ та СПбГУ, директор филиала Института Африки РАН.

МУРСИ Мухаммед — председатель Партии свободы и справед­ ливости (Египет).

САВАТЕЕВ Анатолий Дмитриевич — д.и.н., ведущий научный

сотрудник Института Африки РАН, зам. директора филиала Инсти­ тута Африки РАН.

ИСАЕВ Леонид Маркович — научный сотрудник Национально­ го исследовательского института — Высшая школа экономики.

События и факты

ФИТУНИ Леонид Леонидович — д.э.н., профессор, зам. дирек­ тора Института Африки РАН.

ТКАЧЕНКО Александр Алексеевич— к.э.н., зав. Центром ис­ следований стран Северной Африки и Африканского Рога Институ­ та Африки РАН.

АШРАФ ЭЛЬ-САББАХ — политический обозреватель и коррес­ пондент российского арабоязычного телеканала «Руссия аль-Яум».

ГРИНЯЕВ Сергей Николаевич — Руководитель Центра страте­ гических оценок и прогнозов.

3 0 1

Что их ждет?

ФИТУНИ Леонид Леонидович — д.и.н., профессор, зам. дирек­ тора Института Африки.

ДОЛГОВ Борис Васильевич — к.и.н., старший научный сотруд­ ник Института востоковедения РАН.

ГУСАРОВ Владилен Иванович — д. геогр. н, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.

ВИНОКУРОВ Юрий Николаевич— д.и.н., ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.

ОРЛОВ Владимир Викторович — к.и.н., доцент Института стран Азии и Африки МГУ.

ДЕЙЧ Татьяна Лазаревна — к.и.н., ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.

АБРАМОВА Ирина Олеговна — д.э.н., зам. директора Институ­ та Африки РАН.